Открыть бизнес по-умному: где учатся на стартаперов

Предприниматели, запускающие свой первый проект, чаще всего пребывают в растерянности. Они сталкиваются с множеством вопросов о бизнесе, ответы на которые нужны «здесь и сейчас», а где их получить – тоже не совсем понятно. О том, куда начинающим фаундерам обращаться за необходимыми знаниями, а куда – за деньгами для развития проекта, рассказала Дарья Приц, продюсер программы «Стартап Академия» Школы управления СКОЛКОВО.

Открыть бизнес по-умному: где учатся на стартаперов

Куда идти с бизнес-идеей

Развитие успешного венчурного стартапа состоит из нескольких стадий.

Первая из них – предпосевная. У фаундера есть только идея (иногда в виде MVP) и команда. На этой стадии он может рассчитывать на первые инвестиции у бизнес-ангела или в акселераторах: до 10 млн рублей. Эти деньги позволят стартапу протестировать гипотезы, вывести продукт на рынок и совершить первые продажи.

Следующий раунд инвестиций – посевной. Здесь речь идёт о суммах в несколько десятков миллионов рублей. За ними, как правило, обращаются в инвестиционные фонды.

Акселератор как таковой – это инвестор ранних стадий. Он даёт деньги на проверку самых первых гипотез и минимальное продвижение среди потенциальной аудитории. В классической американской модели акселераторы создают в основном венчурные фонды. Для них это воронка интересных проектов. Акселератор позволяет отобрать на самых ранних стадиях проекты с перспективной бизнес-моделью и командой, у которой есть потенциал к росту.

Акселератор финансирует бизнес-проекты, которые, условно говоря, находятся по своему развитию «в точке 1». У их создателей уже есть идея и бизнес-модель в логике стартапа. И здесь возникает вопрос: куда идти начинающим фаундерам, идея которых находится пока в диапазоне «от 0 до 1»?

Куда идти тому, кто только собирается стать предпринимателем?

Эти люди могут работать в найме, быть студентами, самозанятыми, владельцами микробизнеса. И большинство из них пока ничего не знает о стартапах, венчурах, раундах и прочем. Они не могут попасть в воронку акселератора, потому что живут вне этой венчурной логики. Им надо дать базовые знания для запуска венчурного бизнеса, объяснить «систему координат». Рассказать, как пошагово строят такой бизнес: с целями, приоритетами и инструментами на каждом шаге.

Подобного звена для начинающих предпринимателей долгое время не было на рынке. Традиционное высшее образование не даёт нужных для бизнеса практических знаний и навыков. А многочисленные бизнес-курсы в основном «мотивируют на успех», не предлагая серьёзной учебной программы.

Первой эту нишу «базового венчурного образования» заполнила «Стартап Академия» СКОЛКОВО. Наша главная задача – «прокачать» тот самый пласт начинающих предпринимателей с идеей «от 0 до 1». Если рассматривать стартап-академии как отдельную категорию, других игроков здесь пока не появилось.

В «Стартап Академию» приходят люди, которые недавно производили, например, пельмени, а теперь говорят: «Я бы хотел разобраться с тем, что такое венчур». Если предприниматель обратится с таким запросом в акселератор, ему просто откажут. Там отбирают проекты, которые уже находятся в логике венчура.

В «Стартап Академии» принцип совершенно другой. Мы принимаем в первую очередь человека, а не его проект. И главное здесь – желание стать венчурным или технологичным предпринимателем и готовность учиться. Наш «идеальный студент» настроен примерно так: «Может быть, я вообще ничего не знаю о стартапах и венчуре, но очень хочу создавать технологичные проекты. И готов посвятить этому ближайшие лет 10». Если у человека есть желание и хоть какая-то идея, пусть очень сырая – мы с ним работаем.

Какой он – будущий предприниматель?

«На входе» мы обращаем внимание на профессиональный опыт и образование новичка. Оцениваем, какой у него набор стереотипов. Выясняем, что он знает и не знает о предпринимательстве и венчуре, что думает о предпринимательской позиции, владеет ли профессиональным языком. На основе этой информации мы адаптируем наше образовательное решение под этого человека.

Мы хотим, чтобы выпускник «Стартап Академии» СКОЛКОВО мог самостоятельно идти дальше и строить свой проект, опираясь на полученные знания. У него во время обучения меняется сознание, он начинает лучше понимать рынок и уже знает, как на самом деле надо запускать проекты. У большинства наших студентов в процессе обучения трансформировалась начальная идея, а у некоторых – даже не раз и не два. Человек сам отказывается от слабых идей, и в этом нет ничего плохого. Это значит, что образовательное решение работает.

Тем, кто уже запустил свой проект и даже довёл его до первых инвестиций, «Стартап Академия» тоже может быть полезна. Бывает, фаундер интуитивно создал проект по логике венчура, но толком не понял, как ему это удалось. Есть такие «звездочки», которые с помощью чутья или просто везения движутся в нужную сторону.

Но вечно везти не может, и всегда надеяться на интуицию – тоже не лучший выход. Чтобы начинающий предприниматель совершал меньше ошибок в дальнейшем развитии проекта, ему лучше пройти специально созданную образовательную среду от 0 до 1.

Это вопрос кругозора, набора представлений о бизнесе и понимания венчурных правил. Во время обучения он начнёт переосмысливать свой проект и видеть, где и что он сделал не так. Обучение позволит ему докрутить и доупаковать проект, чтобы вывести стартап на новый уровень.

А вот фаундерам быстрорастущих стартапов на «продвинутых» стадиях мы обычно отказываем в приёме. К нам нередко приходят предприниматели с запросом: «Мне надо расти в 10 раз. Где в России этому можно научиться?»

Тут предприниматель стремится создать достаточно специфическую операционную модель, которая обязывает бизнес расти кратно. При этом его предыдущая сборка очень быстро устаревает. Готового образовательного решения под эту ситуацию нет. Предпринимателю приходится составлять его самостоятельно из разных программ.

На этой стадии наша программа не поможет. Она будет отвлекать фаундера от реальных действий, отбрасывать его на предыдущий шаг. Здесь рефлексировать уже нельзя – надо собирать экспертизу и команду, которые помогут проекту вырасти в несколько раз.

За знаниями – в Стартап Академию, за деньгами – в акселератор

Акселератор – это не только деньги, но и помощь экспертов-профессионалов. Но здесь важно помнить, что у акселератора нет задачи учить людей. Его функция – отобрать перспективных фаундеров с потенциально неплохой идеей и постараться «довести» их до следующего раунда.

Сейчас у акселераторов тоже есть образовательная составляющая. Но в основном она представляет решения в формате конференции. О полноценных учебных программах и тем более их адаптации под каждого человека говорить не приходится. Там нет такого набора лекций, форматов, игр, симуляций, домашних заданий, встреч с людьми, как в «Стартап Академии».

Акселераторы, как правило, набирают экспертов, которые читают разовые лекции или курс лекций на какие-то темы. Эксперт выступил перед аудиторией и ушёл, дальше ему в целом все равно. Он был классный, харизматичный, понравился слушателям, ему аплодировали. Но это не образование. Это справочный ликбез, из которого часть аудитории может получить какие-то инсайты, но не более того.

Классный эксперт – не всегда преподаватель. Он не знает, кто слушает его выступление, не спланировал, что он хочет сделать с этими людьми. Его просто попросили: «Расскажи что-нибудь про венчур». Он сделал 20 слайдов определений и аналитики, потом прочитал их, не ставя никакой цели. И он не знает, как аудитория поняла и усвоила материал.

В образовательных программах – всё по-другому. Это не просто «путь из точки А в точку Б», между этими А и Б ещё 20 пунктов, которые нужно пройти один за другим. Мы чётко знаем, что должно произойти со студентами в каждой из этих 20 точек: к каким выводам они должны прийти, каких результатов достичь. Преподаватель знает группу, продумывает траекторию изменения людей и следит за ними. При этом он понимает, что каждый слушатель по-разному воспринимает программу. Если надо, преподаватель корректирует свои планы в зависимости от результатов учеников.

Многие думают, что «Стартап Академия» конкурирует с акселераторами. Это не так. Их главная задача – дать финансирование и вывести проект на новый уровень, наша – обучить.

Рекомендации стартаперам

Сейчас в России для стартапов настоящее «окно возможностей». Появляется всё больше владельцев капитала, желающих инвестировать в новые перспективные проекты внутри страны. Но, чтобы довести свой стартап до инвестиционных стадий, нужно в первую очередь изменить мышление, сформировать базу необходимых знаний. А потом двигаться дальше. В этом случае начинающий предприниматель будет понимать, что делает, и принимать осознанные решения.

Если стартапер не разбирается в том, как устроен венчурный рынок – фактически он выходит со своим проектом в тёмный лес. Он не видит, куда идти, не понимает, что делать, и рискует наделать массу ошибок. Поэтому сначала обязательно нужны инвестиции в знания – с ними потом реально будет легче.

После «Стартап Академии» выпускник может выбрать несколько путей развития своего проекта. Акселераторы – не обязательная ступень, а лишь один из вариантов. Добежать до первых метрик посевной стадии можно и с помощью бизнес-ангелов.

Но нужно уметь находить этих людей, общаться с ними, формировать для них ценностное предложение, продавать его, проводить сделку. При этом не стоит забывать о рисках, которые несут такие инвестиции. Все эти знания и навыки тоже связаны с образованием.

Больше о программе Стартап Академия можно узнать по ссылке.

1717
10 комментариев

Классная информация. Круто, что есть такие предложения на рынке и есть такие классные возможности для предпринимателей сейчас.

1

либо эмпирически получать опыт и знания, но проходя через все круги ада и стадию отрицания))

Комментарий недоступен

Здравствуйте!

На программе предусмотрена система отбора через адмиссию - интервью с кандидатом.
Цель интервью - детально разобрать Ваш кейс в бизнесе и запрос на обучение в привязке к возможностям программы и по итогу дать рекомендации для входа на программу.

А многочисленные бизнес-курсы в основном «мотивируют на успех», не предлагая серьёзной учебной программы.

ага, знаем, к чему приводят бизнес курсы