Коучинг — это отстой? Да, но нет

Сначала проясним, почему коучинг — отстой.

Коучинг — это отстой? Да, но нет

«Коуч» — душное слово

Наверное, сложно найти более неприятные для русского уха слова, чем «коуч» и «коучинг». И дело не в том, что они заимствованные, а в сочетании звуков.

Есть множество благозвучных иностранных слов, которые легко у нас прижились. Обычно они с «л». «Лаборант», «фасилитатор», «папиллома» — звучат, как музыка. «Коуч» — звучит как чих или отхаркивание.

По легенде Пушкин не смог подобрать рифму к словам «окунь» и «ландыш». От слова «коуч» он бы, наверняка, застрелился, не дожидаясь Дантеса.

Это существительное будто заимствовано из выдуманного языка злодеев: змеиного парселтанга Гарри Поттера или чёрного наречия орков Толкиена. В последнее оно встраивается совершенно органично: «Эш назг дурбатулук, эш коуч гимбатул…» (надпись на кольце Всевластия).

Поэтому, если установка «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» верна, коучингу ничего не светит в русскоязычном мире. Единственный фразеологизм, с которым это понятие как-то созвучно — «Кручу, верчу — обмануть хочу».

Это хуже народа, это лучшие люди города (с)

Теперь пара слов о коучах, какими мы их знаем.

Есть светлые люди, которые пытаются «по красоте» прописать коучинг в Россию. Переводят и пишут умные книги, развивают коуч-образование, создают профессиональные объединения и проводят конференции с докладами «Методология коучинга — влияние на нейробиологию мозга и связь с квантовой физикой» и т.п. Но их мало.

На Ассоциацию русскоязычных коучей в телеграмме подписано 390 человек; выступления амбициозных коуч-профессионалов — тех, кто хотят брать по 50 000 рублей за встречу — собирают в Ютубе, максимум, пару тысяч просмотров; сборник научных докладов конференции «Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика» издан тиражом 65 экземпляров (именно так, без ноликов).

Всё это производит впечатление локального междусобойчика, почти незаметного на фоне разливанного моря грехов и страстей человеческих, которое плещется под модной неоновой вывеской «Коучинг».

Тут тебе и уголовные махинаторы, собирающие с доверчивых граждан сотни миллионов рублей на марафоны желаний. И самодовольные хлыщи, рассуждающие об общественном благе с лицами, рядом с которыми побоишься оставить без присмотра чемодан на вокзале. И сотни стерильных молодых людей с резиновыми улыбками на лицах, которые того и гляди запоют «Птица счастья завтрашнего дня, выбери меня!», а в глазах — мольба: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко!».

При виде этой орды на ум приходят вечные слова Фаины Раневской «Пионеры, идите в ж*пу!» И больше после них думать о коучинге не хочется.

В семье не без коуча

Ещё хуже на коучинг реагируют узкопрофильные специалисты и представители прикладных гуманитарных профессий. Например, психологи.

Скажите технологу или главбуху какого-нибудь уважаемого предприятия: к нам едет коуч. Он только поморщится или усмехнётся. А то и вовсе выругается в сердцах:

— У нас, так-растак, у Битрикса лицензия просрочена, штат недоукомплектован, от пожарных претензия висит, а они коучу платят!

В содержательном плане лучшая характеристика, на которую сегодня может претендовать коучинг — это «отрыжка психологии».

Пирамида ценности знаний выглядит при этом так:

  • В её основании — «взрослые и уважаемые» психологические методики: гештальт, психоанализ и тд.
  • В середине — что-то более лёгкое и быстрое, но с научным содержанием: когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) или краткосрочная терапия (ОРКТ).
  • На вершине (словно пена морская) — коучинг, который представляет собой набор списков с вопросами, тестов и простейших практик на уровне журнала «Лиза». Пригодный для ситуативной помощи HR’ам и начинающим терапевтам.

Самое интересное, что многие «профессиональные» коучи соглашаются с таким делением сфер влияния. На курсах по коучингу можно услышать: да, с проблемами — это к психологу, за конкретными решениями — к консультантам, а вот когда здоровый, высокомотивированный человек захочет открыть для себя новые горизонты, то это к нам, к коучам.

Не замечая при этом, что такие персонажи в наших пенатах встречаются очень редко. И вообще большой вопрос, зачем человеку, который успешно порешал свои внутренние и внешние проблемы, достигнув точки равновесия и роста, нужно кому-то за что-то платить.

На ум приходит отрывок про рукопашный бой из лекции инструктора по боевой подготовке, популярный когда-то в патриотических пабликах:

«Чтобы вступить в рукопашный бой, боец спецназа должен:

1). Потерять на поле боя автомат, пистолет, нож, поясной ремень, лопатку, бронежилет, каску.

2). Найти ровную площадку на которой не валяется ни одного камня или палки.

3). Встретить на ней такого же долбоклюя.

И только после этого, вступить с ним в рукопашную схватку».

Примерно такая же вероятность для правильного сферического коуча в вакууме встретить своего идеального, сферического клиента.

Продолжение, почему коучинг — всё же круто, читайте в следующем посте.

33
1 комментарий

Таков пока имидж профессии, надо над ним работать. Коучи, в основном, работают над собственным имиджем, редко говоря о себе как о коучах, что имиджу профессии на пользу не идёт.

1
Ответить