Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

Почему выкладывать стоковые снимки в 2020 году — зашквар, сколько стоит отснять качественный контент, почему важно обращать внимание на визуальное представление бренда и что необходимо для организации и проведения съемок.

Эка Чаава, продюсер фото- и видеосъемок Molinos, делится опытом и отвечает на эти вопросы.

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

Зачем нужны съемки в SMM?

Все крупные бренды и частные предприниматели задумываются о позиционировании и узнаваемости. Проще всего рассказать о себе или донести важную мысль до аудитории через соцмедиа. Поэтому практически у всех есть странички/сообщества/аккаунты в социальных сетях и ежедневно генерируется огромное количество контента от самого примитивного (текст, статичные Stories и т. д.) до супер навороченного (видео, моушн-графика, инста-маски и т. д.).

Но если раньше достаточно было завести профиль во «ВКонтакте» или Facebook, публиковать стоковые снимки и писать «5 причин купить наш продукт», сейчас все намного серьезнее и сложнее.

Конкуренция в соцсетях слишком велика, ваш контент обязан быть ярким и непохожим на то, что уже привыкли видеть пользователи, иначе вам не выиграть эту гонку.

Мы ворвались в продакшн совсем недавно, но все же дерзко и резко. Поняли, насколько это интересно, даже космически, и не смогли остановиться! Вкладывая в каждую съемку много сил, эмоций и мыслей, каждый раз с замиранием сердца и даже трепетом пересматриваем получившиеся кадры.

Сегодня расскажем об этом подробнее – кто знает, может, эта статья откроет вам трендовое направление, в которое захочется окунуться с головой.

Эка Чаава, Продюсер фото и видео съемокMolinos

Какие задачи решает фотоконтент собственного производства?

  • Выглядеть стильно, уникально и актуально

Ваш контент — ваше «лицо». Когда вы публикуете контент низкого качества, вы показываете свое отношение к пользователям и подход к работе. То, что пользователи видят, они проецируют на вас. Даже самый классный, премиальный и качественный продукт, представленный с помощью стока с неестественными эмоциями или пиксельных снимков, выглядит дешево и непрофессионально.

  • Наглядно продемонстрировать себя

Собственные съемки — это возможность показать себя/товар/услугу/бренд подробно, в деталях. Публикуя, к примеру, собственные фотографии из интернет-магазина, вы никогда не сможете тонко передать цвета, точность линий, габариты, сочетания, свойства, ситуации потребления. Для этого нужна отдельная съемка.

  • Зацепить внимание пользователя

С ярким и уникальным контентом легче достучаться до пользователей. В соцсетях у вас есть всего 5 секунд, чтобы вызвать эмоции у ЦА и заставить сконцентрироваться на публикации. Ваш контент должен стать якорем, который не позволит пролистать ленту дальше. Вызвать эмоции и эмпатию у аудитории, донести до нее key message будет проще, если на визуале будут присутствовать ваши товары, фирменные цвета, брендовые элементы и фишки, транслирующие ваше настроение/позиционирование.

  • Выделиться и рассказать о себе немного больше

Если подойти к созданию собственного контента с душой и креативом, у вас появится шанс не просто продемонстрировать продукт, а рассказать о брендовых ценностях и донести важные месседжи. С помощью необычного продуманного визуала вы сможете выделиться из ряда типичных аккаунтов со стоковыми и однотипными изображениями. Вы сами создаете стиль и настроение вашей целевой аудитории. На вас не скучно смотреть, потому что вы уникальны и не похожи на других. А если на протяжении длительного времени вы четко придерживаетесь одного стиля в создании фотоконтента (как и в дизайне, написании постов и т. д.), он начинает ассоциироваться с вами/товаром/брендом. Даже если на изображении не будет логотипа или прямого упоминания, пользователи сразу узнают этот стиль и проведут аналогию.

А что делают известные бренды?

Глядя на публикации крупных брендов из социальных сетей, не видя логотипа и прямого упоминания, очень легко определить, кто представлен на снимках. Ведь чаще всего они придерживаются определенной цветовой схемы (сочетание брендированных цветов) и обработки (использование одинаковых фильтров). Модели одеты и отыгрывают ситуации, которые напрямую отражают ценности бренда.

Давайте сыграем в небольшую игру. Попробуйте узнать бренд на фото. Главное — не жульничать и быть честными с собой. Сначала думаете над ответом, затем смотрите правильный.

Бренд №1

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

Ответ: IKEA.

Бренд №2

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

Ответ: Coca-Cola.

Бренд №3

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

Ответ: «Билайн».

Заметили ли вы, как брендированный контент на этих примерах сразу задает настроение, атмосферу и тематику? Ваше мнение ждем в комментариях.

Где применяем фотоконтент?

В социальных сетях и не только!На первый взгляд может показаться, что проводить съемку для соцсетей неоправданно дорого. Однако это суждение ошибочно — контент, полученный в рамках съемок, можно использовать по-разному: от всевозможных форматов публикаций (stories/посты, опросы) до офлайн оформления (витрины, наружная реклама и т.д).

1. Оформление сообществ.

Обложки, аватарки, товары, Highlights, виджеты и приложения.

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

2. Публикации в социальных сетях.

Посты, статьи, опросы, Stories, альбомы.

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

3. Рекламные объявления.

Промопосты, карусели, лидформы, Stories, ТГБ.

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

4. Другие онлайн каналы

Медийные баннеры, материалы для онлайн СМИ и корпоративного сайта.

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

5. Офлайн реклама

Оформление точек продаж, баннеров, стендов, презентаций, буклетов и т. д.

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

Что необходимо для организации и проведения съемок

Поговорим немного о процессах. Из чего же состоит фотосессия?

1. Брифинг, постановка целей и задач

Это этап, который направляет вектор всех работ и формирует бюджет съемки.

Все начинается с определения целей. Съемка может быть:

  • продуктовой предметной (подходит для демонстрации товаров);
  • продуктовой с моделями (для трансляции ситуаций потребления);
  • имиджевой (для трансляции key messages и ценностей бренда).

2. Создание концепта

То, на чем будет построена вся съемка. Здесь мы решаем, как будем транслировать ваши ценности и в какой форме.

  • Создаем креативную идею, прописываем ее детально;
  • собираем moodboard с наглядными примерами;
  • формируем примерный пул локаций, моделей и реквизита;
  • формируем бюджет съемки.

3. Подбор команды

Под определенный формат съемок собираются разные специалисты: визажисты, стилисты, фотографы, модели и режиссер. Мы убеждены, что хороший фуд-фотограф не может так же хорошо снимать людей или интерьеры. Индивидуальный подход к каждой задаче — половина успеха проекта.

4. Подбор локаций, реквизита и моделей

Безусловно, все эти пункты упираются в концепцию и бюджет, однако, если вы хотите сэкономить на съемках, всегда есть возможность договориться о работе по бартеру или бесплатно. Тут уже все зависит от ваших навыков дипломата.

4. Проведение съемок

Менеджмент на съемочной площадке не менее важен. Чаще всего работа специалистов, аренда помещения и оборудования оплачиваются по часам. Заранее спланированные по таймингу и организованные съемки помогут вам сэкономить.

Порой на съемках бывают самые непредвиденные обстоятельства. Например, нужно залезть в холодную воду и придумать приспособление для спасения ног и кроссовок всей команды. Продюсер, координирующий все процессы и ответственный за результат, должен всегда быть начеку и вовремя помогать.

Для одного бренда у нас была фотосъемка в воде. Ноги все равно промокли, но во время проведения съемок никто не заболел. Что получилось:

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят
Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

5. Отбор и обработка материалов

Мы всегда делаем примерно в 4 раза больше кадров, чем необходимо для контента, чтобы был выбор и было право на ошибку. Половину отсекаем на этапе отсмотра: кто-то закрыл глаза, в кадр влез ненужный реквизит, слишком похожие снимки. Дальше отправляем фотографии на ревизию заказчику. В худшем случае он тоже отсечет половину. В лучшем — ничего, и тогда у нас будет больше материалов, которым мы потом обязательно найдем применение.

Пример одной из фотосъемок для нашего клиента.

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

Потом снимки попадают в постпродакшн. Как правило, он включает кадрирование, тонирование и цветокоррекцию, очистку от ненужных элементов в кадре, плюс здесь же при необходимости создаются анимации из серий фотографий, коллажи, фотографии дополняются иллюстрированными элементами.

Какого формата бывают съемки?

Под разные цели существуют свои жанры фотоискусства. Каждый из них требует определенной подготовки, прокачанности специалистов и бюджета. Разберем несколько примеров.

1. Предметная продуктовая съемка

Красивые композиции из ваших товаров в сочетании с фотофонами и реквизитом фирменных цветов. Необходимы для наглядной демонстрации товаров во всей красе и функциональности. Стоить такая съемка может от 25 000 р. Необходимо арендовать студию/свет, закупить дополнительный реквизит, оплатить услуги фотографа и продюсера. В работе такого формата важно продумать все до мелочей, порой композиции составляются задолго до съемочного дня и прописываются продюсером вместе с фотографом.

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

2. Food-съемка

Похожа на предметную, но сложнее. Главная особенность этого формата — скорость! Важно снимать свежие блюда, которые не потеряли своей привлекательности. Такая съемка будет стоить от 25 000 р. Здесь меньше игры с реквизитом и окружением, фокус на сам продукт. Но, как правило, такая съемка требует допом подключить фуд-стилиста, который поможет собирать вкусные композиции.

Говорят, что хорошие специалисты для фуд-съемок намеренно улучшают (подкрашивают, делают порции больше, добавляют доп. ингредиенты). Такой подход возможен в рамках съемок имиджевых роликов для ТВ, где кусочки мяса должны падать на хлеб в слоу-мо. Но мы против такого подхода, когда речь о контенте в соцсетях. Все очень просто: соцсети — это не баннер и не ТВ, здесь мы напрямую общаемся с пользователем, выстраиваем доверительную коммуникацию. И здесь он особенно ждет от бренда честности и сокращения дистанции.

Пример нашей работы для одного грузинского ресторана в Петербурге.

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

3. Интерьерная или архитектурная

Самая простая и спокойная в реализации. Чаще всего на таких съемках работает только фотограф с оборудованием, ведь здесь не нужно придумывать концепции, докупать реквизит или нанимать моделей.

Пример нашей работы для финской компании SATO, которая занимается арендой жилой недвижимости

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

4. Имиджевая съемка

Съемка для передачи эмоций, настроения и ценностей бренда/компании. Продукт здесь присутствует, но он далеко не главный. Это самый сложный, длительный и дорогостоящий вид съемок. Потому что важно не только учесть детали, подумать о реквизите, но и подобрать моделей, реквизит, локацию, которые не просто будут эстетичными, но и смогут передать эмоции/позиционирование/key message. В такой съемке кроме фотографов участвуют стилисты, визажисты, световики, также требуются дополнительные расходы на одежду, свет, порой безумный реквизит и аренду локации под съемки.

Пример нашей работы для бренда Yohji Yamamoto Parfums.

Фотосъемки для соцсетей: кому и зачем нужны и сколько стоят

Итоги этой длинной статьи

Создание фотоконтента, даже для социальных сетей, — вещь непростая, и к ней нужно подходить с умом. Однако, если вы хотите быть в тренде, показывать свою уникальность, удерживать лояльную и привлекать новую аудиторию, этого едва ли получится избежать. Делайте и публикуйте красивый, классный и уникальный контент — вам за это воздастся.

3131
30 комментариев

Кратко и понятно описали форматы съёмок, спасибо!

 Глядя на публикации крупных брендов из социальных сетей, не видя логотипа и прямого упоминания, очень легко определить, кто представлен на снимках.

Судя по слепому узнаванию - нет. 

1 фото: делал ставку на еду: оливковое масло или вино
2 фото: похоже на обычное стоковое фото, где все радостные и улыбаются. Подойдёт абсолютно к любому бренду, кроме похоронных бюро
3 фото: реклама одежды или аксессуаров (рюкзаков) 


Если вы работаете в этой сфере, постоянно просматриваете контент для соц сетей, тогда вы должны узнавать похожие снимки. Но если вы не подписаны на бренды или же редко видите их контент, то по таким фото точно не определишь героя.

На днях смотрел фото Facundo Garay для Coca-Cola, но всё равно ассоциации со вторым изобрежением не возникло. https://www.behance.net/Facundo 

3
Ответить

Максим, спасибо за обратную связь. Очень хороший и интересный вопрос)

Безусловно, простому обывателю, который в первый раз видит бренд или видит его изредка, ни снимки, ни слоганы ничего не дадут.

Для узнаваемости нужен не только визуал, но и хорошая охватная рекламная кампания на ЦА — как в соцсетях, телевизоре, так и в поисковых системах.

Вся суть маркетингового продвижения в том, чтобы говорить пользователям о бренде, продукте или личности. И когда у рекламы есть общий визуальный стиль, пользователю проще его запомнить.

Если сегодня Coca-Cola будет крутить рекламу в желтой цветовой гамме, завтра в зеленой, а послезавтра в красной, если сегодня они будут ассоциировать свой бренд с семьей, дружбой и праздником, а завтра — с похоронными застольями, у людей будет тупо диссонанс.

Конечно же, визуальный контент не решает полностью вопрос узнаваемости, но он однозначно играет большую роль в этом!

Также, когда мы показывали своей маленькой фокус-группе примеры контента, в выборке было больше снимков, поэтому для них эта задача оказалось не такой тяжелой. Из-за формата и визуальной эстетики нам пришлось урезать количество снимков в статье(

1
Ответить

Максим, спасибо! 
По поводу узнаваемости публикаций крупных брендов — проводили такой же опрос в нашем агентстве и все разгадали что это за бренды. Решили провести такой эксперимент в этой статье на более широкую аудиторию. И судя по вашему комментарию, проф деформации нам все же не удалось избежать ;) 

1
Ответить

Статья супер
Эка топ
Поэтому мы работаем вместе

3
Ответить

ахахах топ комментарий) 

2
Ответить

Сколько воды натекло

2
Ответить

Василий, благодарю за ваше мнение, но я бы не согласилась) Статья носит исключительно вводный и ознакомительный характер. Безусловно, мы не разбирали съемочный процесс в деталях, не говорили о статистике использования стоковых снимков и собственного контента. Но ведь эта статья нацелена на простых обывателей, для которых ново, но интересно это направление, или предпринимателей, которые задумываются о позиционировании своих брендов и продвижении их на разных ресурсах — как офлайн, так и онлайн. Если вам интересно почитать от нас статью по поводу определенных процессов, этапов и пр., напишите об этом, и, возможно, следующая статья будет посвящена именно интересующему вас аспекту.

3
Ответить