Как мы закрыли бизнес доставки еды с оборотом 100’000’000 в год ради новой развивающейся ниши в общественном питании

Как мы закрыли бизнес доставки еды с оборотом 100’000’000 в год ради новой развивающейся ниши в общественном питании

Предыстория

В 2020 году весь бизнес столкнулся с пандемией и мы, на тот момент времени сеть кафе-кулинарий в Казани, не стали исключением. Нужно было спасать компанию, и свое спасение мы нашли в доставке готовой еды.

Благодаря готовой команде разработки, которую привел в компанию один из основателей с другого своего проекта, мы смогли быстро развернуть всю необходимую it-инфраструктуру для запуска доставки в формате гиперлокальных кухонь.

За 4 года мы проделали настолько большой путь во всех бизнес-процессах, что оборачиваясь назад с трудом верится, что нам удалось все это сделать. Почти миллион заказов, собственные IT-решения для всех участков работы, своя курьерская служба, свои оборудованные кухни, профессиональная команда – и многое-многое другое!

Все было бы хорошо, если бы не один нюанс: unit-экономика с каждым годом сходилась все труднее и труднее и заглядывая в перспективу мы понимали, что без большого венчурного капитала на этом рынке добиться большого успеха будет крайне сложно… Мы должны были найти более «умный» и эффективный способ продавать еду…

Рубрика: «Эксперименты»

За два года до закрытия бизнеса доставки мы параллельно пытались проверять различные гипотезы на тему различных форматов продажи готовой еды, и одна из гипотез заключалась в размещении в офисе какой-нибудь крупной компании простого холодильника, который мы бы пополняли нашим текущим ассортиментом блюд (из доставки).

Нашлась такая компания из строительной сферы, и мы поставили туда холодильник со свободным доступом, рядом расположили два банковских терминала для самостоятельной оплаты. И понеслась… Тогда мы и не знали, что уже существует рынок так называемых «умных» холодильников:)

Каково же было наше удивление, когда совпали все наши ожидания от гипотезы с точки зрения планируемой выручки, среднего объема воровства и списаний нереализованной продукции! Ведь эти три показателя и решают итоговую эффективность в этой нише.

В среднем, за день мы продавали еду на 10’000 руб, воровали примерно на 1’000-1’500 руб, списания были на уровне 1’000 руб. Чистая прибыль в первый месяц составила 33’000 руб, или 15% рентабельности. И для нас стало очевидным, что если мы сможем автоматизировать процессы, то сможем снизить потери и удвоить рентабельность! Кинули часть ресурсов разработчиков на создание инфраструктуры для направления аппаратов, остальная часть по-прежнему работала на направлении доставки, тогда мы считали, что доставка для нас более приоритетное и перспективное направление. Глупцы. Романтики.

Как мы закрыли бизнес доставки еды с оборотом 100’000’000 в год ради новой развивающейся ниши в общественном питании

Автоматизация, автоматизация и ещё раз автоматизация

Пока мы пытались написать софт для нашего «нового направления» автоматов с готовой едой, мы успели разрастить до 15 точек. Объем потерь, связанный с воровством, списаниями, ручным планированием объема пополнения аппаратов, составлял уже более 600’000 рублей в месяц.

Когда у тебя нет автоматизированных процессов, ты не знаешь, как понять сколько единиц продукции тебе нужно в определенный день недели загрузить в определенный аппарат, ведь с точки зрения продаж каждая локация имеет разные предпочтения, разный объем потребления, который «поймать» ручным способом невозможно. Если этого решения нет, ты уже на этом этапе начинаешь терять свои средства. Потому что ты можешь либо не догрузить продукцию, и потерять часть прибыли из-за пустого аппарата. Либо перегрузить и тоже потерять деньги за счет того, что твоя продукция испортилась и ушла в мусорку. Другая проблема – система учета и интеграции с производственным софтом (учитывая, что мы сами являемся большим производителем еды).

Айтишники в общепите

Вот так методом проб и ошибок мы пришли к разработке собственной IT-системы, которая позволяет исключить воровство за счет умной видеоаналитики на базе компьютерного зрения, вести правильный учет за счет интеграции с производственным ПО, автоматически планировать объем пополнения для каждой локации за счет использования машинного обучения и аддитивных временных рядов. То есть мы провели комплексную автоматизацию учетов на всех этапах, что помогло нам сэкономить дополнительные 15% рентабельности, что в текущих наших масштабах более 1’000’000 рублей чистой прибыли в месяц.

Какое будущее у этой ниши?

Сейчас в нашей корпоративной сети более 50 аппаратов, мы являемся лидерами в Казани, планируем свое развитие в других городах-миллиониках как в виде корпоративной сети (со строительством своей фабрики по производству еды), так и с помощью франчайзи-партнеров.

На очередном мозговом штурме мы начали фантазировать на тему будущего сферы продажи еды в формате аппаратов самообслуживания. Нам хотелось представить, а как эти аппараты должны выглядеть в будущем. А куда поехать посмотреть на будущее? Конечно же в Китай! Так мы стали посещать разные выставки в области вендингового оборудования, оборудования для ритейла. Тогда в Китае мы обнаружили, что есть такой формат, когда покупатель может получить сразу горячую еду: такие автоматы стоят на улице, в коворкингах и бизнес-центрах. Мы вдохновились таким форматом, нам показалось, что вот оно – будущее, когда покупатель быстро может получить горячую еду, причем в формате самообслуживания (без продавца) – то есть, по более низким ценам, по сравнению с традиционным форматом кафе или столовой.

Там же в Китае мы нашли компанию с большим опытом в производстве вендингового оборудования и разместили у них заказ на первую опытную партию аппаратов с разогревом по нашим макетам.

Нам было важно, чтобы аппарат вписался в наши текущие бизнес-процессы направления умных холодильников - чтобы еда хранилась в вендинге в охлажденном состоянии, а опционально, если клиент этого захочет, аппарат мог бы еду предварительно разогреть, прежде чем выдать клиенту.

Опытную партию мы получили в начале 2023 года, а первую установку и запуск мы сделали в октябре 2023 года на территории ИТ-парка в Казани, где располагается офис нашей компании. Пока шло производство и доставка мы писали свой собственный софт для вендинга и интегрировали его в нашу основную IT-инфраструктуру.

Сейчас в нашей корпоративной сети действуют несколько таких вендинговых аппаратов, которые показывают достаточно высокие показатели эффективности, мы видим, что покупателям такой формат очень нравится.

Средняя выручка в день составляет 18’000 рублей в день, воровства в таком формате нет, а списания благодаря нашей системе не превышают 0,5% от выручки. В среднем, мы зарабатываем 100’000 рублей чистой прибыли с каждого вендингового аппарата и мы очень довольны проделанной работой!

А что дальше?

Мы продолжаем развивать нашу IT-систему, впереди – большое масштабирование и запуск производства вендинга на территории нашей страны, масштабирование корпоративной и франчайзинговой сети в городах-миллионниках.

Сейчас мы стараемся прокачивать себя как франшиза не просто вендингов и микромаркетов с готовой горячей едой, а как инновационная IТ-система общественного питания!

33
6 комментариев

При всем уважение дуслар, но я вижу как вы не изменяя свойм традициям продолжаете копировать московский сервис "Кухня на районе"

Ответить

Руслан, привет! Очень интересно, а чего тебя так задевает этот факт?) Все мы смотрим друг за дружкой, ребята из Кухни - потрясающие талантливые ребятам, офигенные вещи делают. В самом начале нашего пути мы заимствовали многие элементы дизайна у ребят, что в этом плохого, когда ты ориентируешься на лучших?

А что касается микромаркетов, когда Кухня запустила "Холодос" у нас уже была огромная сеть в Казани.

Ответить

Ориентироваться на лучших и делать свое это разные вещи. И вы даже не скрываете, что просто копируете (воруете) у других визуальные и концептуальные продуктовые решения.

Ответить