Mechazilla
Краш-тест

Как мы закрыли бизнес доставки еды с оборотом 100’000’000 в год ради новой развивающейся ниши в общественном питании

Как мы закрыли бизнес доставки еды с оборотом 100’000’000 в год ради новой развивающейся ниши в общественном питании

Предыстория

В 2020 году весь бизнес столкнулся с пандемией и мы, на тот момент времени сеть кафе-кулинарий в Казани, не стали исключением. Нужно было спасать компанию, и свое спасение мы нашли в доставке готовой еды.

Благодаря готовой команде разработки, которую привел в компанию один из основателей с другого своего проекта, мы смогли быстро развернуть всю необходимую it-инфраструктуру для запуска доставки в формате гиперлокальных кухонь.

За 4 года мы проделали настолько большой путь во всех бизнес-процессах, что оборачиваясь назад с трудом верится, что нам удалось все это сделать. Почти миллион заказов, собственные IT-решения для всех участков работы, своя курьерская служба, свои оборудованные кухни, профессиональная команда – и многое-многое другое!

Все было бы хорошо, если бы не один нюанс: unit-экономика с каждым годом сходилась все труднее и труднее и заглядывая в перспективу мы понимали, что без большого венчурного капитала на этом рынке добиться большого успеха будет крайне сложно… Мы должны были найти более «умный» и эффективный способ продавать еду…

Рубрика: «Эксперименты»

За два года до закрытия бизнеса доставки мы параллельно пытались проверять различные гипотезы на тему различных форматов продажи готовой еды, и одна из гипотез заключалась в размещении в офисе какой-нибудь крупной компании простого холодильника, который мы бы пополняли нашим текущим ассортиментом блюд (из доставки).

Нашлась такая компания из строительной сферы, и мы поставили туда холодильник со свободным доступом, рядом расположили два банковских терминала для самостоятельной оплаты. И понеслась… Тогда мы и не знали, что уже существует рынок так называемых «умных» холодильников:)

Каково же было наше удивление, когда совпали все наши ожидания от гипотезы с точки зрения планируемой выручки, среднего объема воровства и списаний нереализованной продукции! Ведь эти три показателя и решают итоговую эффективность в этой нише.

В среднем, за день мы продавали еду на 10’000 руб, воровали примерно на 1’000-1’500 руб, списания были на уровне 1’000 руб. Чистая прибыль в первый месяц составила 33’000 руб, или 15% рентабельности. И для нас стало очевидным, что если мы сможем автоматизировать процессы, то сможем снизить потери и удвоить рентабельность! Кинули часть ресурсов разработчиков на создание инфраструктуры для направления аппаратов, остальная часть по-прежнему работала на направлении доставки, тогда мы считали, что доставка для нас более приоритетное и перспективное направление. Глупцы. Романтики.

Как мы закрыли бизнес доставки еды с оборотом 100’000’000 в год ради новой развивающейся ниши в общественном питании

Автоматизация, автоматизация и ещё раз автоматизация

Пока мы пытались написать софт для нашего «нового направления» автоматов с готовой едой, мы успели разрастить до 15 точек. Объем потерь, связанный с воровством, списаниями, ручным планированием объема пополнения аппаратов, составлял уже более 600’000 рублей в месяц.

Когда у тебя нет автоматизированных процессов, ты не знаешь, как понять сколько единиц продукции тебе нужно в определенный день недели загрузить в определенный аппарат, ведь с точки зрения продаж каждая локация имеет разные предпочтения, разный объем потребления, который «поймать» ручным способом невозможно. Если этого решения нет, ты уже на этом этапе начинаешь терять свои средства. Потому что ты можешь либо не догрузить продукцию, и потерять часть прибыли из-за пустого аппарата. Либо перегрузить и тоже потерять деньги за счет того, что твоя продукция испортилась и ушла в мусорку. Другая проблема – система учета и интеграции с производственным софтом (учитывая, что мы сами являемся большим производителем еды).

Айтишники в общепите

Вот так методом проб и ошибок мы пришли к разработке собственной IT-системы, которая позволяет исключить воровство за счет умной видеоаналитики на базе компьютерного зрения, вести правильный учет за счет интеграции с производственным ПО, автоматически планировать объем пополнения для каждой локации за счет использования машинного обучения и аддитивных временных рядов. То есть мы провели комплексную автоматизацию учетов на всех этапах, что помогло нам сэкономить дополнительные 15% рентабельности, что в текущих наших масштабах более 1’000’000 рублей чистой прибыли в месяц.

Какое будущее у этой ниши?

Сейчас в нашей корпоративной сети более 50 аппаратов, мы являемся лидерами в Казани, планируем свое развитие в других городах-миллиониках как в виде корпоративной сети (со строительством своей фабрики по производству еды), так и с помощью франчайзи-партнеров.

На очередном мозговом штурме мы начали фантазировать на тему будущего сферы продажи еды в формате аппаратов самообслуживания. Нам хотелось представить, а как эти аппараты должны выглядеть в будущем. А куда поехать посмотреть на будущее? Конечно же в Китай! Так мы стали посещать разные выставки в области вендингового оборудования, оборудования для ритейла. Тогда в Китае мы обнаружили, что есть такой формат, когда покупатель может получить сразу горячую еду: такие автоматы стоят на улице, в коворкингах и бизнес-центрах. Мы вдохновились таким форматом, нам показалось, что вот оно – будущее, когда покупатель быстро может получить горячую еду, причем в формате самообслуживания (без продавца) – то есть, по более низким ценам, по сравнению с традиционным форматом кафе или столовой.

Там же в Китае мы нашли компанию с большим опытом в производстве вендингового оборудования и разместили у них заказ на первую опытную партию аппаратов с разогревом по нашим макетам.

Нам было важно, чтобы аппарат вписался в наши текущие бизнес-процессы направления умных холодильников - чтобы еда хранилась в вендинге в охлажденном состоянии, а опционально, если клиент этого захочет, аппарат мог бы еду предварительно разогреть, прежде чем выдать клиенту.

Опытную партию мы получили в начале 2023 года, а первую установку и запуск мы сделали в октябре 2023 года на территории ИТ-парка в Казани, где располагается офис нашей компании. Пока шло производство и доставка мы писали свой собственный софт для вендинга и интегрировали его в нашу основную IT-инфраструктуру.

Сейчас в нашей корпоративной сети действуют несколько таких вендинговых аппаратов, которые показывают достаточно высокие показатели эффективности, мы видим, что покупателям такой формат очень нравится.

Средняя выручка в день составляет 18’000 рублей в день, воровства в таком формате нет, а списания благодаря нашей системе не превышают 0,5% от выручки. В среднем, мы зарабатываем 100’000 рублей чистой прибыли с каждого вендингового аппарата и мы очень довольны проделанной работой!

А что дальше?

Мы продолжаем развивать нашу IT-систему, впереди – большое масштабирование и запуск производства вендинга на территории нашей страны, масштабирование корпоративной и франчайзинговой сети в городах-миллионниках.

Сейчас мы стараемся прокачивать себя как франшиза не просто вендингов и микромаркетов с готовой горячей едой, а как инновационная IТ-система общественного питания!

33
6 комментариев

При всем уважение дуслар, но я вижу как вы не изменяя свойм традициям продолжаете копировать московский сервис "Кухня на районе"

Руслан, привет! Очень интересно, а чего тебя так задевает этот факт?) Все мы смотрим друг за дружкой, ребята из Кухни - потрясающие талантливые ребятам, офигенные вещи делают. В самом начале нашего пути мы заимствовали многие элементы дизайна у ребят, что в этом плохого, когда ты ориентируешься на лучших?

А что касается микромаркетов, когда Кухня запустила "Холодос" у нас уже была огромная сеть в Казани.

Ориентироваться на лучших и делать свое это разные вещи. И вы даже не скрываете, что просто копируете (воруете) у других визуальные и концептуальные продуктовые решения.

Жители домов от застройщика ПИК остались без интернета из-за DDoS-атаки на единственного провайдера

Кроме того, не работает связь, а жильцы не могут открыть двери подъездов и попасть к себе домой.

3030
55
55
22
Цифровое рабство 21 века. Куда смотрит фас. Это позор конечно. Карманные УК гоняют других провайдеров. )
реклама
разместить
Альфа-банк ответит за убытки клиента

Верховный суд рассмотрел спор о взыскании убытков с банка за неисполнение поручения клиента.

Альфа-банк ответит за убытки клиента
3636
99
44
Альфа банк худший банк для бизнеса (с)
США впервые наказали Китай за иранскую нефть: а что с Россией?

Администрация Дональда Трампа сделала ход, которого от нее давно ждали, но все равно удивились: впервые наказала Китай за покупку нефти, попавшей под американские санкции.

США впервые наказали Китай за иранскую нефть: а что с Россией?
Правительство разрешило добывать криптовалюту в регионах, где введён запрет на майнинг — но генерировать электричество надо самим

Майнинг запрещён в 13 регионах России.

Источник: Thegeekpub
1818
День 1123: российские застройщики начали привлекать рабочих из Индии

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Источник: DR
1717
22
22
11
Все лишь бы не поднимать зарплату для местных )
LinkedIn — не просто соцсеть для бизнеса. Это золотая жила для тех, кто умеет копать глубже (а ИИ умеет)

Линкедин — это не просто платформа, где все публикуют резюме, ищут сотрудников или хвастаются офисными кактусами. Это гигантская база данных, где каждый профиль — открытая дверь для холодных, но горячих сделок.

LinkedIn — не просто соцсеть для бизнеса. Это золотая жила для тех, кто умеет копать глубже (а ИИ умеет)
88
33
11
Кантонская выставка: посетить самому vs заказать подбор в ChinaToday

Кантонская ярмарка — крупное торговое событие Китая, которое пройдет в Гуанчжоу с 15 апреля по 5 мая 2025. Есть мнение, что это маст визит для тех, кто планирует расширение своего ассортимента или хочет оптимизировать стоимость закупок. Но давайте посчитаем, что выгоднее: лично отправиться изучать рынок в Китай или доверить это посреднику? Мы подсч…

Кантонская выставка: посетить самому vs заказать подбор в ChinaToday
130 лет мы писали сценарии, снимали людей и монтировали, пока не пришла нейросеть

Первый кадр фильма показывает человека с плакатом, протестующего против пришельцев. Этот репортаж прямо с улицы, мы прямо на пикете.

1414
33
11
11
"Главный ресурс 21-ого века" На чем люди зарабатывают миллионы?

Ну создаст человек бизнес, наймет тонну сотрудников, а клиентов все равно нет. В чем проблема? Ответ: отсутствие человеческого внимания к вашей компании. Да, именно внимание людей сделает тебя финансово-независимым. В этой статье я хочу рассказать все о том, почему внимание человека - это важнейший ресурс нашего времени.

"Главный ресурс 21-ого века" На чем люди зарабатывают миллионы?
55
реклама
разместить
Как я получил с дивидендных акций, облигаций, фондов и депозита 56 410 рублей и не жалею об этом. Пассивный доход за январь

Поскольку капитал уже существенный, вижу смысл считать, какой пассивный доход приносит портфель. Я решил ежемесячно подсчитывать, какая зарплата капает с акций, облигаций и депозита. Начну с января, потом будет февраль, ну а с марта и далее буду считать уже своевременно каждый месяц. Доход скромный, но я не жалею о том, что ввязался в инвестиции, т…

Как я получил с дивидендных акций, облигаций, фондов и депозита 56 410 рублей и не жалею об этом. Пассивный доход за январь
2424
11
11
Китайская Baidu оказалась в центре скандала — 13-летняя дочь топ-менеджера «сливала» данные пользователей, которые критиковали корейскую поп-звезду

Компанию заподозрили в нарушении конфиденциальности данных.

Источник фото: Kr Asia
2727
99
55
22
22
Дочь совсем уже *@%*&. Думает что она типо крутая может что-то. Не понравилось ей что-то. Да пошла ты *****
Пошаговый гайд по созданию лендинга с помощью AI

________________
Время создания сайта: 40 минут
Стоимость: 1000 руб
________________

▪— Планирование и структура
▪— Генерация сайта в Durable
▪— Наполнение контентом
▪— Кастомизация
▪— Публикация сайта

Пошаговый гайд по созданию лендинга с помощью AI
4343
1313
99
11
[]