Почему бесплатные тестовые не помогут найти работу

Привет! Я 10 лет работаю в дизайне, даже больше. За это время я выполнила около 20 бесплатных тестовых заданий (в основном, в начале карьеры), и факт: я ни разу не устроилась на работу по такому тестовому.

Приглашения, напротив, поступали от компаний, которые про тестовое даже не спрашивали. Обычно это было три этапа собеседования: с эйчаром, непосредственным руководителем и представителем дирекции компании.

Итак, почему же бесплатное тестовое задание не помогает найти работу? Я вижу здесь сразу несколько факторов.

  1. Отношение работодателя к такой работе
    Начнём с простого. Если работодатель предлагает вам бесплатно поработать ещё до того, как с вами пообщаться - вас не уважают. Не уважают ваше время и ваш труд. И вероятно, результаты этого труда также не будут рассмотрены с уважением и вниманием. Вы можете очень сильно постараться, как я в свое время. Я получала много позитивных и даже хвалебных отзывов о своих тестовых работах. "Нам очень понравилось ваше тестовое, мы рассматривали вас очень долго, сравнили с ещё десятком кандидатов, вы были лучше, но на финальном этапе мы отдали предпочтение кандидату с меньшими зарплатными ожиданиями." - реальные слова эйчара после двух недель ожидания.
  2. Отношение кандидата к такой работе
    Морально очень трудно постоянно работать бесплатно. Тестовое задание обычно не содержит достаточного количества информации, а работодатель не стремится эти пробелы восполнить. При реальной работе на проекте вас будут вводить в курс дела, объяснять детали, предоставят все имеющиеся данные - ведь это же ЗА ДЕНЬГИ. Но бесплатная работа не только тратит ваше время, она изнашивает вашу мотивацию и интерес к профессии. Если сделать слишком много бесплатных тестовых, можно выгореть. Мозг запоминает: "что я старался, что я не старался, вознаграждения нет." И - перестаёт стараться. Я заметила, что первые тестовые, которые я делала, были отличного качества, но потом всё чаще я соглашалась на тестовое и просто не могла его сделать.
  3. Иллюзия бесконечного выбора
    Распространена проблема как в примере один: получив ваше тестовое, рекрутер не спешит с ним к директору. Они ждут побольше кандидатов, побольше тестовых, побольше вариантов. Кто-то и вовсе решает продлить процесс до бесконечности, ведь это прекрасная возможность собрать базу идей, предложений, вариантов. И всё - бесплатно! При таком подходе отдавать предпочтение конкретному кандидату просто невыгодно. И вы ждёте и ждёте, и ждёте. А потом вам прилетает отказ. С кучей похвал и благодарностей. В этот момент я уже обычно где-то работала.
  4. Сама формулировка и формат тестового задания
    Тестовое задание (бесплатное) это даже не реальная задача. Это задача, придуманная на ходу, чтобы "раскрыть мышление кандидата". Реальные рабочие задачи очень мало похожи на описание тестовых заданий. Там обычно есть возможность поговорить с хендлером, посмотреть бекенд, увидеть варианты, перспективы... В конце концов есть мотивация и интерес к исследованиям. И обычно - больше трёх дней на работу.
    Тестовое задание не помогает раскрыть ваше мышление. Только реальная работа (за реальные деньги) поможет это сделать. Если работодатель хочет, он может взять вас на испытательный срок, или заключить с вами договор на исполнение одной рабочей задачи. Это будет намного продуктивнее. Но работодатель обычно не хочет в связи с пунктом 3.
  5. Время.
    Пока вы делаете бесплатное тестовое, другие кандидаты делают своё портфолио. Учатся, смотрят новые источники, и в конце концов отдыхают. Вы ждёте ответа, который придёт нескоро, нервничаете, ведь вы вложили в тестовое много сил и мыслей. А работодателю в целом безразлично. Это напоминает мне абьюз или френдзону в романтических отношениях. Цените свое время и свои силы. Даже джуниор не обязан работать бесплатно.
  6. "Если нам понравится - мы заплатим". Ну, вам понравилось, вы меня хвалили, но не выбрали. Что ж, никто ни разу не прислал мне за это даже тысячу рублей, что уж говорить о большем.

А что тогда делать?
Лучше всего делать своё портфолио.

Если вы джуниор - сделайте ребаунд, учебную работу, самостоятельный проект. Не ведитесь на то, что тестовое вам пригодится для портфолио. Честно говоря, я не выложила в портфолио ни одно из своих тестовых заданий. Они обычно не настолько объемные и подробные, а также интересны только конкретной компании.

Если вы мидл или сениор - потратьте время на дооформление портфолио, превращение кейса в настоящий лендинг, подборку иллюстраций, и описание своих проектов.

Хороший полноценный кейс в портфолио расскажет о вас гораздо лучше, чем бесплатное тестовое, в котором ещё и придется конкурировать с десятками аналогичных работ. Работодателю проще сравнивать нас, когда задача одинаковая. Но мы все хотим быть уникальными. Лучший способ быть уникальным - это оригинальное портфолио с настоящими работами, где вы получили достаточно информации, времени и внимания от заказчика. А также, узнали новые данные в процессе разработки, получили результаты исследований, провели несколько итераций. Такая работа гораздо богаче по смыслу, чем бесплатно нарисованный за три часа макет. Да пусть даже за три дня. Вы поняли.

В каких случаях бесплатное тестовое хоть немного полезно?

Моё мнение - ни в каких. Но если вы джун, или если у вас в портфолио ещё нет кейса для новой сферы, а в новую сферу хочется... То лучше сделать работу для своего портфолио. Она тоже бесплатная, но будет продавать вас всем работодателям сразу, а не одному конкретному.

Вы также можете взять супер интересное бесплатное тестовое и сразу делать его с заходом на портфолио. Но это будет означать, что вы поддерживаете культуру бесплатной работы.

Ни джун, ни мидл, ни сениор не должны работать бесплатно. В случае с мидлами и сениорами ситуация вообще абсурдная: даже с десятками лет опыта вам могут предложить сделать кусочек лендинга "чтобы посмотреть, как у вас получается". В таких случаях я всегда предлагаю презентовать свои реально существующие решения на звонке с демонстрацией экрана. Ссылки на фигму я тоже не высылаю, но по желанию могу сделать оттуда скриншоты. Пока что никто из любителей бесплатных тестовых не согласился потратить даже полчаса своего времени чтобы посмотреть мои реальные результаты работ. Что ещё раз подтверждает: вы таким работодателям не особо интересны.

Если вы считаете, что бесплатные тестовые полезны, поделитесь со мной своей историей, это важно!

44
4 комментария

Спасибо автору за актуальную для многих тему. Мне кажется, что бесплатные ТЗ это такое наглое шарлатанство, каким веет за версту) Просите у этих псевдоработодателей заключить с вами договор об авторском праве, в котором они клятвенно клянутся не использовать плоды вашего интеллектуального труда) Увидите, сольются сразу)

1
Ответить

Спасибо за ваш комментарий)
Был случай, когда даже договор согласились подписать, мол если нам не понравится, мы не будем использовать работу.
С годами понимаю - Филькина грамота. Очень много расплывчатых понятий, да и в суде будет очень сложно доказать оригинальность идеи. Авторское право зарегистрировать - отдельная сложная задача.

Ответить

100% база, согласен с каждым словом!
Про портфолио - тоже классная тема!
А ещё можно свой канал на ютубе завести.
P.S. ещё студентом вывел для себя формулу: "За бесплатно могу только нахуй послать" - очень помогает по жизни!

1
Ответить

красавчик!

Ответить