Модель личности: внутренняя сцена и объективная реальность

Продолжаю серию статей, посвященную инженерной модели личности. В предыдущих статьях (оглавление) мы разобрали нейрофизиологию мышления при управлении текущей деятельностью и обучении новому. В этой статье мы поднимем системный уровень рассмотрения, абстрагируемся от конкретных ансамблей нейронов и посмотрим на то, что разворачивается в нашем мозге за счет их работы. Подобно тому, как рассмотрев работу конкретных сотрудников и движение документов, мы поднимаемся на уровень бизнес-процессом и смотрим, какие процессы выполняются за счет отдельных операций, какие задачи решаются и ценности для потребителя создаются.

Спектакль на внутренней сцене

Внутри нашего мозга идет спектакль, который обеспечивает планирование будущего и рефлексию прошлого. Декорации этого спектакля – представления человека о мире, а играют в нем актеры-аватары, созданные человеком по собственным представлениям о себе и о других людях. И все наши оценки себя и окружающего мира выполняются на основе этого спектакля на внутренней сцене. Метафора Вильяма Шекспира «Мир – театр, В нем женщины, мужчины, все – актеры» оказывается не просто метафорой, а достаточно точным описанием происходящего.

Мы оцениваем себя, окружающих и весь мир на основе спектакля на внутренней сцене, а не объективной реальности

Необходимо отметить, что представление на внутренней сцене вовсе не обязательно идет именно как фильм или театральный спектакль с визуальными образами, хотя у части людей это именно так и происходит. Это может быть внутренний диалог, который, по преданию, звучал в голове у Сократа и заставлял его действовать. Или внутренний монолог, рассуждения.

Однако, независимо от формы, описание происходящего именно как спектакль достаточно точно, прежде всего, потому, что спектакль идет в условных, виртуальных декорациях. Конечно, между объектами на нашей внутренней сцене и объектами реального мира есть соответствие, но оно очень во многом основано на наших внутренних оценках. Какой диван мягче, какой торт вкуснее и многое другое основано не на объективных данных, а на субъективном восприятии. Канеман получил нобелевскую премию именно за то, что научно обосновал: люди принимают свои решения, в том числе экономические, не на основе рациональных аргументов, а на основе субъективных оценок. Конечно, рекламные агенты и политтехнологи знали это задолго до Канемана, но это списывали на необразованность масс. А Канеман показал. что так происходит у всех.

Что касается персонажей спектакля, то они являются образом нашего воображения еще больше, чем объекты. Ведь это – наши представления о других людях, а не реальные люди. В этих представлениях домыслены мотивы, чувства, желания и очень многое другое. А дальше в реальной жизни человек действует совсем иначе, возникает несоответствие ожиданиям.

Декорации внутренней сцены – наши ценности и стереотипы

Помимо объектов и персонажей на нашей внутренней сцене есть и другие декорации. Это наши ценности, убеждения и стереотипы. Многие из них не приняты нами сознательно, неявно сформированы социумом. Именно из культуры мы знаем, что ценно, а что – нет, как правильно, а как – нет.

Эти границы – виртуальные, за ними нет реальных ограничений в физическом мире, однако на внутренней сцене они могут быть такими же твердыми и непреодолимыми как кирпичные сцены. А поскольку на внутренней сцене, в том числе, осуществляется планирование действий, то в результате мы не можем их переступить и действуя в реальном мире.

Все декорации и границы на внутренней сцене – виртуальные

Виртуальные декорации – один из существенных аспектов концепции внутренней сцены. Его я впервые услышал от Вадима Демчога на ПИР-2021 (мой конспект), и такая конструкция была одним из инсайтов конференции.

Ценности, убеждения и стереотипы дают ориентиры в нашей жизни, помогают быстро принимать решения. И, как было показано ранее, решения часто принимает наш автопилот уровня внутреннего крокодила с участием эмоциональных оценок внутреннего котика, а затем они лишь рационализируются. То есть уровень человечка ищет основания в ответ на внутренний запрос: «обоснуй, что это было правильно». И находит, люди изобретательны в поиске оснований для своих действий.

Чтобы поведение было разумным, а пространство решений было адекватным реальному миру, необходимо понимать основания для тех декораций внутренней сцены, которые ими сформированы. А мы их часто не понимаем, и не знаем, каковы их истоки. При разборе же оказывается, что они были неявно восприняты, некоторые – в раннем возрасте, и умы не понимаем их оснований, а значит и границ действия.

Посмотрим это на примерах. «Работа – важнее всего, я не могу сейчас уйти в отпуск и подвести команду». Это убеждение, уже спроецированное на конкретную ситуацию. Ситуация может быть различна. Может быть, человек устал, организм дает сигнал, что отдых нужен, но человек отвергает его и усилием воли пытается заставить себя работать – не всегда с понятным результатом. Или жена предлагает отпуск, потому что у детей – каникулы, которые можно провести вместе, а муж отказывается, что может сказаться на семье очень негативно, если ситуация повторяется регулярно. Понятно, что в обоих случаях решение может быть результатом рационального выбора.

Но приведенная формулировка – вовсе не результат разумного выбора, потому что «подвести команду» – про другое, она подразумевает эмоциональную квалификацию действия как предательства. И с этими истоками надо разбираться. Убеждение, что работа важнее семьи может иметь разные истоки. Чаще всего это часть социалистической культуры, наследие Советского Союза. И это – одна ситуация. Другая – если такое убеждение продвигается руководством компании как часть манипулятивной мотивации сотрудников в рамках корпоративной культуры. И третья – если в основе убеждение, что работа – ценность, за которую надо держаться, что хорошую работу сложно найти, воспринятое от родителей, которым действительно было трудно найти работу в силу жизненных обстоятельств.

Другой пример. «Надо постоянно стремиться к новым целям, отдых – деградация». Это может быть частью культуры достигаторов, которую человек воспринял из книг по мотивации. А может быть убеждение из школьных времен, воспринятое от какого-нибудь неутомимого героя, которым он тогда восхищался и подражал. При этом вполне может быть, что тот герой уже давно ушел в прошлое, а вот убеждение – осталось.

Еще один пример. «Если что-то не получается – я неполноценный или просто плохо стараюсь». Это часто прививают родители или школа для того, чтобы побудить ребенка что-нибудь делать. Слово «неполноценный» тут обобщенное, именно его употребляют редко, чаще используют конкретное слово, связанное с ситуацией: глупый, слабый, податливый и так далее. Такое убеждение, если оно сильно проявляется, имеет даже научное название «синдром отличника».

Так вот, если человек понимает, откуда именно у него появились те или иные убеждения, и аргументировано оценивает их уместность для конкретной ситуации, то есть понимает, откуда у него на внутренней сцене появилась такая граница, то это – адекватная рабочая ситуация. Потому что это значит, что соответствующую границу он провел самостоятельно, понимает ее и может управлять. А вот если такую границу установили неявно, то это повод задуматься, найти ее истоки и понять ее уместность. Собственно, психоанализ как раз и занимается тем, что выявляет неявные декорации вашей внутренней сцены и предлагает задуматься об их основаниях.

Прошлое, настоящее и будущее – режимы внутренней сцены

Действие на внутренней сцене может идти в трех режимах: проигрывание будущего, работа с настоящим, рефлексия над прошлым. При этом образы во всех трех случаях различаются, это условно показано на схеме. Мощность, навык каждого из режимов у людей имеет разную силу, для нашей жизни важны все три.

Модель личности: внутренняя сцена и объективная реальность

Проигрывание будущего

Проигрывание будущего – создание потенциально-возможных картин. Или невозможных, создание воображаемых миров, про которые ты знаешь их невозможность – частный случай работы с будущим. Часто весьма сложно провести границу между несбыточными мечтами и реалистичными планами. А основания, по которым мы эту границу проводим, часто связаны с виртуальными декорациями сцены: нашими преставлениями о мире и своих возможностях в нем, убеждениями и ценностями, диктующими, к чему стоит стремиться, и так далее.

Наши образы будущего могут претворяться в настоящее двумя существенно различными способами: мы можем строить планы их достижения и действовать по ним, или мы можем искать подходящие ситуации в мире. Планированию и воплощению планов в жизнь посвящено множество книг, которые говорят, что это – наиболее эффективный способ действий. Но штука в том, что направленная ловля подходящих ситуаций – не менее эффективно. На языке бизнеса это называется предпринимательской бдительностью, и про него пишут в других книгах. Правда, в отличие от работы по планам, учебников для предпринимательского мышления нет, тут больше рассказывают истории про удачливых предпринимателей и дают советы по проверки возможности, которую уже заметил, чтобы не обмануться. Если, конечно, автор не пытается свести предпринимательство к плановой деятельности, это тоже популярная тема.

Почему эти два способа – различны? Потому что их обеспечивают разные нейрофизиологические механизмы. За исполнение планов отвечает frontoparietal network, а за опознание подходящих ситуаций – salience network. Соответственно, для эффективной работы должна быть соответствующая тренировка. Различие между этими способами соответствует дихотомии Решающий (Judging) – Воспринимающий (Perceiving) типологии Майерс-Бриггс.

Мы можем претворять будущее в жизнь двумя способами: действовать по плану и ловить подходящие случаи

А построение картин будущего – работа default network, режим свободных размышлений, для которой нужно ощущение безопасности и хороший уровень энергии для мышления. Особенно для того, чтобы эти картины получались реалистичными – нужно сопряжение воображаемых образом с подробностями устройства мира, что требует гораздо большего количества ансамблей нейронов, чем обобщенные малоконкретные мечты.

Механизмы управления мыслительной энергией я разбирал в разделе «Дофамин – энергия для мышления» статьи «Эмоции и управление ими – наш внутренний котик». Напомним, что управляющие центры находятся на уровне крокодила и котика, которые могут просто ограничить работу уровня человечка. На уровне ощущений это субъективно воспринимается как усталость и нежелание или невозможность думать.

В целом получается, что механизмы внутренней сцены распределены между разными системами мозга. И важна их совместная работа, передача образом между ними, иначе образы будущего так и останутся прекрасными мечтами, оторванными от реальности. А бывает, что собственные образы вообще отсутствуют, человек просто принимает чужой образ будущего или даже чужой план действий, вообще не думая о его результатах. Любой ребенок учится этому, потому что в раннем возрасте мы еще не можем составлять планы. По сути, это развитие подражательного поведения.

В будущем надо обязательно увидеть себя

Очень важная часть реалистичного образа будущего – ты сам. действующий в этом будущем. Посмотрите на схемы. Там есть часть «мечты», в которой ты представляешь какой-то прекрасный пейзаж, и часть «планы», где в этом пейзаже появился твой образ вместе с командой спутников – ты думаешь о том. что было бы неплохо попасть в это место и что-то там делать.

Казалось бы, это – очевидный тезис. Но на практике люди далеко не всегда это делают. Очень часто на стратегических сессиях и других мероприятиях, нацеленных на развитие компании, сотрудники разрабатывают прекрасные проекты, совершенно забывая о том, что эти проекты надо будет воплощать в жизнь им самим. Полное ощущение, что они верят в появление волшебника или домашних эльфов, которые вдруг появятся и все реализуют. То же самое и с семьей: люди мечтают, что у них будет любимый человек, будут дети, но забывают подумать о том, что они сами, собственно, будут делать. Не считать же таким нечеткую формулировку «наслаждаться жизнью».

Я тут хочу показать схему, которую в первый раз увидел на тренинге Бориса Марковича Островского по целеполаганию. Суть тренинга в том, чтобы научиться видеть в будущем себя достаточно подробно, чтобы это из прекрасной мечты превратилось в твой собственный реалистичный план. Схема была на старте и как раз показывала результат.

Модель личности: внутренняя сцена и объективная реальность

Осмысленность деятельности

Люди – разные, и каждому нужно свое. Образ будущего каждый создает самостоятельно, в соответствии со своими представлениями о мире и своем месте в нем, о счастье и несчастье.

Однако, можно сформулировать общую методику проверки для своего образа будущего. Она простая, всего три пункта.

  • Приносить пользу. Человек – часть системы: компании, сообщества, мира. Надо давать системе продукты (вещи, услуги), приносящие ей пользу.
  • Драйв и энергия себе. Создание тобой продукта должно быть деятельностью, в которой ты самореализуешь свои таланты, это дает драйв и энергию. Таланты есть у любого, но разные, и надо искать деятельность для своих.
  • Синергия. Создавая и отдавая продукт, ты строишь коммуникацию с миром: коллегами по команде, пользователями продукта и другими людьми. Коммуникацию надо вести так, чтобы была синергия взаимодействия, а не взаимная борьба.

Здесь специально приведены краткие формулировки, чтобы все три пункта были обозримы. Все они – интерпретируемы, понятие пользы разные люди понимают по-своему, и по-разному выбирают, какую и кому приносить пользу. Но если процесс нанесения пользы превращается в непрерывную борьбу, то есть синерггия взаимодействия отсутствует, то с этим пунктом что-то не в порядке.

Драйв и энергия люди тоже испытывают от разного, есть модель Хелен Фишер и другие модели, которые я разбирал в статье «Модель личности: механизмы драйва и мотивации». И тут важен паритет: с одной стороны, твоя деятельность приносит пользу, а с другой – дает тебе драйв и энергию. Заметим, что большинство общественных идеалов содержат отчетливый перекос в одну из сторон: в одних системах ценностей общественное безусловно выше личного, а в других – наоборот. Хотя встречаются композитные варианты. Тут важен индивидуальный поиск того варианта, который подойдет лично вам. И регулярный пересмотр, потому что работа механизмов драйва и энергии меняется с возрастом, а предсталвение о пользе – с пониманием устройства мира.

Но в любом случае, проверка – полезна. И ели она не проходит, значит образ будущего стоит дорабатывать. И тоже самое касается осуществления своих планов: реальность может оказаться иной, чем мы ее представляли, а важно убеждаться, что деятельность продолжает быть осмысленной.

Работа с настоящим

Работа с настоящим. Происходящее на внешней сцене, то есть в реальном мире постоянно соотносится с ожидаемыми сценариями, сформированными на внутренней сцене, и идет сознательная корректировка текущих действий.

Если вернуться на схему, то в реальном путешествии вместо прекрасной погоды может быть пасмурно и дождь, у ваших спутников могут оказаться свои представления о том, куда следует идти, например, кого-то интересует вовсе не озеро, а исследование леса, и так далее. И это. для начала, надо заметить, а потом – согласовывать действия.

И здесь надо отметить, что происходящее на внутренней сцене может очень по-разному отражать реальность. Отражение может быть точным, а может иметь разрывы, у нас могут быть слепые зоны, которые мы не замечаем, или явно игнорируем, или интерпретируем по своему. При работе внутренней сцены одновременно происходит перенос фактов, наблюдаемых нашими органами чувств и их интерпретация, оценки. И в результате представление может терять адекватность. А ведь все решения мы принимаем именно на его основе.

Точность отражения реальности на внутренней сцене – мера нашей адекватности

Режим осознанного наблюдения требует много мыслительной энергии. Поэтому при включении автопилота для выполнения автоматических действий мозг склонен отключать внутреннюю сцену. А в случае стресса или эмоциональных всплесков это происходит с высокой вероятностью, как я разбирал в статье «Эмоции и управление ими – наш внутренний котик». Так что есть задача формирования низкоэнергетического режима наблюдателя внутренней сцены, а также сознательного контроля внимания.

Эта задача имеет решение. Когда актер исполняет роль, например, Отелло душит Дездемону, он параллельно думает об очень большом количестве вещей: во-первых, он играет сцену, он ее душит с соответствующей экспрессией, во-вторых, он думает о таком положении своего тела и партнерши, чтобы зрителям было видно происходящее на сцене, в-третьих, он дает реплики так, чтобы зрительный зал это слышал и, в-четвертых, он контролирует себя, чтобы не увлечься и не задушить по-настоящему.

Однако, постоянно и длительное время быть в активном режиме наблюдения и коррекции планов все-таки невозможно. Поэтому надо чередовать такты деятельности и ее осмысления, работы с прошлом, а по необходимости возвращаться к образу будущего.

Отметим, что механизм автопилота – это еще и возможность. Если идет выполнение продуманной программы, то мозг может переключить внутреннюю сцену в режим проигрывания будущего в режиме свободных размышлений, включить default network. Либо поразмыслить о том, как идет процесс по-крупному, переключиться в режим работы с прошлым. А salience network будет отслеживать ситуации, когда реальность слишком разошлась с прогнозом и другие значимые сигналы. Хотя может и пропустить, всем известны ситуации, когда мы о чем-то слишком задумались – и пропустили что-то важное в разговоре или даже ударились головой о столб на прогулке.

Работа с прошлым

Работа с прошлым – рефлексия и попытка извлечь из него опыт, обучиться. Механизмам обучения была посвящена моя предыдущая статья «Модель личности: как обучается наш мозг». Напомню, что обработка, осмысление опыта заложено как базовый механизм. И если есть мнение, что урок негативного опыта не выучен, то картины прошлого будут периодически всплывать. При том, что на уровне рационального мышления все может быть пережевано. Бороться с этим позволяет протокол авторизации негативного результата, о котором я писал в статье «Модель личности: механизмы драйва и мотивации».

Однако, срабатывает и другой способ. Ансамбли нейронов устроены таким образом, что каждый раз, когда мы вспоминаем прошлое, наши представления о нем изменяются. В виде прикладной технике это неявно разработано при работе со свидетелями со стороны обвинения и защиты, это описано во многих детективах. И это вызвало научные исследования, которые подтвердили наличие таких механизмов, позволяющих формировать ложные воспоминания.

Раз механизмы есть – ими можно пользоваться. Неосознанно мы это делаем достаточно часто, рассказывая друзьям о прошлом: акценты смещаются, чтобы получить желаемую оценку. И можно делать это осознанно, переосмысливая прошлое и фиксируя достижения и позитив, которые были, не смотря на отдельные трудности. Не страшно, что погода в путешествии была так себе, а мы не были готовы. Зато с этим было связано много забавных моментов, и мы многое поняли о том, какие трудности можем преодолевать. И что некоторые трудности – вовсе не трудности, а приключения. На схеме этому соответствует появление солнечного флага на рефлексивной картинке, а практически это обеспечивает протокол авторизации результата, но в позитивном варианте.

Осмысливая прошлое, текущие действия важно соотносить их с нашими долговременными целями и образом будущего, помещать каждый шаг на большую картину. И проверять сохранение осмысленности деятельности, которую мы зафиксировали, когда думали о будущем.

Реальный процесс решений и рационализация

Важным аспектом рефлексии прошлого является фиксация действий, которые сделаны без прямого указания сознания, для того, чтобы выйти со стороны сознания до тех ансамблей, которые за них отвечают. Как первый шаг – вынесения наблюдения за их включением в режим настоящего, тренировка salience network фиксировать такие действия в момент принятия решения для сознательного вмешательства.

Как мы разбирали в статье «Работа мозга: уровни управления самим собой», реальные механизмы принятия решений недоступны уровню осознанного наблюдени. Мы используем интуитивные гипотезы и тезисы, у нас срабатывают эмоциональные и инстинктивные реакции, а также стереотипы быстрого мышления. На этом уровне решение принимается в короткую, по текущей ситуации, без соотнесения со стратегическими планами и долговременными целями.

При этом в позитивный идеал человека входит разумное, рациональное принятие решений. И мы учимся не разбираться в реальных причинах наших решений, а постфактум их рационально обосновывать. Конечно, это не входит в программы обучения в явном виде. Однако, неявно это происходит. Сначала ребенку говорят «а бабушке мы расскажем вот так», как частный случай, дальше он начинает это применять самостоятельно, сравнивая действия разных учеников в школе, видит, что это является важным социальным навыком – и обучается, у него это входит в привычную практику.

И вот тут начинает играть податливость наших воспоминаний, их изменение при работе в прошлом. В результате он перестает отделять придуманные основания от реальных. Это хорошо для уверенной трансляции наружу, но плохо, когда наши неявные и не6осознанные механизмы принятия решений толкают нас на поступки, которых мы хотели бы избежать. Ведь мы становимся уверенными, что мы просто просчитались в планах, а не сделали нечто под влияением импульса, мы начинаем прокачивать навыки планирования, в то время как реальная проблема – совсем в другом месте. В общем, уподобляемся человеку, который ищет потерянный ключ под фонарем, а не в парке, потому что там светло.

В рефлексии, работе с прошлым надо понимать и учитывать эффект рационализации решений, разделять поведение и принятие решений. Типичных ошибок, багов в способах рассуждений – десятки, они известны как когнитивные искажения. Некоторые из них, такие как основная ошибка атрибуции, связаны с устройством мозга: модель человека отделена от моделей других людей. Другие, связанные с оценками вероятностей, обусловлены механизмом арбитража между различными путями возбуждения нейронов, на которые влияют эмоциональные маркеры, преувеличивая одно и преуменьшая другое.

В идеальном мире школа должна учить работать с когнитивными искажениями, рассуждать с учетом их наличия. В реальном мире пропаганда и реклама, на которых в значительной мере основано современная организация общества, используют эти баги мышления, и устранение них потребует существенных социальных изменений. Поэтому на данном этапе спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

На этом я завершаю статью о спектакле на внутренней сцене, который разворачивается у нас в голове. В следующей статье серии мы поговорим о наших аватарах, которые играют роли и оценивают происходящее. Аватары могут иметь высокую степень автономности, собственные системы ценности, превращаться в субличности, и тогда различие их оценок вызывает внутренние конфликты. А также поговорим об их появлении, создании нового аватара, когда вы собираетесь пойти в новую область деятельности, сменить проект или место работы. Полное оглавление серии статей про модель личности можно прочесть на моем сайте https://mtsepkov.org/Self-Det. Продолжение следует…

44
2 комментария

Нужно осознавать свои внутренние установки, чтобы принимать более осознанные и обоснованные решения в жизни

1
Ответить

Да, именно так. А рационализация решения постфактум мешает вскрыть причины, по которым мы поступаем так или иначе...

Ответить