реклама
разместить

Как мы закрыли бизнес доставки еды с оборотом 100’000’000 в год ради новой развивающейся ниши в общественном питании

Как мы закрыли бизнес доставки еды с оборотом 100’000’000 в год ради новой развивающейся ниши в общественном питании

Предыстория

В 2020 году весь бизнес столкнулся с пандемией и мы, на тот момент времени сеть кафе-кулинарий в Казани, не стали исключением. Нужно было спасать компанию, и свое спасение мы нашли в доставке готовой еды.

Благодаря готовой команде разработки, которую привел в компанию один из основателей с другого своего проекта, мы смогли быстро развернуть всю необходимую it-инфраструктуру для запуска доставки в формате гиперлокальных кухонь.

За 4 года мы проделали настолько большой путь во всех бизнес-процессах, что оборачиваясь назад с трудом верится, что нам удалось все это сделать. Почти миллион заказов, собственные IT-решения для всех участков работы, своя курьерская служба, свои оборудованные кухни, профессиональная команда – и многое-многое другое!

Все было бы хорошо, если бы не один нюанс: unit-экономика с каждым годом сходилась все труднее и труднее и заглядывая в перспективу мы понимали, что без большого венчурного капитала на этом рынке добиться большого успеха будет крайне сложно… Мы должны были найти более «умный» и эффективный способ продавать еду…

Рубрика: «Эксперименты»

За два года до закрытия бизнеса доставки мы параллельно пытались проверять различные гипотезы на тему различных форматов продажи готовой еды, и одна из гипотез заключалась в размещении в офисе какой-нибудь крупной компании простого холодильника, который мы бы пополняли нашим текущим ассортиментом блюд (из доставки).

Нашлась такая компания из строительной сферы, и мы поставили туда холодильник со свободным доступом, рядом расположили два банковских терминала для самостоятельной оплаты. И понеслась… Тогда мы и не знали, что уже существует рынок так называемых «умных» холодильников:)

Каково же было наше удивление, когда совпали все наши ожидания от гипотезы с точки зрения планируемой выручки, среднего объема воровства и списаний нереализованной продукции! Ведь эти три показателя и решают итоговую эффективность в этой нише.

В среднем, за день мы продавали еду на 10’000 руб, воровали примерно на 1’000-1’500 руб, списания были на уровне 1’000 руб. Чистая прибыль в первый месяц составила 33’000 руб, или 15% рентабельности. И для нас стало очевидным, что если мы сможем автоматизировать процессы, то сможем снизить потери и удвоить рентабельность! Кинули часть ресурсов разработчиков на создание инфраструктуры для направления аппаратов, остальная часть по-прежнему работала на направлении доставки, тогда мы считали, что доставка для нас более приоритетное и перспективное направление. Глупцы. Романтики.

Как мы закрыли бизнес доставки еды с оборотом 100’000’000 в год ради новой развивающейся ниши в общественном питании

Автоматизация, автоматизация и ещё раз автоматизация

Пока мы пытались написать софт для нашего «нового направления» автоматов с готовой едой, мы успели разрастить до 15 точек. Объем потерь, связанный с воровством, списаниями, ручным планированием объема пополнения аппаратов, составлял уже более 600’000 рублей в месяц.

Когда у тебя нет автоматизированных процессов, ты не знаешь, как понять сколько единиц продукции тебе нужно в определенный день недели загрузить в определенный аппарат, ведь с точки зрения продаж каждая локация имеет разные предпочтения, разный объем потребления, который «поймать» ручным способом невозможно. Если этого решения нет, ты уже на этом этапе начинаешь терять свои средства. Потому что ты можешь либо не догрузить продукцию, и потерять часть прибыли из-за пустого аппарата. Либо перегрузить и тоже потерять деньги за счет того, что твоя продукция испортилась и ушла в мусорку. Другая проблема – система учета и интеграции с производственным софтом (учитывая, что мы сами являемся большим производителем еды).

Айтишники в общепите

Вот так методом проб и ошибок мы пришли к разработке собственной IT-системы, которая позволяет исключить воровство за счет умной видеоаналитики на базе компьютерного зрения, вести правильный учет за счет интеграции с производственным ПО, автоматически планировать объем пополнения для каждой локации за счет использования машинного обучения и аддитивных временных рядов. То есть мы провели комплексную автоматизацию учетов на всех этапах, что помогло нам сэкономить дополнительные 15% рентабельности, что в текущих наших масштабах более 1’000’000 рублей чистой прибыли в месяц.

Какое будущее у этой ниши?

Сейчас в нашей корпоративной сети более 50 аппаратов, мы являемся лидерами в Казани, планируем свое развитие в других городах-миллиониках как в виде корпоративной сети (со строительством своей фабрики по производству еды), так и с помощью франчайзи-партнеров.

На очередном мозговом штурме мы начали фантазировать на тему будущего сферы продажи еды в формате аппаратов самообслуживания. Нам хотелось представить, а как эти аппараты должны выглядеть в будущем. А куда поехать посмотреть на будущее? Конечно же в Китай! Так мы стали посещать разные выставки в области вендингового оборудования, оборудования для ритейла. Тогда в Китае мы обнаружили, что есть такой формат, когда покупатель может получить сразу горячую еду: такие автоматы стоят на улице, в коворкингах и бизнес-центрах. Мы вдохновились таким форматом, нам показалось, что вот оно – будущее, когда покупатель быстро может получить горячую еду, причем в формате самообслуживания (без продавца) – то есть, по более низким ценам, по сравнению с традиционным форматом кафе или столовой.

Там же в Китае мы нашли компанию с большим опытом в производстве вендингового оборудования и разместили у них заказ на первую опытную партию аппаратов с разогревом по нашим макетам.

Нам было важно, чтобы аппарат вписался в наши текущие бизнес-процессы направления умных холодильников - чтобы еда хранилась в вендинге в охлажденном состоянии, а опционально, если клиент этого захочет, аппарат мог бы еду предварительно разогреть, прежде чем выдать клиенту.

Опытную партию мы получили в начале 2023 года, а первую установку и запуск мы сделали в октябре 2023 года на территории ИТ-парка в Казани, где располагается офис нашей компании. Пока шло производство и доставка мы писали свой собственный софт для вендинга и интегрировали его в нашу основную IT-инфраструктуру.

Сейчас в нашей корпоративной сети действуют несколько таких вендинговых аппаратов, которые показывают достаточно высокие показатели эффективности, мы видим, что покупателям такой формат очень нравится.

Средняя выручка в день составляет 18’000 рублей в день, воровства в таком формате нет, а списания благодаря нашей системе не превышают 0,5% от выручки. В среднем, мы зарабатываем 100’000 рублей чистой прибыли с каждого вендингового аппарата и мы очень довольны проделанной работой!

А что дальше?

Мы продолжаем развивать нашу IT-систему, впереди – большое масштабирование и запуск производства вендинга на территории нашей страны, масштабирование корпоративной и франчайзинговой сети в городах-миллионниках.

Сейчас мы стараемся прокачивать себя как франшиза не просто вендингов и микромаркетов с готовой горячей едой, а как инновационная IТ-система общественного питания!

33
реклама
разместить
6 комментариев

При всем уважение дуслар, но я вижу как вы не изменяя свойм традициям продолжаете копировать московский сервис "Кухня на районе"

Руслан, привет! Очень интересно, а чего тебя так задевает этот факт?) Все мы смотрим друг за дружкой, ребята из Кухни - потрясающие талантливые ребятам, офигенные вещи делают. В самом начале нашего пути мы заимствовали многие элементы дизайна у ребят, что в этом плохого, когда ты ориентируешься на лучших?

А что касается микромаркетов, когда Кухня запустила "Холодос" у нас уже была огромная сеть в Казани.

Ориентироваться на лучших и делать свое это разные вещи. И вы даже не скрываете, что просто копируете (воруете) у других визуальные и концептуальные продуктовые решения.

Блогеры начнут брать деньги по серым схемам, большинство перейдёт в Telegram: участники рынка — о том, к чему приведёт запрет рекламы в Instagram*
1414
44
Потихоньку превращаемся в Северную Корею 😄🇰🇵
реклама
разместить
Госдума приняла законопроект о запрете рекламы на «нежелательных» и «запрещённых» сайтах — например, в Instagram* и Facebook*

За нарушение грозят штрафы.

3636
1919
22
11
11
"Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране" Да вроде бы эти деньги не депутатам Госдумы уходят.
Льготы ушли — риски остались: в России закончился мораторий на проверки IT-компаний. Вот к кому придёт налоговая
Льготы ушли — риски остались: в России закончился мораторий на проверки IT-компаний. Вот к кому придёт налоговая

В России отменили мораторий на проверки IT-компаний: налоговые проверки для аккредитованных компаний возобновили в полном объёме. Рассказываем, почему это важно, как подготовиться к визиту ФНС, и кому грозят доначисления.

22
Google выпустила «рассуждающую» ИИ-модель Gemini 2.5

Она превзошла модели от OpenAI, Anthropic и DeepSeek в тестах.

99
44
VK запустит аналог китайского мессенджера WeChat — с госуслугами и платёжной системой

Эксперты оценивают инвестиции в 1-2 млрд рублей.

Фото РБК 
100
143143
1515
55
22
11
Добавьте шагомер, заказ такси, погоду, коробку для валентинок и визитку
Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.

Парень открыл ПВЗ Озона и делится цифрами за полгода работы. Без прикрас, всё как оно есть на самом деле.

Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.
4646
66
55
33
11
Большое помещение на 2 входные группы, мог бы и Озон и ВБ одновременно открыть, а теперь ВБ отжирает половину выручки
SEO продвижение сайтов внутренними поведенческими факторами

Внимание, маркетологи и предприниматели!

На Kickstarter представили ручку-трансформер Zero Mk2 — её можно носить в кошельке как банковскую карту

Состоит из 54 деталей. Собирается за 3-4 секунды.

1919
88
44
33
22
О, это же легендарная финка нквд от корейских мастеров!
Из CapCut удалили ИИ-фильтр, который «добавлял» пользователю в кадре килограммы, после критики в TikTok

Некоторые пользователи посчитали тренд «шагом назад в общественных стандартах красоты».

77
11
11
реклама
разместить
Китайский автопроизводитель BYD обошёл Tesla по выручке за 2024 год

По прибыли китайская компания всё ещё отстаёт, но почти сравнялась по поставкам электромобилей.

Динамика выручки BYD и Tesla с 2015-го по 2024-й. Источник: Bloomberg
66
55
Учитывая то, что на данный момент происходит с Tesla, то и наш автопром в скором времени может обогнать Tesla по выручке)
Петербургская полиция приступила к проверкам курьеров на электровелосипедах «на постоянной основе»

В феврале 2025 года местные депутаты предложили запретить ездить на них по тротуарам.

Источник фото: «РИА Новости»
1212
44
22
11
Щемите эти электропомойки полностью. Так их!
SuperJob начал тестировать «аукционы» — работодатели смогут открыто «торговаться» за соискателя

Перебивать предложения других компаний — по зарплате и условиям.

Скриншот SuperJob
3939
3030
22
11
Когда сильно увлекся клепанием фич.
[]