Турция-2024: страна для экспорта, логистический хаб или производственная площадка?

ExportDriveClub - сообщество предпринимателей, ориентированных на международное развитие бизнеса через активный экспорт, импорт и партнерства. В своем сообществе в телеграм мы делаем страновые и отраслевые обзоры для экспортеров, обсуждаем инструменты продвижения и проводим вебинары.

Одна из тем нашего разбора - Турция. На канале ExportDriveClub мы собрали для вас максимально полную информацию по различным аспектами построения бизнеса с Турцией (подпишитесь и заберите все полезные материалы нашей подборки). А на вебинаре детально рассмотрели три модели сотрудничества:

  • Турция как рынок,
  • Турция как логистический/финансовый хаб,
  • Турция как производственная площадка

Хотим поделиться с вами основными тезисами наших спикеров. Расскажите в комментариях о своем опыте работы с этой страной!

Турция-2024: страна для экспорта, логистический хаб или производственная площадка?

Несмотря на политическую ситуацию, товарооборот между двумя странами значительно вырос, и Россия стала главным торговым партнером Турции. За 7 месяцев 2023 года товарооборот составил 35,1 миллиарда долларов. Сейчас Европейские компании используют Турцию для транзита некоторых товаров в Россию, сохраняя таким образом доступ к российскому рынку, легализуется параллельный импорт.

Турция имеет все шансы стать крупным логистическим хабом, а также играть важную роль в транзитных перевозках между Европой и Азией. Поэтому страна представляет интерес для выхода на рынок MENA (Ближний Восток и Северная Африка) и локализации российского бизнеса.

Модератор мероприятия, сооснователь и руководитель компании ExportDrive, Сергей Верещака, дал свои советы по выходу на Турецкий рынок:

Турция - выгодная площадка для развития компании. На ее стороне устойчивая экономика (которая держится на малом и среднем бизнесе), большой внутренний и региональный рынок, интересные демография (80% - трудоспособное население) и инвестиционный климат, квалифицированная рабочая сила, непрерывный процесс реформ.

Сергей выделяет следующие этапы выхода на турецкий рынок:

1) Подготовка - посещение специализированных мероприятий, получение консультации экспертов (пример - индустриальный тур, который мы организовывали в апреле 2023 года);

2) Исследование рынка - участие в выставках, выбор модели для своего продукта, общение в сообществе;

3) Непосредственно выход - из трех стратегий, о которых речь пойдет дальше, выбираем наиболее эффективную. Планируем необходимые ресурсы, формируем команду.

Подробно рассмотрим кейсы, которые были представлены на вебинаре:

Страна для экспорта

Осуществим разбор рисков и перспектив на примере практического кейса Евгения Преснякова, собственника ряда производственных компаний, бизнес-ангела, инвестора, члена клуба менторов:

Компания "Новые технологии в перевозках", занимающаяся производством мягких контейнеров для сыпучих грузов, приняла решение о расширении своего бизнеса за пределами России - в страны СНГ и Турцию.

Для реализации этой цели было поставлено несколько взаимосвязанных задач:

  • Поиск площадок для производства;
  • Выход на новые рынки;
  • Приспособление продукции под локальные условия и специфику бизнес-культуры.

Первый этап работы - глобальный анализ рынка СНГ и Турции, определение ключевых сегментов и потребностей.

После теста концепции использования Турции как хаба было принято решение внести в план изменения и рассмотреть Турцию в качестве рынка.

На втором этапе была проведена серия встреч с потенциальными клиентами, проанализировано законодательство в сфере налогов, пошлин, правил ввоза-вывоза, рассмотрены логистические схемы, финансовая модель.

Затем было заключено соглашение о партнерстве с отраслевыми ассоциациями и ключевыми игроками рынка = > сгенерирована воронка на 200+ лидов => сформирована воронка продаж на $5 млн в год.

В результате были сделаны следующие выводы:

- На первых этапах выхода на рынок необходима фокусировка на конкретной стране. Ещё один вариант: поиск и найм человека, который будет отвечать за определенную страну или процесс. Это позволит системно охватить большую область.

- Важно выбрать наиболее продуктивную на данном этапе модель: Турция как рынок или локализация производства - и усиливать это направление.

- Ключевым является определение главной стратегии на ближайшие 3-4 месяца. Важно понимание руководством рисков и перспектив, "зачем" и "для чего".

Евгений предлагает цикл деятельности: придумать концепцию - реализовать - проанализировать. В зависимости от результата либо вносить изменения и двигаться дальше по циклу, либо остановиться и развивать то, что получилось. Скорость движения по этим циклам определяет успешность работы.

Логистический хаб

Владимир Алексеев, серийный предприниматель в разных сферах бизнеса, поделился собственным кейсом о том, как он, будучи россиянином, использовал Турцию в качестве хаба. Он выдвинул несколько предложений и лайфхаков для торговых компаний:

- Являясь точкой соприкосновения азиатского, европейского и российского бизнеса, Турция может стать интегратором для поставки грузов, рынком сбыта определенной иностранной продукции, а также источником товаров для торговли на международном рынке. Завезти большое количество иностранной продукции на турецкий рынок проще и выгоднее, чем на российский.

- Тем не менее, ввоз иностранной продукции в Турцию требует более расширенного пакета документов, что требует внимательного изучения и порядка оформления.

- В Турции отсутствует значительная китайская бизнес-диаспора из-за различий в менталитетах и более удобного логистического доступа к российскому рынку для китайцев.

Производственная площадка

Свой кейс раскрывает Юрий Сапрыгин - коммерческий директор компании Листон, эксперт и модератор бизнес-школы Сколково, бизнес-тренер:

- Существуют проблемы с реализацией российской продукции на американском и восточно-европейском рынке, но перевод экспортных поставок на турецкий офис позволяет сменить страну происхождения.

Причины выбрать турецкий рынок:

- С точки зрения санкционного давления Турция продержится дольше: зависимая от России во многих ресурсных аспектах, она будет сопротивляться до последнего.

- Крупные страны Северной Африки имеют с Турцией зону свободной торговли. При ввозе турецкого оборудования нет пошлины, при ввозе российского - 20%. Северная Африка часто приезжает на турецкие выставки, североафриканские компании имеют в этой стране офисы.

- Значительным преимуществом является то, что взаимодействие происходит внутри Турции, а поставка идёт на другой рынок.

Стоит учесть, что, даже при наличии дистанционно работающего офиса в Турции необходимо с определенной периодичностью лично являться для ведения дел, подписи документов собственными руками.

Возможные риски:

- Банки, которые поддерживают перевод денег из Турции в Россию, могут свернуть свою деятельность.

- Взлёт конкретной пошлины может причинить неудобства.

- В перспективе возможно усложнение найма иностранцев, ужесточение условий по обязательному найму турков.

Турция-2024: страна для экспорта, логистический хаб или производственная площадка?

Открытие бизнеса

Открытие компании в Турции помогает сохранить зарубежных клиентов и партнеров, обеспечивает бесперебойные поставки в условиях санкций и упрощает проведение платежей.

Этапы регистрации включают определение правовой формы бизнеса, выбор уникального названия, получение юридического адреса, оформление доверенности на турецкого представителя, утверждение уставного капитала, получение налогового номера, открытие расчетного счета, внесение уставного капитала, подачу документов в торговую палату, и получение всех необходимых лицензий и разрешений.

При осуществлении локализации компании необходимо учитывать ряд особенностей, например, упрощенный порядок регистрации для нерезидентов, необходимость наличия турецкого представителя при ведении бухгалтерии, специальные требования к уставному капиталу и типу предприятия:

- ООО
Для открытия нужен один учредитель (в том числе иностранец), уставный капитал - 50 тыс. лир

- Акционерное общество
В составе должен быть как минимум один акционер и один директор (могут быть иностранцами), уставный капитал - от 250 тыс. лир (25% необходимо внести до регистрации)

- ТОО
Минимум два учредителя, стартовый капитал не ограничен.

- Кооператив
От семи учредителей (три из них - граждане Турции из совета директоров), требуется разрешение на работу от местного министерства торговли.

Для успешного открытия банковских счетов компанией в Турции рекомендуется иметь турецкого гражданина на должности директора с полномочиями подписи необходимой документации. Это значительно повысит вероятность одобрения запроса со стороны банка.

Налоговая система

Налоговая система Турции включает: НДС 1%, 10% и 20% (до 2024 года максимальная ставка НДС составляла 18%), налог на прибыль 15-40%, подоходный налог 15-40%, налог на дивиденды 10%.

Между Турцией и Россией действует соглашение об избежании двойного налогообложения. Лицо считается налоговым резидентом Турции, если физическое лицо проживает в стране более 6 месяцев в году, или если у юридического лица есть адрес регистрации в Турции. Помимо этого, существуют единые налоговые ставки для резидентов и нерезидентов.

Особенности ведения бизнеса в Турции в 2024 году

При открытии компании в Турции по закону на одного нанятого иностранца вы должны взять на работу ещё пять турецких граждан. При этом данный закон не распространяется на свободные зоны, однако 100% производимого там должно полностью идти на экспорт (ранее было 80% продукции, но с 2024 года все изменилось), реализовывать продукцию внутри страны не получится. Открытие двух компаний - в свободной зоне и в технопарке - позволит производить и продавать продукцию на турецкий рынок.

Страна - интегратор для поставки грузов, рынок сбыта определенной иностранной продукции и источник товаров для торговли на международном рынке.

Турецкие производители имеют особые субсидии, государственную поддержку реализации продукции на международном рынке.

Заключение

Турция – динамично развивающаяся страна, предлагающая множество возможностей для бизнеса, инвестиций и жизни. Стратегическое географическое положение, развитая инфраструктура, благоприятный инвестиционный климат и налаженные торговые отношения с Россией делают Турцию привлекательным партнером для развития международного сотрудничества.

Однако если вы планируете начинать сотрудничество с этой страной в 2024 году, следует принимать во внимание

при экспорте: возникшие сложности с проведением платежей (большинство турецких банков остановили трансакции в Россию),

при локализации: большой срок на регистрацию компании и длительный (8 мес) возврат НДС.

Вы можете задать интересующие вопросы и сделать шаг к своему развитию на международных рынках, оставив заявку на бесплатную консультацию от наших экспертов.

Понравился материал? Подписывайтесь на сообщество ExportDriveClub в Телеграм, чтобы не пропустить актуальную информацию.

Наша цель – объединение людей со схожими ценностями и предпринимательским духом для творческого вдохновения, разработки инноваций и создания взаимовыгодного партнерства. Мы стремимся к обмену опытом, знаниями и инструментами с опытными специалистами, чтобы избежать ошибок, уменьшить риски и ускорить рост наших компаний. Вместе мы можем достичь удивительной синергии, меняющей жизни многих людей.

66
6 комментариев

Подскажите, выгоднее все-таки открывать компанию во фризоне или на Большой земле?

1
Ответить

Зависит от сферы деятельности компании, наличия НИОКРов, планов по продаже продукции на внутреннем рынке Турции или на экспорт, количества персонала и возможностей собственника. На вебинаре наш эксперт говорил, что ему оказалось выгоднее размещаться на Большой земле. Так что тут нужно считать каждому. Если нужна консультация - можем отдельно созвониться.

Ответить

Насколько Турция актуальна, как Экспортный рынок в текущей ситуации с учётом сложностей с получением платежей в России?

Ответить

Хороший вопрос, Максим! Мы бы даже сказали, ключевой! Проблемы с платежами в Турцию из России по-прежнему сохраняются (по состоянию на 19.03.23г). Банковский сектор Турции пока не предвидит каких-либо изменений в лучшую сторону, т.к. находится под влиянием санкций. Поэтому мы бы не рекомендовали начинать экспортную деятельность с этой страной сейчас. А вот другие сценарии работы, описанные в статье - можно рассмотреть.

1
Ответить

Спасибо, очень интересный материал, хорошо изложен и структурирован!

Ответить

Спасибо за обратную связь, Андрей!

Ответить