Путь автора: от ненависти к школьным сочинениям до 58 миллионов рублей оборота за одни лишь тексты

История о личном бренде, беспорядках внутри и самостоятельности сотрудников. А также о том, как удалось написать самую популярную статью для трибуны vc.ru

Путь автора: от ненависти к школьным сочинениям до 58 миллионов рублей оборота за одни лишь тексты

Хаос – это лестница

Питер Бейлиш

Друзья, привет! На связи Иван, основатель CLUB.ORG

Сегодня я подготовил интервью с Пашей Моляновым, владельцем контент-агентства Сделаем, резидентом моего проекта «Авторы с Уолл-Стрит» – и тем самым человеком, что часто рассказывает нам как делать крутые тексты на vc.ru и промостраницах Яндекса.

Но мы не стали говорить с Пашей как с автором, а сделали круче и провели разговор как бизнесмен с бизнесменом.

Я узнал об истории агентства, внутренних процессах, планах, и о том, почему важно делегировать, даже если ты всё умеешь.

Далее текст будет от лица Паши. Поехали!

С чего все началось

С моего ребёнка.

Он родился довольно рано, когда я только окончил универ, и по понятным причинам мне нужны были деньги. В ту пору я работал сисадмином, но зарплаты не хватало чтобы полноценно обеспечивать семью, и я начал искать подработку.

У друзей и знакомых спрашивал, как можно подзаработать в интернете: тогда я ничего не знал о фрилансе, и это был совершенно новый мир. Мне посоветовали два варианта, чтобы наверняка: программировать или копирайтить. Настолько хорошо кодить, чтобы делать это на заказ, я не умел, поэтому выбор пал на тексты.

Есть авторы, которые любят писать с детства.

Так вот, я к ним не отношусь: в школе мне не нравилось писать сочинения. Я куда больше любил математику, программирование, и вообще мечтал стать археологом, и быть как Индиана Джонс.

Путь автора: от ненависти к школьным сочинениям до 58 миллионов рублей оборота за одни лишь тексты

В начале я делал тексты про всякие сисадминские штуки и простые вещи, по типу как переустановить винду, как настроить браузер, как создать новую папку и т.д. В общем делился опытом, и писал о том, в чём сам хорошо разбираюсь. Заказов хватало, и всегда можно было найти заказ.

Некоторое время спустя оказалось, что я зарабатываю на фрилансе больше, чем на основной работе, и я подумал:
- «А зачем нужна основная работа, если на подработке за пару часов в день зарабатываю больше?».

С этой мыслью я навсегда уволился из сисадминов, и с головой погрузился в тексты.

Далее начал качаться: больше читать о копирайтинге, больше писать, развиваться как автор, браться за новые направления и жанры. Текст за текстом росли скилы, а вместе с ними доходы и репутация.

Как появилось Сделаем, и что мы в нём наделали

К определённому моменту у меня стало слишком много заказов.

Как только я стал фрилансером, было решено качать свой личный бренд, чтобы люди ко мне приходили сами, и я не искал лиды по всему интернету. Не помню всех своих мотивов, но это оказалось одним из самых удачных решений.

Я вёл свой блог, настраивал по нему SEO, наводил знакомства ВК и в Facebook* и проявлял достаточную активность, чтобы меня замечали. Это привело к тому, что клиентов однажды начало приходить больше, чем я смог бы потянуть.

Благородная жадность внутри сказала: «Блин, если их упустить, значит я разбрасываюсь деньгами! Надо кого-то найти, чтобы делегировать ему часть работы!!!».

Прислушавшись к своему совету, я начал ходить по друзьям в поисках автора, который мог бы тоже писать статьи. Такой друг нашёлся: было предложено работать со мной, с делёжкой денег 50:50, и он быстро согласился.

Вдвоём мы смогли забирать всех клиентов.
И в тот момент я заметил важную особенность:

Я стал зарабатывать больше, а работать столько же.

И почти сразу начал поиск ещё одного человека для статей. Затем ещё одного, и ещё, и так постепенно образовалась команда. На одном из наших проектов мне довелось встретиться с человеком, который прошёл подобный путь: он также фрилансил по текстам, а затем сколотил собственную команду.

– Судьба! – подумал я.

Мы объединились, сложили все свои проекты и команды в одну корзину, и именно так появилось Сделаем в нынешнем его виде. В принципе тогда не произошло глобальных изменений: мы просто начали называться агентством, хотя это были такие же группы авторов с редакторами.

Само название придумали можно сказать от балды. Мы создали гугл таблицу, и начали сбрасывать туда все варианты, что приходили в голову. Нам хотелось русского названия, и не хотелось типичного digital чего-то там.

Одним из ориентиров вдохновения был избран нейминг «Точка»: искалось что-то подобное, и из 40 отобранных вариантов выбор пал на Сделаем. В названии нет какого-то скрытого смысла – мы просто делаем в Сделаем.

Развитие

Как говорил, всё началось с личного бренда. При масштабировании бизнеса, я понимал, что завязка только на моей личности может стать серьёзной проблемой в будущем.

Произойти может всё что угодно: от моего «я устал, я ухожу» до «никто не вечен». Поэтому я стараюсь работать на два фронта.

С одной стороны мне нравится развивать личный бренд – быть эдаким персонажем, который вещает и ведёт общение с аудиторией. Для меня это не только часть работы, но и личный источник кайфа: как игры или сериалы по вечерам.

С другой, я понимаю, что нельзя завязывать на себе весь бизнес: если со мной что-то вдруг случится, то компании будет плохо.

Поэтому я вкладываюсь в агентский бренд в том же Телеграм-канале, и прошу сотрудников также развивать свои личные бренды – это помогает агентству растить самостоятельную опору.

Когда возникло Сделаем, клиенты приходили только с личного бренда. В какой-то момент на свои блоги я подзабил – ничего не делал несколько месяцев, поскольку само агентство начало приводить клиентов.

Затем в конце 2021 года у меня снова появилось время на свой бренд. Количество приводимых клиентов от меня и от агентства сравнялось в соотношении 50:50. Не факт, что оставшиеся 50% лидов вообще меня знают, и это даже здорово.

Мне кажется, что лидогенерацию на этом уровне можно пока что и держать.

Конечно, было бы здорово сократить количество моих лидов, но не уменьшением влияния личного бренда, а увеличением притока лидов самому агентству

Благодаря нашим лидам за 2022 мы смогли набрать 58 миллионов рублей оборота.

Это примерно средний показатель для российских digital-агентств, и достаточно высокий для контент-маркетинга. Я узнал об этом, когда начал подготавливаться к релокации в США: юрист попросил собрать документы, подтверждающие, что мой бизнес в РФ успешный (именно успешный, а не просто бизнес).

Но достигнуть этой цифры помогла не какая-то продуманная стратегия. Мы экспериментировали, и пробовали всё подряд, цеплялись за новые возможности. Царило творчество, и не побоюсь этого слова хаос. Тогда выстраивать вектор работы было неким «фу», хотя сейчас мы приходим к этому, и формируем стратегию.

Наша основная выручка идёт от удалённых редакций – это услуга, при которой компания может арендовать команду для ведения своего блога. По сути аутсорс для написания чего угодно: статей, рассылок, писем, заполнения лендингов и т.д.

Это крайне популярная услуга – есть крупные клиенты, с которыми у нас ежемесячный оборот превышает 1 миллион рублей.

Путь автора: от ненависти к школьным сочинениям до 58 миллионов рублей оборота за одни лишь тексты

Но одними текстами сыт не будешь.

Мы хотим расширяться.

Фокусироваться на одной услуге кажется не очень хорошей идеей, это мешает расти вширь. Хочется работать с супер-большими проектами, чтобы условно нам сразу дали контракт на 50 миллионов и мы долго и плотно работали.

На копирайтинге сделать это нереально. А вот если создавать блог, наполнять его контентом, нагонять трафик, сделать продвижение и провести аналитику это куда серьёзнее.

Сейчас мы позиционируемся как агентство контент-маркетинга, но делаем только стратегии и контент. Наша новая цель научиться предоставлять комплексные услуги под ключ.

Конечно, можно сказать, что в нынешних реалиях нет смысла строить планы и тем более стратегии. В эту тему слышал, что сейчас есть три типа предпринимателей:

  1. Те, кто говорят что всё хорошо
  2. Те, кто думают что всё ОЧЕНЬ плохо
  3. И те, кто заявляет также, но ищет способы жить дальше

Так вот, я считаю, что планировать лучше, чем не планировать. Лучше мы запланируем, и будем стараться двигаться по этому плану, чем бегать как безголовые курицы по размеченному полю, ожидая на какую «клетку» упадём.

Как мог бы выглядеть совет руководителей Сделаем
Как мог бы выглядеть совет руководителей Сделаем

Как по мне, в период неопределенности планировать очень важно. Когда все в порядке и процветает стабильность компании сорят деньгами: «На тебе миллион сюда, миллион туда, а вам вообще 10 миллионов».

До 2022 мы могли расти без планирования, это получалось.

А сейчас наоборот – начался кризис и люди считают деньги. Зарубежные бренды уходят, и лучше сидеть и думать что с этим делать: «а что если..»

Если наш вот этот важный клиент уйдет?
Если запретят писать про стартапы?
Если случится другой форс мажор?
А что если попробовать выйти на глобальный рынок..?

Это своего рода стратегия параноика, но в вопросах выживания параноики одни из лучших специалистов.

Если вернуться в 2022 год, в февраль-марте всё буквально вымерло. У нас не было работы, и даже обсуждался вопрос о серьёзном сокращении штата. Тогда ещё накрылся таргет, большие компании начали его безумно скупать на Яндексе из-за отключения Google.

Но мы тянули до последнего, а в июне люди снова попёрли за статьями, поскольку конец мира не случился.

Ещё мы много работали с рекламой в Дзене, которая летом переименовалась в ПромоСтраницы Яндекса, и в тот год из-за бума это принесло огромных доход.

По итогу в 2021 у нас вышел оборот в 40 млн, а в 2022 составил уже 58. Произошел прирост почти в 1,5 раза, и мы не планируем останавливаться.

Хаос и операционка

Изначально я старался заниматься всем: и продажами, и продвижением, и производством контента. И вот вам две истории, благодаря которым я начал разрывать этот порочный круг:

1) На старте Сделаем я проверял каждый текст, и везде давал своё ценное мнение. Это отнимало массу времени, и нам удавалось делать лишь по 300-400 тысяч выручки в месяц. А потом меня осенило, что предприниматель не должен этим заниматься, потому что миссия сделать хороший текст должна лежать на редакторе. В аналогии человеку владеющему заводом не стоит постоянно стоять за станком. Тогда я ушёл из производства контента в операционку, и смог полноценно заняться другими важными процессами.

2) Мы решили дать больше свободы производства контента. Редакции мы дали самостоятельность решений по юнит экономике: сами думайте кого нанимать, как и с кем работать, а половина прибыли ваша. И вот тогда у нас стало хорошо. Начали расти настоящие управленцы, и это было одно из лучших решений для развития агентства. Кроме того, тот самый первый автор, с которым я работал ещё до Сделаем, стал исполнительным директором, и сейчас занимается контролем производства контента.

Касаемо продаж, мне очень долго было страшно отдавать их в другие руки – полноценный сейл у нас появился только в январе.

До этого часть людей частично брали на себя функцию продажников, но это работало совсем неэффективно и неудобно. До лета 2021 я обрабатывал буквально каждую продажу, и в какой-то момент меня начало просто тошнить от этого дела. Я понял, что пусть всё сгорит и разориться, но к продажам больше не прикоснусь.

Перестал я заниматься и проектами, потому что мне не хватало времени.

У нас было несколько небольших проектов, и получалось уделять внимание лишь части из них. Выделялось по часу в день на каждый проект, но потом меня перестало хватать.

В какой-то момент начал ловить себя на мысли, что просыпаюсь посреди ночи, и бегу что-то отправлять клиентам, потому мы чего-то там забыли, (а иногда и не забыли, но я всё равно просыпался).

– Какой хернёй я занимаюсь? - подумал я.
И решил не заглядывать туда ровно месяц.

Ничего не поломалось

Моё мнение оказалось не единственное верным: к тому же я смог взрастить нормальных управленцев, и они способны самостоятельно вести проекты.

Но это вопросы, в которых всегда более-менее царил порядок. В 2022 году у нас не было никакой оцифровки показателей бизнеса. Я понимал, что так как-то пытался внедрить CRM, и все сотрудники саботировали эту идею. Что говорить, её в итоге саботировал и я. Поэтому долгое время мы не собирали никакой статистики.

В 2023 я сказал: «Хватит! Давайте делать!», и теперь мы постепенно собираем всю информацию, но пока из неё рано лепить какие-то показатели.

Глобальная задача на год наладить весь поток информации, чтобы было видно что происходит. Это самая важная штука, которую мы сейчас делаем.

Из тех показателей, что могу назвать в данный момент, это средняя конверсия из лида в сделку – 15%, считая нерелевантных лидов.

Было много процессов, которые я выстраивал неправильно. Сейчас у нас переходный период, мы строим методологии, хотя и остаётся много панк-рока.

Но хаос, которым мы управляли ранее, привёл нас к текущей точке.

Факапы, управление и самая читаемая статья на vc.ru

Нужно идти навстречу клиенту, что мы и делаем. Однажды наша статья на vc не сработала: клиент не получил лидов. Взамен мы бесплатно написали новую, дополнительно двинули её в другие СМИ, и клиенты пришли: с тех пор он нас всем рекомендует. И вроде бы работа вышла минус, но получилось в плюс.

Был ещё случай, когда я облажался в управлении, решив что бизнес достиг идеальной формы, и моё участие более не требовалось. Деньги генерируются сами, поэтому я расслабился и нифига не делал примерно пол года.

Но потом вдруг оказалось, что происходит какой-то беспредел

Нанимались люди, в которых я сомневаюсь. Приходили клиенты которые мне совершенно непонятны. И так далее.

В итоге следующие пол года мне приходилось бегать с вопросами: кто это, почему он тут работает, а как мы теперь зарабатываем, и куда делась вся прибыль?

С тех пор я больше не теряю контроль.

При грубом подсчёте ошибка обошлась мне в 5-6 миллионов.

Ну и последний факап, за который мне стыдно до сих пор, произошёл с клиентом, пришедшим по рекомендации. Когда мы были маленьким агентством, к нам обратилась крупная компания с огромным проектом.

Мы на радостях наобещали что выполним весь объём работ, но по итогу сорвали все сроки и честно говоря сделали всё плохо.

Это была абсолютно новая для нас услуга, и никто из команды такого раньше не делал. В общем, взяли груз не по силам.

Но факапы – это не конец жизни, а ценный опыт. 2022 год заставил о многом задуматься, и теперь мы улучшаем процессы. Сделаем могло бы вырасти куда сильнее, если бы всё было налажено сразу, но какой смысл думать о прошлых потерях, когда есть настоящее и будущее?

Однако, для других людей, чужое прошлое может послужить примером. Поэтому пара советов на основе моих ошибок для тех, кто ведёт свой бизнес и хочет его развивать:

  • Ведите управленческий учёт.
    Вы чётко должны понимать что, как и зачем делается. Интуиция, творчество и удача хороши, но с метриками и цифрами они намного эффективнее.
  • Не бойтесь выходить из операционки.
    Когда ты открыл ресторан и сам в нём носишь подносы это не плохо, и даже норма – освоение любых процессов в бизнесе позволяет их хорошо понимать. Но это не должно быть долгой историей.
  • Нанимайте людей, в которых вы видите перспективы:
    самостоятельных и инициативных. Рано или поздно вам нужны будут топ-менеджеры, и их нужно взращивать, а прежде – разглядеть таких людей. У нас довольно серьёзные требования к кандидатам, и хоть это усложняет процесс найма, но позволяет избежать многих проблем.

Не все кадры интересуют только бабло, это не единственный мотиватор.

Людям важно когда ты их признаёшь, общаешься с ними, выстраиваешь горизонтали, особенно на удалёнке, потому что человек не должен чувствовать себя где-то там, на отшибе.

Еще не могу промолчать, что среди заслуг Сделаем есть самый популярный материал в подсайте Трибуна о телефонном боте Маше, которая отвечала на звонки. Но секрет статьи не в том, что мы сделали какой-то сумасшедший материал: очень многое зависит от самого респондента и той фактуры, что он нам даст.

Если бы у Романа (героя статьи) был унылый неинтересный сервис, ничего бы не вышло.

Спасибо за внимание. Всем добра и позитивного настроения!

Скоро таких историй будет больше, а чтобы их не пропустить - подписывайтесь на мой личный блог, там будут анонсы.

А если хотите следить за Пашей, подписывайтесь на его блог, где много прикладной информации про контент и личный опыт в развитии агентства Сделаем.

Развиваю CLUB.ORG - закрытое сообщество и платформа поддержки предпринимателей с практическим опытом.

А также делюсь опытом в сообществе «Авторы с Уолл-Стрит» - для тех, кто выпускает или хочет выпускать успешные статьи на vc.ru и других СМИ.

*Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ

6969
58 комментариев

Спасибо за интервью, очень приятно было с тобой пообщаться!

Уже немного все поменялось с тех пор, как мы разговаривали летом, прикольно было прочитать и повспоминать все это =)

2
Ответить

Паше привет и большое спасибо за первый купленный мной курс по копирайтингу. И вообще за поддержку комьюнити.

Читаю, слежу, применяю многое из того, чем ребята из Сделаем делятся.

7
Ответить

Паша крутой спец) Привет передам

1
Ответить

Тебе спасибо!

1
Ответить

Как отбирать сотрудников я понимаю. А как вы отбираете клиентов на предмет адекватности?

5
Ответить

Тут уже Пашу нужно звать)) @Павел Молянов

1
Ответить