Одна из главных особенностей медицинского маркетинга в странах СНГ — недолгий период его существования в качестве полноценного отдельного направления. Это связано с тем, что официальная платная медицина появилась не так давно. Плюс сама по себе медицина — весьма консервативная сфера, и это отражается не только на применяемых методах лечения, но и на всех процессах, которые функционируют в клиниках. Ввиду этого и медицинский маркетинг несколько «запаздывает». Многие инструменты, которые отлично себя зарекомендовали и активно используются в других бизнесах — FMCG, ритейле, онлайн-торговле — в медицине задействованы лишь частично и далеко не во всех клиниках. Поэтому, прежде чем смотреть в сторону глобальных маркетинговых трендов, таких как голосовой поиск, чат-боты, интерактивный контент и т.д., в медицинском маркетинге нужно решить более фундаментальные задачи, без внедрения которых можно и не «дотянуть» до модных и дорогих фишек.
103 — международный медицинский проект, который сегодня работает в Казахстане, Беларуси, Украине, России.
В России какой сайт?
В России 103.рф, только начинаем развиваться.
"Согласно исследованию Netpeak за первое полугодие 2019 года, в Казахстане доля мобильного трафика значительно выше, чем в России и Украине, и составляет более 80%."
Не совсем понятно, что имеется ввиду под мобильным трафиком. Мобильный веб? Планшеты и айпады? Мобильные приложения? А может быть там кнопочные телефоны а-ля Нокия 6310? Важнее качество трафика, а не количество.
Более 80% относительно чего? От всего трафика в Казахстане? Или более на 80%, чем вэб-трафик? Какой критерий для включения трафика именно в мобильный? Возможно, это единичный запрос в гугл с телефона.
Вот официальный документ с прогнозом от Министерства Экономики и Бюджетного планирования Казахстана http://www.akorda.kz/upload/nac_komissiya_po_delam_zhenshin/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/4.2%20%D1%80%D1%83%D1%81.pdf
В нём указывается на уменьшение количества трудоспособного населения к 2020 году (у них пенсионный возраст ниже, кстати), а также почти 50% населения - сельские жители. В Китае например, есть несколько собственных соцсетей для пожилых людей, а в Казахстане нет - видимо по той причине, что пенсионеры Казахстана недостаточно активны в интернете и в мобайле в частности.
В общем - значение 80% кроме красоты не несёт никакой функции.
"Так, за два года (ноябрь 2017 — ноябрь 2019) мобильная аудитория портала 103.KZ выросла с 71,7% до 80,3%"
Тут на лицо типичная ошибка сравнения мягкого с тёплым. В данном случае используются метрики роста продукта для оценки успешности продукта и эффективности маркетинговых кампаний. А нужно использовать метрики продукта (конверсии, ретеншн, LTV и др.). Выросла аудитория, и что с этого? Вырос ретеншн или APRU? MAU/DAU (хотя это типичные метрики роста)?
И в целом странно слышать про адаптацию под мобильный вэб от компании (Артокс), у которой есть мобильное приложение.
Есть и ещё неточности, но, думаю, этого хватит, чтобы сделать вывод, что статья носит исключительно брэндовый характер (немного SEO, возможно).