Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление

В первой части мы поговорили о том, как подготовиться к любому публичному выступлению, чтобы обеспечить его успех. А теперь перейдем к самому интересному — хитростям и приемам, которые помогут зацепить и удержать внимание, остаться в тайминге и завладеть сердцами и умами аудитории.

Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление

Напоминаем, что о них рассказывает руководитель отдела обучения Calltouch, Варвара Бубнова, психолог и талантливый спикер, которого слу

Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление

Первый контакт с аудиторией

Следующая после подготовки важная точка — это первый контакт с аудиторией со сцены. Именно здесь определяется, как вас воспримут, сможете ли вы захватить внимание. В этой точке вы задаете тональность выступления: либо показываете, что вы пришли с миром, дать полезную информацию и пообщаться, либо сразу зажигаете и поражаете.

Чтобы наладить контакт с аудиторией, нужно пройти несколько обязательных шагов. Вам нужно рассказать, кто вы такой, зачем выступаете, что слушатели смогут от вас получить. А еще — можно использовать несколько приемов, чтобы растопить лед и включить аудиторию во взаимодействие. Давайте разберем каждый из пунктов подробнее:

Самопрезентация

Отвечает на вопрос почему аудитория должна слушать именно вас. Тут не надо стесняться, можно и нужно рассказать о своей экспертности: образовании, крутых кейсах, местах работы. Конечно, кратко, а не в формате автобиографии. Главное, чтобы слушатели поняли, что вы знаете о чем говорите.

Польза для слушателей

На этом этапе нужно показать, что можно получить из вашего выступления: выгодное предложение, концентрированную пользу, конкретные приемы, ваш уникальный личный опыт или еще какие-то плюшки. Аудитория гораздо активнее включается, если понимает, зачем ей тратить на вас свое время.

Вопрос или цепочка вопросов

Любая аудитория поначалу настроена прохладно и редко проявляет активность. Поэтому в начале выступления ее надо раскачать: задать интересный вопрос, а еще лучше — цепочку вопросов. Идеально, если вопрос касается темы выступления и заставляет задуматься и действительно включиться, а не просто поставить плюсик в чате или сказать, из какого города слушатель. Но и слишком сложные вопросы тоже задавать не стоит — аудитория еще холодная и не очень понимает, что будет происходить, в таком контексте сложный вопрос может оттолкнуть и напрячь.

Не стоит ждать от аудитории высокого уровня активности в начале выступления — достаточно немного растопить лед и настроить людей на лад взаимодействия.

Прием «я ехал к вам»

С этим приемом вы наверняка сталкивались на различных выступлениях. Спикер обычно рассказывает историю в стиле «я вот пока ехал к вам, услышал в автобусе разговор двух женщин» и дальше приземляет эту историю на тему выступления. Прием достаточно простой и читаемый, но он действительно помогает пробросить мостик между выступающим и аудиторией.

Комплимент аудитории

Тоже отличный прием, который позволяет растопить лед — похвалить аудиторию за собранность, внимательность, пунктуальность, активность или еще что угодно. Все люди любят комплименты, даже если они коллективные. Можно поблагодарить слушателей за то, что они нашли время и пришли.Не столь важно, что именно вы говорите, главное, чтобы это звучало искренне, а не как пустая формальность, потому что последняя вызовет только раздражение.

Регламент встречи

После того, как вы согрели и немножко раскачали аудиторию, можно переходить к регламенту встречи. Это обязательная часть первого контакта: нужно дать людям последовательность вашего выступления и сразу ответить на волнующие вопросы: когда с вами можно взаимодействовать, уточнять интересующие вещи и так далее. Если этого не сделать, то слушатель все выступление будет сконцентрирован не на вас, а на собственных вопросах: сколько вы еще будете выступать, когда у вас можно что-то спросить, а можно ли дать комментарий и т.д.

Прием «мы с тобой одной крови»

Очень важный психологический прием. Как говорят психологи, в первые минуты встречи с незнакомым человеком мы неосознанно его анализируем, выясняя, не опасен ли он, и располагаем его на шкале свой-чужой. И тут хорошо заострить внимание на том, что вас с аудиторией объединяет: общие интересы, возраст, профессия или даже то, что вы не выспались утром или не любите дождливую погоду. Все это — маркеры того, что вы «свой» и не представляете угрозы.

Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление

И вот теперь можно переходить непосредственно к выступлению: аудитория уже настроена на вашу волну, заинтересована, включена в диалог, понимает свои выгоды и представляет, что будет происходить дальше.

Как говорить, чтобы вас поняли

А теперь перейдем непосредственно к тому, как подать свою речь, чтобы аудитория ее поняла и приняла. Для зрителей критично важно не только то, что вы говорите, но и — как. И «как» здесь — не только про манеру речи. Люди считывают все: как вы держитесь, как выглядите, как ходите и еще десятки «как». Посмотрите, как нас воспринимают:

Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление
  • 10% — сама информация, которую вы даете.
  • 30% — ваша речь: уверенность, тональность, лексикон и другие характеристики.
  • 60% — внешний вид, жестикуляция, мимика, поведенческие характеристики.

Чтобы потренировать свою речь, советую вам выполнить простые упражнения. Можно бесконечно читать о том, как правильно говорить, а можно один раз попробовать, записать себя на аудио и услышать, как это работает. Рекомендую:

Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление

С дикцией все понятно — она гарантирует, что вас услышат и верно поймут, что зрителям не придется напрягать слух и догадываться о чем вы там говорите. А вот темп и тональность позволяют работать с акцентацией и эмоциональной окраской. Вы можете вдохновить аудиторию, выделить важные моменты, дать передышку и сделать еще много чего с помощью одного голоса.

Работа с подачей материала — это, по большому счету, преодоление разницы восприятия и понимания, которая есть у вас с залом. Ваш опыт неизвестен слушателям, и ваша экспертность им неведома, поэтому всегда важно делать на это поправку и давать материал так, чтобы его поняли.

Задайте себе следующие вопросы:

Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление

И в маркетинге, и в копирайтинге, и в куче других отраслей мы всегда говорим «разговаривайте на языке вашей аудитории». И в публичных выступлениях все работает точно так же. Золотое правило — все, что может быть понято неправильно, будет понято неправильно.

Вот несколько полезных советов, как избежать неправильного понимания:

  • Не используйте сложную лексику и терминологию, если не уверены, что ваши слушатели ее знают. Например, маркетологи точно знают, что такое CPL, а вот флористы могут и спросить, как он цветет, этот ваш сипиэль.
  • Проводите аналогии. Приземляйте сложные вещи на простые жизненные примеры, которые будут понятны любому человеку.
  • Используйте визуал. Многим слушателям гораздо проще воспринимать информацию наглядно, да и объяснять и структурировать материал так гораздо проще. Презентация существует не для красоты, а для помощи в понимании.
  • Следите за таймингом. Где-то вы можете остановиться и объяснить подробнее, если чувствуете, что аудитория не схватывает, а где-то можно наоборот ускориться и уплотнить информацию, если она заходит как вода в сухую землю.

Как «продать» свои идеи аудитории

Большинство хороших спикеров строят свои выступления так же, как строится аргументация в рекламе. Самая популярная схема такого построения — PMHS: выступающий нагнетает боль аудитории, а потом предлагает свое решение, которое под таким давлением чаще всего продается, потому что никто не хочет страдать. Вот как выглядит эта схема в работе:

Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление

Несмотря на то, что схема рабочая, я ее привожу скорее как антипример, потому что есть куда более экологичные способы продать свои идеи. Мы даже в продажах Calltouch используем более мягкий подход — схему ВСПВ: возможность, свойство, преимущество, выгода. Посмотрите подробнее:

Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление

Это гораздо более открытая и честная история, которая позволяет слушателю самому прийти к выводу, что ему нужно то, о чем вы рассказываете. И неважно — продаете ли вы продукт большой аудитории или убеждаете начальника повысить вам зарплату. По этой схеме можно продать любую идею, при этом не манипулируя слушателем и не играя на его эмоциях.

Как удержать внимание аудитории

Концентрировать внимание на одном объекте — далеко не такая простая задача, как кажется. Знаменитая техника фокусировки на задаче pomodoro предлагает максимальный промежуток в 25 минут. На самом деле среднее время фокусировки у взрослых и подростков — 10-20 минут. И это мы говорим про произвольное внимание, когда человек сам заинтересован в том, чтобы держать фокус. А непроизвольное по исследованиям Microsoft и вовсе составляет 8 секунд.

Так что во время длительного выступления вам придется работать над удержанием внимания. Самый простой способ это сделать — включать аудиторию в свою речь, постоянно активировать их мозговую активность и привлекать внимание. Вот как можно это сделать:

  • Задавайте вопросы. Не обязательно даже те, на которые нужно дать развернутый ответ. Закрытые вопросы, которые подразумевают кивок или покачивание головой, тоже подойдут для того, чтобы включить аудиторию.
  • Устройте мини-голосование. Попросите поднять руку тех, кто согласен/умеет/пробовал/слышал и т.д. Люди не только включатся, но и сменят позу.
  • Попросите себя поправить, как будто бы ошибаясь. Ошибка — самый простой способ активировать внимание и активность.
  • Отталкивайтесь от тайминга. Если тема объемная, меняйте деятельность для аудитории: тут послушали, тут посмотрели, тут пример разобрали, тут проголосовали, тут в обсуждении поучаствовали.
  • Работайте с голосом: акцентируйте, выделяйте, подчеркивайте важное. Меняйте интонации, перемежайте утвердительные предложения вопросительными и даже иногда восклицательными. Эмоциональную выразительную речь гораздо легче слушать и понимать, чем монотонный рассказ, под который хочется уснуть на задней парте.
  • Сделайте речь образной. Используйте притчи, метафоры, сравнения. Это не только делает выступление интересней, но и стимулирует мозг слушателя на работу воображения. Невозможно не представлять что-то метафоричное или фольклорное. Еще так отлично усваивается новая информация, когда вы привязываете новую незнакомую сущность к какому-то известному и близкому образу: выстраивается ассоциативная цепочка, новое знание легко нанизывается на предыдущий багаж.
Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление

Как отвечать на вопросы

Вопросы часто бывают самой волнительной частью для спикера, потому что к ним невозможно подготовиться, есть риск ляпнуть что-то не то или растеряться. Но и в этой части тоже есть свои фишки, которые помогут систематизировать процесс и выйти из неловких ситуаций. Вот алгоритм:

  • Заранее объявите, когда можно задавать вопросы: сразу по мере возникновения, после каждого смыслового блока или после всего выступления. Если вам надо укладываться в строгий тайминг, это поможет контролировать процесс.
  • Обозначьте, сколько времени отводится на вопрос. При этом не надо отказываться от объемных обсуждений — предложите перенести их в тет-а-тет после выступления: можно побеседовать лично или оставить свой контакт.
  • Не «сожалейте», если вам не жаль. Это очень раздражающая формулировка из разряда «ваше мнение очень важно для нас»: и ежу понятно, что не важно, и что не жаль. Вообще старайтесь уходить от корпоративных формулировок, они в большинстве случаев воспринимаются как пассивная агрессия.
  • Отвечайте развернуто. Если вас спросили про какую-то возможность, не надо отрубать человека «нет, мы такое не делаем», попробуйте найти другой угол и предложить другое решение из того, что вы делаете. Это либо поможет решить проблему, либо как минимум расположит к вам и вашей компании.
  • Если вас пытаются загнать в неудобное положение, постарайтесь переспросить, что именно хочет узнать или выяснить человек. Если его целью было вас целенаправленно спровоцировать, он посыпется на этих вопросах и уйдет от ответа.
  • Если вы столкнулись с негативом или тупиком — выбирайте одну из трех стратегий: шутка, конгруэнтная реакция или перенос ответа в личную беседу. И помните, что абсолютно нормально мягко осадить негатив или сказать, что вы не знаете ответ на какой-то вопрос, но готовы собрать информацию и вернуться с ответом, если вам оставят контакты. Главное — это естественность и уверенность в себе. Не позволяйте выбить себя из колеи, не уходите в агрессию и нападение. Любую ситуацию на выступлении можно решить мирно и с сохранением собственного достоинства.
Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление

Как завершить выступление

Финал выступления отвечает за то, какое после него останется впечатление. Помогите аудитории суммировать в конце знания и впечатления, поддержите вайб происходящего. Как это сделать:

  • Дать краткое саммари, еще раз пробежаться по всем самым важным точкам и последовательности.
  • Сделайте комплимент залу, поделитесь с ними своими позитивными впечатлениями от выступления. Это всегда оставляет очень теплую волну.
  • Подведите к действию, если оно планировалось. Напомните, что делать дальше с той информацией, которую вы дали.
  • Подведите итоги и зафинальте выступление фразами, которые перекликаются с началом. Так вы создадите ощущение завершенности и цельности.
Как продать свои идеи любой аудитории: правила и секреты публичных выступлений от эксперта. Часть 2. Выступление

Тренируйтесь, выступайте с удовольствием и продавайте свои идеи любой аудитории от одного человека до огромного зала. Не бывает плохих спикеров, бывают только нетренированные. Чем чаще вы выступаете, тем лучше вы будете это делать. Надеюсь, моя шпаргалка вам в этом поможет.

77
1 комментарий

А что если смотреть на выступление как на собеседование. Аудитория - работодатель или эйчар. Спикер - соискатель. Аудитория пришла на заголовок - "Как печь кнуклики, которые покупают". Она ждет в первую очередь ответ на конкретный вопрос. "Я напек 200 тысяч кнукликов, охватил 60% собранной аудитории, вовлек 15% аудитории сразу. Рассказать как?"

Ну то есть если вам есть что рассказать и вы умеете манипулировать вниманием (вовлекать-удерживать, заинтересовывать эго-состояния аудитории по очереди итд), надо ли выдумывать велосипед?

Может, если вам нужно выдумывать велосипед, вам нечего рассказать аудитории?

Когда я собеседую людей, я быстро понимаю, есть им что мне предложить и не насочиняли ли они в сопроводительном и резюме. Спустя сотню собеседований я это понимаю быстро