Как проводить интервью: рассказываю о четырех крутых инструментах и дарю шаблоны аналитики
Привет, меня зовут Роман Рабочий, я разработчик и сибарит. Мы в Дипвойсе проводили глубинные интервью с пользователями нашего нового стартапа Писца-транскрибатора — чтобы исследовать их мотивы и понять, как улучшать продукт. Написали подробный кейс: забирайте и пользуйтесь — без регистрации, смс и подписки на телеграм-канал 😉
В статье расскажу, как проводил кастдевы с пользователями Писца — копирайтерами, редакторами, журналистами и пиарщиками. Мы хотели изучить аудиторию продукта, понять её боли и потребности, чтобы выстроить эффективную коммуникацию и улучшить сервис.
Результатами исследования не поделюсь, но покажу инструменты и лайфхаки, которые помогли мне провести и оценить продуктовые интервью.
Писец — онлайн-транскрибатор аудио- и видеофайлов в текст
Сервис умеет ставить знаки препинания, абзацы, таймкоды и делит расшифровку на спикеров — до пяти человек. Он хорошо понимает невнятную речь и шумные записи, разбирает аббревиатуры и профессиональный сленг.
Онлайн-расшифровщик умеет обрабатывать большинство файлов — главное, чтобы в них был звук. Писец безопасен для клиентов: не использует сторонних решений, обрабатывает данные на собственных серверах и удаляет файлы сразу после расшифровки.
Провел глубинные интервью с клиентами Писца, чтобы понять их потребности
Мы хотели сделать Писца недорогим и доступным сервисом, но при этом сохранить высокий уровень качества. Поэтому через три месяца после запуска решили провести глубинные интервью с клиентами — чтобы понять их боли и потребности.
Нам нужно было выяснить, по какому принципу целевая аудитория выбирает продукт, как пользуется им, что ей в нём нравится и не нравится, собрать инсайты и пожелания. Это должно было помочь избежать ошибок в коммуникации с пользователями и сформировать маркетинговую стратегию.
Цель глубинных интервью — понять убеждения, потребности, ожидания, сложности и опасения пользователей.
Для интервью я обычно беру десять человек — по моему опыту такое количество помогает плюс/минус адекватно проанализировать аудиторию, но не перегружает команду.
Собеседников отбирали рандомно из числа пользователей платного тарифа: было важно знать, что эти люди пользуются сервисом и видят его ценность. За интервью респондентам предложили в подарок три часа транскрибации.
Шаг 1: отправил 50 писем с предложением прийти на интервью
По моему опыту, чтобы на интервью пришло десять человек — нужно отправить не менее 50 писем. В процессе согласования встреч важно всё фиксировать, чтобы потом не запутаться в статусах коммуникации с каждым клиентом. Я написал письмо-приглашение и отправил его через сервис почтовых рассылок Юнисендер.
Скачивайте шаблон письма. Важно отправлять массовые письма именно через сервис рассылок — иначе ваши креативы угодят в спам и их никто не увидит
Нужно было написать приглашение так, чтобы его не проигнорировали. Вот четыре совета, которые помогут увеличить конверсию почтовых рассылок.
- Не используйте HTML-шаблоны со стоковыми картинками и прочими свистелками. Они вызывают баннерную слепоту, их отправляют в спам, не читая.
- Кликбейт — зло. Тема должна быть понятной и цепляющей, но врать нельзя. Иначе рассылку отправят в спам на вечные времена.
- Отправляйте письма с человеческого адреса. Люди читают входящие от других людей, а от машин — не читают.
- Напишите человеческий текст. Не «продающий», формальный и рекламный, а с уместным юмором и заботой о пользователях. Представьте, что хотите написать старому приятелю и поделиться с ним чем-то важным.
Я отправил 50 писем рандомным пользователям. Теперь нужно было отслеживать статусы: кто ответил, кто записался на интервью, кто пришел или не пришел и кому подключили подарок. Для этого я использовал такую таблицу.
Я всегда фиксирую данные исследований в таблицах — это помогает мне не терять информацию и своевременно делиться ею с коллегами. В этом случае отдел разработки использовал мою табличку, чтобы проставлять статусы плюшек, а руководство могло следить, как продвигается исследование.
Я решил посчитать конверсию рассылки, чтобы в будущем планировать подобные исследования более точно. Из 50 адресатов записались на интервью 17, а пришли 11, следовательно, конверсия составила 22%.
Шаг 2: сделал так, чтобы пользователи записывались на интервью без моего участия
В письмо я добавил ссылку для записи на интервью. Это ссылка на «Планёрку» — наш сервис планирования встреч. Вы указываете параметры встречи и обозначаете удобные промежутки времени, а клиент может выбрать слот и записаться к вам на встречу одной кнопкой.
Автоматизация записи помогает экономить время. Если бы я лично договаривался с семнадцатью пользователями о встрече — на это ушло бы несколько дней. А так человек переходил по ссылке и записывался без моего участия.
Скриншот моей страницы в «Планёрке» для записи на кастдев
Когда клиент назначает встречу — мне на почту приходит уведомление. В день встречи участникам созвона приходят два напоминания: за час и за 10 минут.
Люди могут не замечать автоматических напоминаний, поэтому перед встречей я всегда пишу им в Телеграм. Для этого в настройках встречи добавляю обязательный вопрос — прошу указать тг-аккаунт.
Планировщик встреч «Планёрка» экономит часы времени если вам нужно назначать собеседования, интервью или консультации. Пользуйтесь на здоровье ;)
Шаг 3: подготовил для себя по гайд по JTBD-интервью
JTBD Statement (Jobs To Be Done) — это описание прогресса, которого ждет пользователь от использования продукта. Такой разговор должен дать маркетологу представление об опыте клиента, мотивации и критериях принятия решения о покупке. Я подготовил список вопросов, который поможет выстроить разговор.
Скачивайте: шаблон матрицы интервью
Цель кастдева — понять боли и потребности пользователя. Для этого мы задаём уточняющие вопросы и провоцируем его на развёрнутый рассказ. Интервью от этого становится сильно длиннее, зато если дать человеку выговориться — он расскажет о своих чувствах и эмоциях.
Шаг 4: провел интервью в Zoom
В бесплатной версии Zoom встреча длится 40 минут — мне этого вполне хватало. Сервис знаком большинству пользователей, у него интуитивно понятный интерфейс и можно сохранять запись созвона.
Можно выбрать и любой другой сервис: Сбер Jazz, Google Meet, Яндекс.Телемост — anything. Только уточните заранее, как записывать встречу. В некоторых случаях придётся шаманить с плагинами или даже использовать диктофон.
Шаг 5: расшифровал созвоны с помощью Писца
Писец в этом случае поработал сам на себя:) На расшифровку десяти интервью по полчаса с делением на спикеров у него ушёл час. Вручную я, наверное, потратил бы неделю.
Скрин фрагмента главной страницы Писца
Чтобы расшифровать созвон, перейдите на сайт Писца, загрузите файл, выберите количество спикеров и укажите почту, на которую придёт результат. Если вы впервые пользуетесь сервисом — получите в подарок полчаса премиальной расшифровки.
При повторном использовании подключится бесплатный тариф. Расшифровка будет такой же качественной, но придется ждать до 72 часов. Если нужно загружать файлы больше 30 минут и получать быстрый результат — можно подключить платный тариф. Часовую запись с разбивкой на спикеров Писец в среднем транскрибирует за 8 минут.
Шаг 6: внёс ответы пользователей в матрицу интервью
Я взял писцовые расшифровки и записал ответы пользователей в шаблон матрицы интервью из шага 3.
Мне пришлось редактировать текст вручную, чтобы сделать ответы более понятными. Но всё же это заняло кратно меньшее времени, чем если бы я расшифровывал интервью без помощи Писца.
Шаг 7: проанализировал ответы и сделал выводы
Вот как это сделать, пошагово.
1. Описываем сегменты целевой аудитории и собираем аватары.
2. Определяем драйверы сегментов — что побуждает их покупать продукт и пользоваться им.
3. Определяем барьеры сегментов — что мешает покупке и использованию продукта.
4. Смотрим на поведенческие паттерны и их причинно-следственные связи.
5. Выявляем повторяемость поведенческих паттернов.
6. Выдвигаем гипотезы по этапам воронки, расставляем приоритеты, планируем тесты — и идём делать.
К нашему удивлению мы выяснили, что для наших пользователей стоимость сервиса — вторична. А что первично, я вам не скажу: коммерческая тайна 😎
Итак, еще раз: сервисы и инструменты, которые помогают мне проводить кастдевы
Сервисы:
Юнисендер. Ну или любой другой сервис email-рассылок. Будете отправлять письма без него — угодите в спам и получите нулевую конверсию.
Планёрка —сервис планирования встреч и созвонов, который мы сделали для себя, а потом его полюбили все.
Zoom или любой другой сервис видеоконференций — для проведения интервью.
Писец — сервис онлайн-транскрибации для автоматической расшифровки.
Забирайте шаблоны и ссылки, делитесь в комментариях своими наблюдениями и лайфхаками! А если вам очень нужно провести кастдевы, а вы не умеете — пишите нам (за деньги — да 🤑). Глядишь, и новый стартап откроем!