«Роза Хутор». Сервисная архитектура в нестандартном екоме

«Роза Хутор». Сервисная архитектура в нестандартном екоме

Разработка уникальных архитектурных решений обеспечила «Розе Хутор» возможность внедрения принципов эволюционной архитектуры и заложила основы для полного перехода на сервисы.

Роза Хутор — нетипичный для электронной коммерции проект. С точки зрения ИТ это определяется двумя особенностями:

  1. Продажа услуг, а не товаров;
  2. Переработанная платформа «1С-Битрикс» с измененной логикой.

Гринсайт — интегратор Ensi и команда поддержки прошлого решения

Предпосылки

Сотрудничество Гринсайта и Розы Хутор началось еще в 2018 году — за это время проект прошел несколько комплексных этапов. Перед переходом на эволюционную архитектуру совместными усилиями была запущена обновленная версия сайта курорта на базе платформы «1С-Битрикс».

При дальнейшем развитии онлайн-ресурса потребовалось существенно изменить главную страницу. В ответ Гринсайт предложил разделить фронтенд и бэкенд «1С-Битрикс», выделив клиентскую сторону в отдельный React-сервис. Так выросли скорость работы и удобство пользователей, а внутренняя команда Розы Хутор получила опыт разработки на новом стеке. В последствии были переработаны и другие страницы сайта — это одна из возможных стратегий для постепенного перевода платформы на сервисную архитектуру.

Стратегия постепенного переезда подразумевает вынесение части бизнес-процессов в независимый сервис. Доступ к функциональности реализуется через API.

Разбираем стратегии переезда на сервисные IT-решения

В случае Роза Хутор постепенный переход был избран, исходя из ряда условий:

  • Много налаженных интеграций;
  • Уникальная реализация части компонентов: например, системы управления доступом к услугам на смарт-картах посетителей;
  • Ограниченные сроки перед началом нового сезона.

Бронирование отелей и управление ски-пассами

Первым шагом стала разработка инструментов бронирования отелей и управления ски-пассами.

«Роза Хутор». Сервисная архитектура в нестандартном екоме

Инструмент для бронирования отелей объединяет гостиницы курорта, актуализирует информацию по номерному фонду и дает возможность менеджеру управлять бронированием, квотами, номерами и отелями.

Инструмент управления ски-пассами и прогулочными билетами позволяет добавлять новые и редактировать имеющиеся билеты, модерировать тарифы, даты и условия.

Разработка инструмента продажи пакетных туров

«Роза Хутор». Сервисная архитектура в нестандартном екоме

Весной 2022 года появилась задача по запуску онлайн-продажи пакетных туров. Каждый тур включает бронирование отеля и вариативный комплекс услуг, соответственно, сервис должен обеспечивать управление:

  • Списком отелей;
  • Доступными и занятыми номерами;
  • Датами заезда и выезда;
  • Услугами, записываемыми на смарт-карты посетителей;
  • Услугами отелей;
  • Ценами;
  • Квотами и прочим.

Помимо гибкой конфигурации, эти параметры необходимо и правильно друг с другом склеивать — производить перерасчет стоимости и доступности услуг в зависимости от условий каждого из туров.

Для реализации этой функциональности был создан сервис Bundle, разработанный с применением шаблона Ensi Skeleton.

⚡ Ensi Skeleton — универсальный шаблон новых сервисов Ensi, который консистентен архитектуре платформы. Он используется для быстрой разработки уникальных решений, соответствующих требованиям бизнеса.

Bundle подключен к фронтенду панели администратора через API Gateway на стороне «1С-Битрикс», что делает его Headless-решением.

⚡ Headless-приложения не имеют собственного интерфейса: бэкенд интегрируется с любой клиентской стороной, поддерживающей API. Headless доступен для всех сервисов Ensi.

Продажа пакетных туров была запущена незадолго до новогодних праздников в декабре 2022 года — наиболее прибыльный период сезона. В течение двух последующих месяцев производилась отладка.

Разработка PIM для услуг

«Роза Хутор». Сервисная архитектура в нестандартном екоме

Следующим в очереди на развитие стоял сервис управления товарным контентом — PIM.Специфика екома Розы Хутор особенно отразились на требованиях к этой системе, поскольку базовая логика оказания услуг отличается от продажи товаров ритейлерами.

Прошлая версия системы работала с двумя типами предложений:

  1. Услуги отелей;
  2. Услуги, записываемые на смарт-карты посетителей.

Однако их не было достаточно: некоторые мероприятия на территории курорта (например, концерты) не попадают ни в одну из категорий.

Для решения этой задачи в PIM были реализованы «универсальные услуги» — они включены в пакетные туры. Также был доработан интерфейс параметров карточек с услугами, в котором появились новые статусы и атрибуты.

«Роза Хутор». Сервисная архитектура в нестандартном екоме

Усиление инхаус-разработки

Роза Хутор искала способы наращивания компетенций внутренней команды разработки, и переход на новую архитектуру стал важным шагом на пути к этой цели сразу по нескольким направлениям:

  1. Новые возможности. Сервисная модель освобождает бизнес-процессы от ограничений монолитной платформы;
  2. Новые задачи. В планах появляются масштабные цели;
  3. Новые методы. Инхаус-специалисты перенимают новый подход к разработке;
  4. Новые сотрудники. В команду уже привлечены новички, поддерживающие и развивающие сервисы Ensi;
  5. Новый стек. Бизнесу проще найти разработчиков на PHP, Laravel и React.

Команда Гринсайта организовала дополнительное обучение разработчиков, проводила Code Review, а также онбординг специалистов.

Команда

С октября 2021 года в разработке участвовали:

Гринсайт

  • Аккаунт-директор;
  • Руководитель проекта;
  • Архитектор;
  • UX-проектировщики;
  • Системные и бизнес-аналитики;
  • Фронтенд- и бэкенд-разработчики;
  • DevOps;
  • Тестировщики.

Роза Хутор

  • Руководитель проекта;
  • Системные и бизнес-аналитики;
  • Фронтенд- и бэкенд-разработчики;
  • DevOps;
  • Тестировщики.

Результаты

К декабрю 2023 года Роза Хутор обновила сайт, запустила несколько уникальных инструментов, предложив клиентам удобные возможности приобретения услуг курорта.

Не менее важное достижение — это первые несколько шагов к изменению подхода развития собственного ИТ. Помимо инструментов насыщения функциональности, переход на эволюционную архитектуру способствует углублению компетенций в ИТ, формированию технологической независимости и фокусировке на совершенствовании бизнес-процессов. Кроме того, Роза Хутор наглядно показывает, что ограничения и нетипичность используемого решения не становятся критическими причинами сохранения устаревшей платформы.

99
4 комментария

Насколько вообще обычный товарный PIM можно адаптировать под услуги? Стоит ли пытаться натянуть сову на глобус?

Обычный товарный монолитный PIM, может быть, не всегда легко адаптировать под услуги. Но в Ensi одна из идей, на которой стоим, возможность легко адаптироваться под процессы каждой конкретной компании (а не навязать зашитую в системе логику). Можно сказать, что решили типовую задачу.

1

А вся вот эта архитектура используется в других каналах? Или все новые сервисы — это чисто для сайта?

На данный момент речь о разных проявлениях онлайн-канала

1