Как включить свет в человеках? Или мечты писателя — Таши Калининой

Как включить свет в человеках? Или мечты писателя — Таши Калининой

Наталья Калинина — журналист, редактор с 25-летнем стажем, писатель, поэтесса, web-дизайнер, наставник, генератор идей, мама троих детей, жена и, конечно, добрейшей души человек.

…Есть только ты и океан. Дом, в котором не слышны голоса. Мир, который уже ничем не удивит. Боль, которая не отпускает. И одиночество. Один день похож на другой, пока в соседнем, много лет пустующем доме однажды вечером не зажигается свет. Лета еще не знает, что этот свет — начало ее новой жизни. Какой путь ей придется пройти, чтобы обрести самое главное — себя? «Желтый дом на берегу океана» — история, которая могла случиться где угодно и с кем угодно. Может, это и про вас тоже?

Наталья, здравствуйте. Спасибо большое, что согласились на интервью. Я подписана на вас не так давно, но мне очень нравится ваш легкий слог. Прочитала фрагмент вашей книги «Желтый дом на берегу океана». Обожаю литературные штучки, так живо представляется картинка. Как вам это удается?

Как включить свет в человеках? Или мечты писателя — Таши Калининой

— Рада, что у меня такие чудесные подписчики и искренне благодарю за то, что «Желтый дом…» вызвал интерес. Мне очень важно, чтобы эту историю читали люди, потому что она написана именно для людей — для того, чтобы включить свет в человеческих душах и напомнить о самом важном: нельзя проходить мимо тех, кому нужна помощь, и сдаваться тоже нельзя. Что же до «картинок» в тексте — это вообще мое самое любимое. А секрет прост — детали. Я фанатка деталей, запахов, звуков. И когда работала над «Желтым домом», одной из целей было сделать так, чтобы читатели «видели» эту историю. Тут я использую множество журналистских фишек, которые достались «в наследство» от этой профессии — эффект присутствия, репортажные элементы, «объемная картинка». Трудно объяснить это словами — просто так пишется, идет максимально от души. Возможно, поэтому и получается живой текст.

— Расскажите о себе? Как вы стали писателем? С чего все началось?

— Мне скоро 47 лет — да, я уже взрослая девочка. (Смеется) Замужем, трое замечательных и по-своему талантливых детей. Широкий круг общения, правда, с годами он все-таки начал дробиться на самых близких и хороших людей, с которыми мы одной волне. Я — самый обычный человек, который также ищет себя, ошибается, делает выводы, экспериментирует и любит жизнь во всех ее проявлениях. Половину жизни — более 25 лет — отдала журналистике. Эта профессия в буквальном смысле стала моими университетами — здесь я научилась слушать и слышать, искать информацию и анализировать ее, рассказывать истории, помогать людям.

Половину жизни — более 25 лет — отдала журналистике. Эта профессия в буквальном смысле стала моими университетами — здесь я научилась слушать и слышать, искать информацию и анализировать ее, рассказывать истории, помогать людям.

— То есть вы такой журналист-писатель?

— В общем-то, журналистика — это отчасти тоже писательство, так что можно сказать, что в этой сфере я вращаюсь много лет. Правда, раньше себя никогда не позиционировала как писателя. Как поэта — да. По семейной легенде, первые строчки я срифмовала чуть ли не в 5 лет. Где-то валяются тетради и блокноты с детскими стихами, «взрослая» поэзия хранится на Стихах.ру, куча стихотворений, записанных на каких-то салфетках и листочках, утеряны навсегда, но к этому я отношусь философски — расписывала перо, так сказать.

— Писателем я себя осознала и назвала впервые в канун 2022 года: сходила на вебинар, где участники определяли свой икигай* (мне слово понравилось, вот я и пошла), и вдруг отчетливо поняла, что да, я — писатель. Я хочу писать книги. Пришло время дать жизнь «Желтому дому», который в моей голове существовал уже лет семь к тому моменту. Ну и, собственно, начала работу над первым романом. Это очень удачно совпало с обучением на курсе Ирины Гусинской «Как написать бестселлер?», так что я работала уже по правилам – изучение целевой аудитории, поглавный план и вот это вот все. Плюс сразу получила редакторское мнение по поводу замысла книги и первых глав. Это очень воодушевило, потому что потенциал истории был оценен высоко.

Икигаи* — японское понятие, означающее ощущение собственного предназначения в жизни; икигаи может представлять собой хобби, профессию или семью.

Источник в интернете

— Кем вы себя ощущаете? А до написания книги? Всегда знали, что будете писать?

— Я всегда знала, что хочу связать жизнь с литературой, правда, в моем детском представлении это выглядело как «работать учителем русского языка и литературы». И я даже поступила после школы на филологический факультет Уральского госуниверситета. Но потом все пошло не по плану — быстро бросила учебу, показалось скучным практически все, кроме языкознания, латыни и всех видов литературы. Буквально с улицы залетела в журналистику, да так там и осталась на четверть века. Выгорела на этой работе до состояния «выжженная земля» и в 43 года решила начать все с нуля. Увольняясь, вообще не понимала, чем буду заниматься, чувствовала себя абсолютным нулем, никчемной и никому не нужной.

— Я думаю, многим будет интересно узнать, если ли жизнь после большой журналистики?)

— Конечно, есть. Шаг за шагом, пришла к писательству, проектам в онлайне, сейчас дополнительно освоила профессию гострайтера* и набралась смелости, чтобы запустить драйв-сессии, которые пока провожу для друзей — помогаю им выкарабкаться из сомнений, увидеть собственную ценность, придумать форматы и способы проявления себя и продвижения своих услуг. Как недавно сказал мой друг-астролог: «У тебя в натальной карте — флеш-рояль. Планеты, которые определяют хороших психологов, хороших писателей и журналистов, хороших ораторов». Такая гремучая смесь получилась. (Смеется) И мне очень нравится чувствовать, что я — флеш-рояль. Ни черта не смыслю в карточных играх, но, кажется, это круто!

Гострайтер* — это писатель-фрилансер, который пишет текст за другого человека. Обычно гострайтеров называют призраками — авторами, которые создают продукт, но не имеют на них авторских прав. Гострайтеры могут писать научные статьи, экспертные книги, разрабатывая и готовя их к печати, сочинять песни, публичные речи и даже посты в блог.

Источник в интернете

Как недавно сказал мой друг-астролог: «У тебя в натальной карте — «флеш-рояль». Планеты, которые определяют хороших психологов, хороших писателей и журналистов, хороших ораторов».

— Как написать книгу? Вот вы как написали свою первую книгу?

— Я думаю, что у каждого автора есть свои фишки, писательские приемы и схемы, которые помогают им в работе. Раньше я представляла писательство совершенно иначе. Мне казалось, что это нечто такое эфемерное, Музы порхают вокруг, а ты с чашечкой кофе сидишь с задумчивым видом за ноутбуком и книга льется, словно песня. Ничего подобного! Писательство — серьезный и довольно тяжелый труд. Поэтому важно нащупать максимально эффективный формат именно для вас. Кто-то пользуется писательскими сервисами, где можно в рамках одного проекта-книги подгружать и поглавные планы, и систему персонажей, и описание целевой аудитории. Кто-то (и есть такие люди) пишет исключительно в моменты вдохновения, безо всякой системы и плана — как бог на душу положит, но тут, на мой взгляд, высок риск так и не закончить книгу, потому что жизнь всегда вносит коррективы в твои творческие процессы, выбивает из колеи, испытывает тебя на прочность.

Раньше я представляла писательство совершенно иначе. Мне казалось, что это нечто такое эфемерное, Музы порхают вокруг, а ты с чашечкой кофе сидишь с задумчивым видом за ноутбуком и книга льется, словно песня. Ничего подобного!

— Если первый роман я писала, скажем так, по классике — работа с ЦА, изучение книжного рынка, главная идея книги и замысел, анкеты персонажей, система персонажей, поглавный план и т.д., то со вторым решила поэкспериментировать — писать без плана. Результат плачевный: работа над вторым романом сильно затянулась. Но я буквально на прошлой неделе нашла выход — записалась к бета-ридеру* на вычитку. Подводить людей — не в моем характере, я очень не люблю, когда такое случается, а значит, буду сама себя подстегивать, чтобы закончить книгу в срок.

Бета-ридер* — тот, кто по просьбе автора читает текст перед его передачей для публикации, и посылает автору отклик о прочитанном с позиций рядового читателя. Слово появилось недавно и в русском языке встречается пока только на сайтах со свободной публикацией и в литературных форумах.

Источник в интернете

— Как вы пишете? Чем сопровождается процесс? Недавно прочитала ваш пост, про то, что нужно писать минимум по 500 слов в день, чтобы поддерживать темп. Как правильно?

— В идеале — правильно работать каждый день. И 500 слов — это очень средняя норма (например, у Стивена Кинга — 2000 слов в день и никаких выходных). Но даже 500 слов удается сделать не всегда. К сожалению, пока ты не «звезда» и не можешь похвастать тысячными тиражами, контрактами с издательствами, куда пробиться очень непросто, приходится еще и работать не только над книгами.

— Сейчас я стараюсь выделить хотя бы один день в неделю только под роман, чтобы ничто другое не отвлекало вообще. В принципе реально написать главу. Это порядка 15-17 тысяч знаков — примерно 7-8 страниц. Супер, когда получается выйти на десять страниц. Может показаться, что ерунда — всего-то ничего. Но когда ты работаешь с деталями и создаешь атмосферу (а мои герои живут в самых разных городах и странах), тебе нужно заодно изучить культуру, местность, обычаи, традиции, климат, пересмотреть кучу видео природы или городов, которые будут твоими прототипами. Это тоже время. А если учесть, что я могу залипнуть на каком-нибудь океанском побережье, случается и весь день потратить на поиск деталей.

— Ооо, да! Все творческие люди — большие мечтатели. С годами эти мечты становятся либо реальностью, либо еще большими мечтами только с проработанными деталями)

— Именно поэтому важно придумать себе какие-то писательские ритуалы, которые будут настраивать на рабочий лад. Можно завести писательскую кружку и выбрать особый сорт чая для творчества. Или использовать музыку — мне так очень помогает. Или определить конкретное время, когда вы ничем другим не занимаетесь — только пишете. Способов миллион, и только вы знаете, какой — самый подходящий.

Именно поэтому важно придумать себе какие-то писательские ритуалы, которые будут настраивать на рабочий лад. Можно завести писательскую кружку и выбрать особый сорт чая для творчества.

— Любите ли вы литературных критиков? Почему?

— Да я в принципе всех люблю и любое общение по поводу книг — своих ли, чужих — считаю полезным. Критика вообще может быть бесценным подарком — ты смотришь на рассказ или роман другими глазами, видишь слабые места или разбираешься, почему критик считает их слабыми. Самое главное — разговаривать. А то знаете, получится, как бывало в моей журналистской практике: человек звонит и ругается, мол, вы все врете. Начинаешь задавать вопросы, разбираться. А потом выясняется, что в телепрограмме у какого-то фильма ошибочно указано время. И вообще-то это сильно отличается от «вы все врете» и уж точно не имеет отношение к журналистским материалам.

— Любите ли вы книжных блогеров?

— Книжные блогеры для меня — это настоящие марсиане. Невероятно, что вокруг книг удается объединить столько людей! У некоторых блогеров аудитория измеряется тысячами и тысячами подписчиков, и ведь люди следят за контентом, интересуются литературой. Я мечтаю о том, чтобы активнее сотрудничать с блогерами, и надеюсь, что однажды выйду на этот уровень. Небольшой опыт есть — мой роман читали участницы книжного клуба «Девичья читальня». Это очень волнительно — ждать рецензий. А еще приятнее было, когда «Желтый дом» в рамках внутриклубных читательских голосований стал одной из трех лучших книг прошлого лета. Так что блогеры — это, безусловно, мощь и очень интересный опыт как сотрудничества, так и выхода на новую аудиторию.

— Как вы пришли к созданию своего телеграм-канала?

— А с телеграм-каналом получилось все просто — жизнь заставила. В первую волну блокировок запрещенных ныне соцсетей, скрепя сердце, создала канал в ТГ и аккаунт в VK. Телеграм нежно люблю, каждого человека в своем канале ценю и чувствую как родного. Мне кажется, чатик у нас получился очень ламповый и душевный. Для меня ТГ-канал — способ говорить с миром и делиться. С одной стороны, круто, когда в канале тысячи подписчиков, но с другой — нужно ценить то, что есть. Для меня ТГ — история не про деньги. Скорее, про единомышленников и, разумеется, творчество.

— Какие рекомендации можете дать начинающим писателям?

Не сдаваться. Никогда. Это самое главное.

— Писать книги — это все равно что создавать миры, так что легко точно не будет. Но в этом есть особый кайф: представляете, ваши слова и мысли могут кому-то включить свет в темноте, кого-то побудят переосмыслить собственную жизнь, кому-то помогут принять решения. Невероятно! И да, не бойтесь общаться с читателями — лучшего способа подзарядить свои внутренние батарейки я не знаю. Ну а если нужна какая-то более конкретная помощь —обращайтесь. Литературный коучинг никто не отменял. (Смеется)

— О чем вы мечтаете?

— Я могу сказать, что мечтаю о желтом доме на берегу моря/океана — и это будет правда. Могу сказать, что хочу выйти на широкую аудиторию — и тоже не совру. Могу сказать, что буду счастлива стать для кого-то ментором, наставником, проводником в мир творчества — и нисколько не покривлю душой. Но это все частности, мелочи, по большому-то счету. Больше всего мне хочется, чтобы люди были людьми — искренне относились друг к другу, были честны и открыты, созидали, а не разрушали. Нам отведено не так много времени, чтобы откладывать на потом добрые дела, взаимопомощь, творчество и, собственно, саму жизнь. Я хочу включить свет в человеческих душах. Хотя бы в одной.

Больше всего мне хочется, чтобы люди были людьми — искренне относились друг к другу, были честны и открыты, созидали, а не разрушали. Нам отведено не так много времени, чтобы откладывать на потом добрые дела, взаимопомощь, творчество и, собственно, саму жизнь. Я хочу включить свет в человеческих душах. Хотя бы в одной.

— В чём сила?

В любви. На мой взгляд, любить — это самое естественное состояние живого существа. Любить все вокруг — природу, людей, животных; любить просыпаться по утрам; любить душевные разговоры, дождь, радугу, потрескивание дров в костре. Любить жить. А для этого еще очень важно быть свободным. Это всегда в голове и эту свободу у вас никто не отнимет.

Подписывайтесь на канал Таши — https://t.me/Tasha_Kalinina

Читайте замечательный роман «Желтый дом на берегу океана» и помните, что мечты сбываются! (Купить книгу на WB, Ozon)

11
4 комментария

мечта о том чтобы люди были людьми слишком нереальная😁Люди столь многогранны и все такие разные и понятие морали у всех разные

Каждый имеет право на свою мечту)

Вдохновляюще читать , как Калинина находит свой путь в литературе после столь долгого опыта в журналистике

Спасибо, Наталья действительно заряжает))