Так-то у меня бизнес, а таксую я для души

Это история одного таксиста, предпринимателя, управленца и просто интересного человека. Все ситуации, которые я опишу – это моя личная трактовка наблюдений за реальным представителем бизнеса. Уже больше 2-х лет я играю роль пассажира, а он – водителя. Это тот рассказ, где главный герой действительно таксует для души, как бы это забавно не звучало. И как рассказчику, мне нужно постараться показать читателю все так, как было на самом деле.

Сразу скажу, что статья не рекламная, здесь не будет ссылок или контактов конкретных людей. Мне просто захотелось поведать о том, как живет и ведет бизнес директор таксопарка. Его практически нет в интернете, поэтому статья никак не скажется на медийности человека.

Снизу меню для быстрой навигации по статье:

Начнем со знакомства

Мое знакомство с Евгением состоялось, когда он приехал за моей мамой – ей нужны регулярные медицинские процедуры в другом городе, и без такси добраться до клиники практически невозможно. Я выступал и до сих пор выступаю в роли сопровождающего.

Чтобы обрисовать образ, в паре слов расскажу, что это за человек:

  • Выходец с Дальнего Востока, и соответственно, ярый фанат японских авто.
  • Представитель детей 90-х, но не тех девяностых, что принято показывать в попсовых сериалах, а реальных, «лихих», дальневосточных.
  • Он всегда кому-то звонит, либо звонят ему. Моменты тишины в присутствии Евгения – удивительная редкость. Но даже в такие минуты что-то происходит.

Про один из его заказов даже вышел детективный сюжет в Ленте. Вживую, конечно, слушать все подробности той поездки было гораздо увлекательнее.

Так-то у меня бизнес, а таксую я для души

Про развитие бизнеса

Сразу о важном – чтобы строить такой бизнес в маленьком городе и расти, нужно либо быть монополистом, либо постоянно вертеться. И с каждым годом эти обороты увеличивают скорость. К примеру, в последний год очевидной проблемой стала нехватка кадров. Временами он даже помогает новым кандидатам на роль водителя переехать из соседнего города и снять жилье.

Желающих работать в такси катастрофически мало. Некоторые автовладельцы считают, что проще стоять на вокзале в поисках случайных заказов, чем отдавать комиссию таксопарку.

Однако, судя по моим наблюдениям, если человек хочет зарабатывать, то таксование может обеспечить ему доход в 1,5-2 раза выше, чем средняя зарплата по городу. Водители, которые не лихачат, заботятся о машине и клиентах, очень быстро начинают получать заказы на дальние поездки.

Так-то у меня бизнес, а таксую я для души

Когда Жека рассказывал мне про сложности масштабирования, я сперва начал думать не в ту сторону. Решил, что неплохо было бы расширить клиентскую базу.

Как то я предложил Евгению попробовать сделать Вк-группу его таксопарка и понемногу постить туда цены, услуги, нативно-продающий контент. Все, что как-то привлечет людей и в целом даст возможность людям не только звонить, но и писать в чат для заказа такси. Сказано-сделано, создал группу, залил пару постов и почти сразу же в сообщения начали стучаться потенциальные клиенты с вопросами:

  • Можно ли доехать в такой-то город/поселок?
  • Отправляете ли машины в дальние поездки?
  • Сколько будет стоить поездка, допустим, из Твери в Москву и обратно?

Почему группа застыла почти сразу после запуска? В одном из разговоров с Евгением он сказал, что в сообщениях ВК консультировать клиентов по ценам не стоит. Это будет на руку конкурентам. Ведь когда человек хочет заказать такси на дальняк, он ищет самый дешевый вариант. В этом есть доля смысла. Однако не всем будешь отвечать – звоните диспетчеру. Например, молодежь предпочитает переписки, они уже не воспринимают общение по телефону. А это целый пласт клиентов.

В общем, спустя какое-то время я понял, что узкое горлышко было не в отсутствии рекламы. А в нехватке людей. Потому что на данный момент спрос превышает предложение.

Про водителей и диспетчеров

Водители постоянно левачат, а когда возникает пик спроса, найти надежных людей практически нереально. Бывает, что на весь день остается 1-2 машины.

Основная проблема малого бизнеса, а особенно таксопарков, да еще в небольших городах – это нехватка сотрудников:

  • Молодые воспринимают такси как подработку, поэтому рассчитывать на отдельных водителей не приходится.
  • Опытные согласны только на определенные условия. Например, один человек не ездит за город, вообще. Даже летом.
  • Некоторые сотрудники не заботятся о машинах, неаккуратно ездят, грубо ведут себя с пассажирами. По этим причинам с такими водителями приходится расставаться.

– В душу наплюют с три ведра – еще одна фраза Евгения, которая относится именно к сотрудникам. Кто-то может резко уйти на более стабильную работу, кому-то может взбрести в голову использовать вверенную машину как личную, а кто-то и вовсе ударяется во все тяжкие (я про запои – они стали нормой для маленького городка).

Диспетчеры – отдельная тема. Хорошего сотрудника на эту должность отыскать очень и очень сложно. Даже с учетом того, что город маленький, новый человек может не знать, где что находится. Еще ему быстро ориентироваться в местоположении таксистов в конкретный момент. Чтобы не возникло ситуации, когда освободившийся таксист сидит без дела, а на другом конце города клиент висит на телефоне в ожидании свободной машины.

Просто фото с одной из поездок
Просто фото с одной из поездок

Сервис

Если вы ездили в такси с первоклассным сервисом, то поймете, о чем я. Это когда водитель больше похож на пилота круизного лайнера – он постоянно жмет на какие-то кнопки, регулирует дефлекторы, отслеживает температуру за бортом, крутит рычаг печки, контролирует рециркуляцию воздуха в салоне. А посадка и высадка становятся своего рода ритуалом. Пассажир чувствует себя действительно VIP-клиентом.

Так-то у меня бизнес, а таксую я для души

Если в первую поездку я не понимал, зачем так суетиться, то спустя несколько недель до меня дошел смысл всех этих манипуляций. Когда мы периодически стали ездить с другими водителями. Кто-то любит странную музыку, кому-то нужно напоминать, что на время посадки малоподвижного пассажира лучше отодвигать водительское кресло. Это все мелочи, но из них складывается ощущение от поездки в целом.

У Евгения есть свой список правил:

  • Машина должна быть чистая. И это справедливо, ведь когда в салон садится женщина в длинном пуховике, она обязательно испачкает подол, если пороги будут забрызганы грязью. Да и за ручки дверей гораздо приятнее браться, когда они чистые.
  • В салоне нельзя курить/парить, никогда. Многие думают, что вейп не оставляет следов и практически не влияет на атмосферу в машине. Однако опытные водители подтвердят – если постоянно пользоваться всякими приспособлениями для парения, на лобовом стекле остается едва заметная пленка, которую потом приходится долго оттирать.
  • Водитель внимательно слушает диспетчера и всегда на связи. Была ситуация, когда один из таксистов подумал, что успеет по пути сделать другой заказ, а потом забрать меня с мамой. В результате мы сильно опоздали.

Естественно, наш главный герой – тоже человек. И у него постоянно появляются заботы и дела, требующие быстрых решений. Но он всегда находит выход, хоть временами и появляется ощущение легкой суматохи.

Про уборку в салоне Евгений может рассказывать часами. Про то, какие места он проходит с тряпкой, смоченной в водке, где использует Ваниш, как наносит полироль. Внимательно слушая эти описания процесса, невольно погружаешься в своего рода медитацию.

Про машины

С Жекой на чём мы только не ездили. И на крузаке, и на старенькой королле, и на спортивном левине, и на Ноахе, и даже на Ладе. Как вы заметили, предпочтение Евгений отдает японскому бренду. Однако в начале развития таксопарка хотел сделать как все, думая что южнокорейские малолитражки будут быстро себя окупать. Как оказалось, содержать их намного дороже, чем старые, но проверенные короллы.

Сейчас в его парке в основном японки. Это уже как фирменный знак. Однако в последнее время Евгений задумывается о других вариантах. Например, с недавних пор мы периодически передвигаемся на Гранте.

Какая бы Лада ни была свежая, это все равно «жигули». Ну тут сложно не поспорить – комфорт езды может и не сильно заметен на фоне японки из 90-х, однако слишком много мелочей обращает на себя внимание:

  • солнцезащитный козырек при открывании может просто остаться в руке;
  • закрывая дверь, боишься, что она отвалится – настолько сильно трясется стекло;
  • из щелей может поддувать в холодное время года, как бы хорошо печь не прогревала салон.

А если говорить про запчасти, которые стоят почти вдвое дороже, чем на старенькую тойоту, желание переходить на отечественное авто ставится под сомнение.

Так-то у меня бизнес, а таксую я для души

Однако плюсы свежей лады все же стоит раскрыть:

  • Мягкая подвеска – ямы проглатывает и не жмурится. А учитывая, по каким дорогам мы временами ездим, это существенный плюс.
  • Забота о кармане. Расход в 5 л не может не радовать.
  • Вид нового авто. Эстеты со мной не согласятся, но даже Гранта при должном уходе и совсем небольшом тюнинге смотрится очень даже неплохо. И взгляд не цепляется за ржавчину или заделанные шпаклей места.
  • Она быстрее. Понимаю – звучит дико. Но это проверено на собственном опыте. Скорее всего, дело в том, что мягкая подвеска дает ощущение большего спокойствия, а водитель не притормаживает и не пытается маневрировать перед каждой едва заметной ямкой.

Конечно, ощущения езды на ладе сложно сравнить с опытом плавания на Land Cruiser. Но когда деньги за поездку еле-еле перекрывают затраты на бензин, желание кататься с комфортом уходит на второй план.

В общем – если есть надежный и опытный водитель, то свежая отечественная машина становится выгодным вложением. Но когда сотрудники постоянно меняются, доверить им можно только неубиваемую тойоту.

Особенно интересно послушать наблюдения Жеки про тренды авторынка. Повальная мода на китайцев его забавляет и одновременно пугает. Многие его знакомые уже вступили в ряды экспериментаторов. И вот примеры из реальной практики владения китайским авто:

  • Приборная панель спустя какую-то неделю начинает светиться что новогодняя елка. И устранить неисправность получится далеко не в каждом сервисе.
  • Плохо проклеенные стекла дают о себе знать подтеками в салоне.
  • Динамика чуть лучше, чем у жигулей. Если сравнить китайца с тем же Land Cruiser в сотом кузове, это небо и земля. При том что второй может стоить почти в 1,5-2 раза дешевле.

В общем, что сказать, если смотреть машину для себя, то не стоит вестись на тренды, а если для такси – выбирать проверенный десятилетиями вариант.

Так-то у меня бизнес, а таксую я для души

Философия таксиста

– Не видно человеческого, ни в глазах, ни в облике – эту фразу Евгений произнес всего 1 раз, но она так живо въелась в память, что с тех пор я записываю некоторые его изречения в отдельный блокнот.

Если большинство водителей, которых я встречал прежде, общались какими-то заезженными фразами и шаблонами, то с Евгением каждая новая беседа идет живо и непринуждённо. Секрет прост – он интересуется собеседником, задает вопросы, интересуется мнением со стороны по каким-то своим ситуациям.

Нашему герою уже давно не 25 и даже не 30, однако гибкий ум он сохраняет в отличной форме. В его речи нет заезженных фраз или просторечий, а диалог с пассажирами постоянно развивается, обрастает смыслами, шутками, эмоциями.

Так-то у меня бизнес, а таксую я для души

Поездки с Жекой – это целое представление. За каких-то 3-4 часа ты будто просматриваешь несколько фильмов, всей душою вживаясь персонажей и их личные истории. Каждая поездка превращается в серию захватывающих короткометражек с динамичным сюжетом. Эти истории бесконечны и многогранны. В них проскальзывает и жизненная философия, и бизнес-инсайты, и личные терзания.

И вот ты едешь по вечерней трассе, теплый асфальт бликует оранжевым закатным солнцем, а из динамиков льется чистая философия Евгения Гришковца.

Снизу вставлю песню для атмосферы

Выводы

Иногда очень полезно наблюдать за людьми (партнерами, коллегами) не только в проф среде, но и в обычных жизненных ситуациях. Расскажи в комментариях – есть ли в твоем окружении такой "таксист" (пусть даже он не за рулем)?

11