Как самозанятым получать оплату онлайн: особенности и этапы

Статус самозанятого или плательщика Налога на профессиональный доход (НПД) позволяет получать деньги легально по упрощенной схеме. Но в чем особенность онлайн-заработка? О том, как заказчик может отправить деньги исполнителю, и в чем особенности этого процесса, разбираемся с командой EasyStart.

Как самозанятым получать оплату онлайн: особенности и этапы

Кто такие самозанятые?

Самозанятые – это граждане, которые работают на себя и платят налог на профессиональный доход (НПД) в размере 4-6% от сделки.

Они могут оказывать различные услуги (например, няни, репетиторы, копирайтеры) или вести небольшой бизнес, регламентированный законом (полный список разрешенных профессий можно посмотреть на официальном сайте ФНС).

Кому подходит режим?

  • Граждане получают доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества.
  • При ведении этой деятельности не имеют работодателя, с которым заключен трудовой договор в течение 2-х лет.
  • Не привлекают наемных работников по трудовым договорам.

Стать самозанятым просто. В 2024 году граждане по всей стране и в пределах СНГ могут получить этот статус онлайн через приложение “Мой налог”.

В отличие от ИП постановка на учет занимает совсем немного времени. В приложении можно выставлять счета и формировать закрывающие документы.

Как зарегистрировать статус?

  • Использовать паспорт для сканирования и проверки, а также личную фотографию.
  • Использовать ИНН и пароль, которым предоставлен доступ в Личном кабинете налогоплательщика на сайте nalog.ru.
  • С помощью учетной записи Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Существуют ограничения по деятельности самозанятых. Самое главное из них – сумма дохода. Она должна составлять не более 2.4 миллионов рублей в год (однако сейчас рассматривают возможность повысить лимит по доходам до 4.8 млн рублей).

Следующее ограничение касается найма сотрудников. Самозанятый не может заключать с работодателем трудовой договор. Можно лишь использовать договор подряда с другим самозанятым (гражданско-правового характера – ГПХ), но он должен быть составлен очень точно, исключая возможность квалификации отношений между компанией и самозанятым как трудовых.

Как самозанятым получать оплату онлайн: особенности и этапы

Как самозанятые получают оплату сегодня?

Существует несколько способов получения оплаты за услуги. Рассмотрим их подробнее.

Способ 1: сервисы для приема онлайн-платежей. Эти площадки предоставляют инструменты для онлайн-оплаты разными способами. Все деньги сначала поступают на единый мерчант-счет, откуда самозанятое лицо по заявке может вывести средства на свою банковскую карту. Какие есть площадки?

🚀 Самозанятые.рф

Не требует расчетного счета в банке, так как информация о доходе сразу поступает в “Мой налог”. Оплатить товар или услугу можно любым удобным способом или по СБП. Затем деньги моментально поступают на счет электронного кошелька. Сервис утверждает, что доверие покупателей возрастает, если процесс оплаты происходит непосредственно на сайте самозанятого.

🚀 Self.PayAnyWay

Сервис подключается к CMS сайта бесплатно и выводит деньги на карту в любой момент. Отправлять чеки можно без онлайн-кассы. Хотя пользование системой бесплатно, взимается комиссия 4% за вывод денег. При этом, Self.PayAnyWay предоставляет возможность просматривать статистику по покупкам, включая незавершенные. Отправка данных в налоговую может быть автоматической или ручной по настройке клиента. Сервис принимает платежи по картам VISA и MasterCard, а также СБП и Яндекс.Pay.

🚀 ЮКаssа

Это сервис от WebMoney, позволяющий работать только с физлицами. Сформировать счет можно в виде ссылки, SMS-сообщения, письма или QR. Система спокойно внедряется в интерфейс сайта самозанятого (если он есть), а вариантов оплаты у клиента несколько: через кошелек ЮMoney, карту или другие кошельки.

Способ 2: эквайринг. Это самый простой способ предоставить клиенту возможность оплатить ваши услуги со своевременной отправкой чека и автоматическим зачислением денег на счет продавца. Идеально подходит для самозанятых с большим количеством заказов. Такой платежный способ позволяет самозанятым получать оплату безналичным способом (по карте или с чипом NFC). А продавец может принимать оплату от клиента через специальное оборудование: в частности, через POS-терминалы. После зачисления денег формируется чек.

*Важно! Эквайринг предполагает наличие расчетного счета, который могут открыть только ИП (закон позволяет иметь и самозанятость, и ИП одновременно, если больше не применяются другие налоговые режимы).

Какие еще плюсы у эквайринга?

  • Не требуется вносить информацию о каждой сделке вручную в приложении “Мой налог” или печатать отдельные чеки, ведь эти процессы производятся автоматически.
  • Банковские карты остаются самым удобным способом оплаты, так как наличные теряют популярность, а перевод по СБП требует дополнительных шагов.
  • При оплате по карте клиенты могут зарабатывать кэшбэк, а переводы по СБП в приложении банка или оплата наличными вовсе ничего не дает покупателям.

Какие есть сложности с онлайн-оплатой самозанятым?

И эквайринг, и сервисы приема онлайн-платежей напрямую связаны с покупками товаров у самозанятых. Но что делать, если исполнителя нанимают на проект, и невозможно “купить” услугу? Рассмотрим особенности.

Дело в том, что самозанятые, которые хотят выполнять заказы от компаний, т. е. от юридических лиц, должны и сами быть юрлицами. Компания не может сотрудничать с обычным физлицом, потому что любые расходы должны сопровождаться закрывающими документами.

В данном случае бизнесу легче сотрудничать с ИП на НПД, т. е. с физическим лицом на том же налоговом режиме, но в другом юридическом статусе.

Так исполнитель может предоставлять необходимые закрывающие документы и не вызывать проблем у крупных компаний.

Для получения заказов и оплаты онлайн от юрлиц у самозанятого есть два пути.

💡 Путь 1: самозанятый становится Индивидуальным предпринимателем на НПД. Таким образом, система налогообложения не меняется, но у ИП появляется больше возможностей.

Во-первых, исполнитель с таким статусом может открыть банковский счет для бизнеса и получить реквизиты, на которые заказчикам-компаниям легче всего переводить деньги. Во-вторых, ИП сам выставляет счета и предоставляет акты выполненных работ. В-третьих, исполнитель при необходимости может нанять еще сотрудников и создать команду.

При этом, вместе с переходом на ИП у человека появляется много обязанностей. В отличие от простой отчетности через приложение по самозанятости исполнитель обязан сдавать декларацию раз в год и вести учет расходов и доходов.

ИП на НПД может получать оплату онлайн, либо через интернет-эквайринг, либо по номеру карты, а также с помощью расчетных счетов. Интернет-эквайринг означает покупку через платежную ссылку. Однако ИП также должен выдавать чек: для этого подойдут либо сервисы внутри банковского приложения, где у ИП счет, либо сторонние сервисы, сотрудничающие с банком. Перевод по номеру карты может облагаться комиссией со стороны банка. Но перевод по реквизитам по выставленному счету не облагается комиссией.

💡 Путь 2: самозанятый остается плательщиком НПД. Тогда выдача чеков и заполнение актов выполненных работ по-прежнему происходит в приложении “Мой налог”. Самозанятый может получать оплату по номеру карты и по переводу через номер телефона (больше подходит заказчикам-физлицам).

Хотя документы имеют достаточную юридическую силу, чтобы компании могли их использовать при проверке налоговой, такой подход все равно не выгоден. Бизнес напряженно относится к сотрудничеству с самозанятыми, потому что самозанятый – это по-прежнему физическое с лицо.

Что делать, если заказчик находится за рубежом?

Зарубежные компании работают по локальному трудовому законодательству. Поскольку самозанятость – достаточно “российское” явление, свойственное только некоторым странам СНГ – для западных или азиатских заказчиков такой статус может не подойти.

У зарубежных компаний могут возникнуть проблемы с налогами в своей стране: оплата физлицу может быть расценена как оплата сотруднику, и, как следствие, потребуется доплатить за страховку и сделать пенсионные отчисления как за наемного сотрудника.

Чтобы этого избежать, исполнителю следует работать как ИП на любой системе налогообложения. Но даже и это может быть сложно, ведь с некоторыми странами СНГ зарубежные заказчики сейчас предпочитают не работать ввиду санкций. Тут на помощь приходит сервис EasyStart.

Платформа помогает исполнителям получать оплату от заказчиков из любой точки мира. EasyStart. выступает посредником между исполнителем и клиентом-компанией. Таким образом, заказчики переводят деньги сервису как B2B-партнеру, что снимает с них риски. В свою очередь, EasyStart. переводит деньги на счет исполнителя за небольшую комиссию.

Такой доход полностью легален, и его можно официально заявить в своей отчетности. При этом, EasyStart подходит как для самозанятых, так и для ИП.

Возможность самозанятым получать онлайн-оплату – идеальный подход для начинающего фрилансера или бизнесмена. При грамотном использовании такого налогового режима процесс заработка может быть автоматизирован и хорошо настроен, тем более, если ваш заказчик находится в другой стране.

Как самозанятым получать оплату онлайн: особенности и этапы
77
16 комментариев
Комментарий удалён модератором

Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎

Ответить

Это да)

Ответить

Познавательно. Заметила что многие сейчас подработки идут тольк через самозанятость, в том числе в интернете

1
Ответить

Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎

Ответить

Оставайтесь с нами) У нас интересно 🚀

Ответить

Тоже стал работать на удаленке, очень интересно по выводу денег. Благодарю вас за материал! Возьму на заметку.

1
Ответить