Уровни в английском: какие бывают и что значат

Чтобы определить уровень владения языком, существует несколько систем оценок. В этой статье мы расскажем о самой популярной в Европе — Common European Framework of Reference, или CERF.

Уровни в английском: какие бывают и что значат

Нам поможет Ольга Коннолли, лид методистов курсов английского языка в Практикуме и преподаватель программ Cambridge CELTA/DELTA. Она поделится, зачем нужна эта классификация, какие уровни бывают и как определить свой.

Шкала уровней английского CEFR

Common European Framework of Reference for Languages — система, позволяющая оценить уровень владения любым европейским языком. Она помогает:

  • следить за прогрессом и ставить цели,
  • объективно оценивать знания,
  • формировать учебные программы,
  • иметь чёткий ориентир для карьерного роста.

В CEFR выделяют три группы (A — Basic, B — Independent, C — Proficient) и шесть уровней владения языком:

  • A1 — Beginner, начальный;
  • A2 — Elementary, элементарный;
  • B1 — Intermediate, пороговый;
  • B2 — Upper Intermediate, промежуточный;
  • C1 — Advanced, продвинутый;
  • C2 — Proficiency, совершенный.

Каждый уровень содержит список компетенций по навыкам аудирования (Listening), чтения (Reading), письма (Writing), говорения (Speaking) и грамматики (Grammar). Чтобы перейти на новый уровень, студент должен улучшить каждый аспект владения языком.

Помимо навыков, учитывается также объём активного словарного запаса — слов, которые человек не просто понимает, но и уверенно использует. Иногда студент неверно понимает эту информацию и думает: «Выучу 3 тысячи слов — буду на уровне В1». Но владение языком — это комплексный навык, а не зазубривание слов и правил.

Изучение английского подразумевает в первую очередь активную практику — без этого никак. В том числе и поэтому существует усреднённый стандарт по количеству часов, который рекомендуется для освоения каждого уровня.

Время на освоение — это очень примерная величина. Всё зависит от ваших способностей, от времени, эффективности и частоты занятий. Поэтому предлагаю рассматривать количество часов именно как ориентир.

Уровни английского

Попробуйте определить свой уровень владения языком по описаниям ниже. Если у вас есть немного свободного времени, предлагаю пройти бесплатный тест от Практикума — вы можете закончить его в любой момент и всё равно получить примерный результат.

A1 — Beginner, начальный

Время на освоение — 100–150 часов. На данном уровне учащийся:

  • понимает слова и фразы в контексте простых ситуаций: приветствие, прощание, благодарности;
  • выражает самые простые мысли и идеи: представляется, рассказывает о своих интересах;
  • читает простые и короткие тексты: названия товаров, вывесок, простых инструкций;
  • пишет короткие сообщения или записки с использованием простых фраз и слов.

Студент знает и использует в речи:

  • основные формы глагола to be и to have;
  • простое настоящее время Present Simple;
  • местоимения I, you, he/she/it, we, they;
  • основные предлоги места in, on, under;
  • простые фразы для общения.

Словарный запас — около 1500 слов.

A2 — Elementary, элементарный

Время на освоение — 100—200 часов, относительно быстро. Студент с этим уровнем владения языком:

  • понимает слова и фразы в повседневных ситуациях: например, в магазине, на улице, в аэропорту;
  • выражает простые мысли и идеи, задаёт базовые вопросы и обменивается информацией о себе, своей семье, учёбе;
  • читает простые тексты: объявления, короткие письма, электронные сообщения, новости;
  • пишет простые и короткие тексты, используя базовую грамматику и словарный запас.

Студент знает и использует в речи:

  • простое настоящее время Present Simple;
  • прошедшее время Past Simple;
  • будущее время Future Simple;
  • основные вопросы и отрицания;
  • простые предлоги места и времени;
  • основные местоимения и их употребление;
  • простые формы сравнения.

Словарный запас — 1500–2500 слов.

B1 — Intermediate, пороговый

Время на освоение — 100–200 часов. Учащийся, владеющий английским языком на уровне B1:

  • выражает мысли более развёрнуто и свободно, рассказывает о впечатлениях, опыте, планах;
  • читает и понимает основное содержание более сложных текстов: новостей, рассказов, статей;
  • пишет связные тексты: письма, сообщения, описания, эссе.

Студент знает и использует в речи:

  • все времена в настоящем, прошедшем и будущем: Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, Past Simple, Future Simple и другие;
  • условные предложения Zero, First и Second Conditional;
  • активный и пассивный залоги;
  • сравнительную и превосходную степени;
  • дополнительные способы выражения цели, причины, следствия.

Словарный запас ― 2500–3300 слов.

B2 — Upper Intermediate, промежуточный

Время на освоение — 150–200 часов. На этом уровне учащийся:

  • выражает мысли чётко и уверенно, ведёт дискуссии на различные темы, аргументирует свою позицию и приводит примеры;
  • читает и понимает детали сложных текстов на различные темы: научные статьи, литературные произведения, академические тексты, радио- и телепрограммы, фильмы;
  • пишет тексты различных жанров и стилей, в том числе отчёты, рецензии, формальные и неформальные письма.

Студент знает и использует в речи:

  • все времена в активной и пассивной форме;
  • условные предложения, включая Third Conditional;
  • прямую и косвенную речь;
  • сложные конструкции для выражения условий, причин, последствий;
  • сложные вопросы и относительные предложения.

Словарный запас ― 3300–3750 слов.

C1 — Advanced, продвинутый

Время на освоение — 200—250 часов. Человек, владеющий английским языком на уровне С1:

  • выражает мысли точно, чётко и элегантно, участвует в дискуссиях на различные темы, аргументирует свою позицию и реагирует на аргументы других;
  • читает и анализирует сложные тексты, в том числе философские и научные;
  • пишет качественные тексты различных жанров и стилей, в том числе литературные анализы, научные статьи и аналитические отчеты.

Студент знает и использует в речи:

  • все времена в активной и пассивной форме с высокой степенью точности и свободы в использовании;
  • условные предложения всех типов с пониманием их функций и контекстов применения;
  • сложные формы выражения понятий времени, включая время в условных конструкциях, синтаксические конструкции для выражения относительности времени, последовательности событий и т.д.;
  • сложные конструкции с использованием прямой и косвенной речи, включая преобразование вопросов и утверждений.

Словарный запас ― 3750–4500 слов.

C2 — Proficiency, совершенный

Время на освоение — 200—250 часов.

  • выражает мысли на различные темы, включая абстрактные и сложные концепции, умеет вести дебаты и дискуссии на высоком уровне;
  • читает самые сложные тексты, глубоко погружаясь в содержание. Может читать исследования, литературные произведения, философские трактаты, политические и экономические дискуссии;
  • может писать научные статьи, аналитические эссе, политические и экономические анализы.

Студент знает, свободно и уверенно использует в речи:

  • все времена, включая их использование в сложных контекстах и конструкциях;
  • все типы условных предложений;
  • сложные конструкции: косвенную речь, вводные слова и фразы, вопросительные конструкции.

Словарный запас ― более 4500 слов.

Дополнительные подуровни

Перейти с уровня A1 на A2 относительно легко, но чем дальше студент продвигается в изучении, тем менее очевиден прогресс. Вроде бы учишь-учишь, а остаёшься на прежнем уровне. Это может фрустрировать и снижать мотивацию.

Представьте, что вы бегун на длинную дистанцию, который видит только старт. Финиш находится где-то далеко-далеко за горизонтом.

Возможно, вы из тех, кто получает удовольствие от процесса. Если вам неважно знать, где же заветная финишная линия, — это прекрасно. Но очень вероятно, что вы один из многих, кому важно иметь перед собой обозримую цель, — это подстёгивает вашу мотивацию и даёт силы продолжать движение.

Чтобы помочь своим ученикам увидеть финиш, преподаватели часто делят уровни дополнительно — создают обозримые цели. Например, объёмный B1 делят на три или четыре подуровня. Дистанция становится менее пугающей, а прогресс более наглядным — оглянуться на свои успехи можно на каждом из чек-пойнтов, а не только в конце пути.

В Практикуме тоже используют такой подход: например, мы делим уровень A2 пополам, а более объёмный B1 — уже на три части. При этом всё разделено по логике от простого к сложному, не просто на равные кусочки. Например, так выглядят программы подуровне A2.1 Elementary:

Уровни в английском: какие бывают и что значат

Надеемся, информация о шкале уровней поможет вам лучше понимать ваш путь студента и ставить реалистичные цели. Удачи!

55
5 комментариев

Пять лет назад я начал учить английский язык. Пять!
Но знаете что самое интересное? После всех этих лет моего "погружения" в английский язык, я все еще здесь. На том же уровне, что и пять лет назад. Я в совершенстве выучил азбуку и некоторые непонятные шутки, но когда дело доходит до нативного разговора... ну, я все еще работаю над этим.
Надеюсь я не один такой :(

1

У меня проблема стопора в разговоре была в том, что не работал с грамматикой. С нуля занялся грамматикой, стопор ушел. Ну и идиомы и частые фразы подучил для разбавления. Использовал Galaxy English приложение (море практики грамматики) (не плейлисты! Вообще не понимаю их смысл), Essential Grammar in Use. Ну и конечно решал Галицинского (море практики грамматики) (да, я отбитый на голову, как многие скажут). + GhatGPT для идиом и фраз, к примеру проходил курс на Udemy и забирал от туда транскрит, вставлял в чатгпт и просил выделить идиомы и частые фразы.

2

Это больная тема для многих, кто изучает английский ещё, например, со школы. Недавно мы делали статью как раз на такую тему: https://vc.ru/education/1056218-uchu-angliyskiy-vsyu-zhizn-a-on-ne-uchitsya-prichiny-i-resheniya. Надеемся, что тоже будет полезно

2

вот по вашему описанию сразу определил свой реальный уровень, а то тесты показывают одно, а по факту другое

1

Это все конечно хорошо, но очень дорого. Хотя от знакомых хорошие отзывы про яндекс практикум. Но дорого.