Как бизнес потратил 18 млн ₽, потому что у него Светки не было

Привет. Я — Света Черникова, продакт-менеджер в IT, автор и лектор образовательных программ для маркетологов, веду свой канал в телеге.

Суббота, в моей голове дозревают апдейты по завоеванию мира, а в кармане лежит билет в кино. Поэтому когда прилетело сообщение от знакомого, что надо помочь стартапу с исследованием рынков, я не отправила ему сразу гифку, сохранённую для таких просьб:

Но тут у бизнеса и деньги есть, и рекомендация авторитетная — короче, я согласилась пообщаться.

Я редко работаю со стартапами, потому что у них:

— обычно нет денег

— идея-фикс, что их продукт гениален и сразу взорвёт рынки

— мало опыта, чтобы оценить реальный масштаб работы

Так-так-так, что тут у нас

Продукт построен на механике таймшера — ты покупаешь долю в апартаментах или отеле и можешь на фиксированное время туда приезжать в отпуск.

Фаундер искал трёх подрядчиков для исследования рынков ОАЭ, Индонезии и Турции, чтобы по итогу выбрать одного, и с ним строить светлое будущее. После магических слов «полную предоплату готов внести прямо сейчас» я растаяла и взяла рынок ОАЭ.

Обычно я работаю по такой схеме:

Как бизнес потратил 18 млн ₽, потому что у него Светки не было

Мой основательный подход очаровал трекера и фаундера на стратсессии. Вместе мы определили сегменты потенциальной ЦА и гипотезы ценностного предложения: в каком контексте находится сегмент, какие есть проблемы, какое решение предложить и какая будет выгода. Получилась внушительная exсel-таблица — вдох-выдох, и я пошла искать респондентов для исследования.

АУ, ЦА, ТЫ ГДЕ?

Нужно было найти владельцев небольших семейных отелей в ОАЭ, и это стало настоящей задачей со звёздочкой. К концу первого дня поисков, я поняла, насколько продешевила со стоимостью своей работы.

Оказывается, агентства только за поиск одного респондента берут в районе 30 000 рублей, столько же стоит интервью — подобное исследование обошлось бы бизнесу в 700 000 рублей.

Господи, храни и оберегай силу нетворка — я наскребла в районе 70 контактов в ОАЭ, но местные отказывались со мной разговаривать, потому что я женщина.

Ладно-ладно, подключила коллегу нужного гендера, и наконец выяснила самое весёлое — такой аудитории в этом сегменте рынка ПРОСТО НЕТ.

Давай по-новой, Миша

С округлившимися глазами я вернулась к своим дорогим стартаперам и начала задавать вопросы на два шага назад.

Меня волновало, был ли вообще анализ рынка и почему выбрали именно такой сегмент аудитории. Па-дааам, и я слышу классику — все эти полтора года бизнес питался исключительно фантазией основателя.

Фаундер всю жизнь занимался офлайн-бизнесом, но из-за войны бизнес пришлось закрыть и переехать. Он решил начать с чистого листа и заделаться стартапером, забыв главное: «Сначала исследуй, только потом делай».

Его крутая-креативная-вдохновляющая-свежая-супер-идея, которая обошлась в 18 000 000 рублей, оказалась никому не нужна.

Мне оставалось только рассказать ему, как мы теперь будем делать. Ну, вернее, как надо было делать с самого начала.

Раз, два, три, четыре, пять — я иду ЦА искать

Нам нужна была новая гипотеза, основанная не на эмоциях, а на данных, и я ушла разбираться, кому и где может подойти механика таймшера, какова судьба аналогичных продуктов и что о них думают эксперты рынка.

Как бизнес потратил 18 млн ₽, потому что у него Светки не было

План был такой:

— найти сегмент c достаточным количеством объектов, чтобы не получилось, как с семейными отелями в Дубае;

— определить проблему, которую закроет наш продукт, при этом она должна обязательно быть горящей — если с проблемой можно худо-бедно жить, надо ли отрывать кое-что от стула, шевелиться и испытывать стресс?

— учесть, что для потребителей нашего продукта недвижка должна быть интересна либо как инвестиция, либо как суперлокация.

Так появилась гипотеза, что удовлетворять всем критериям сможет премиальный сегмент — например, вилла на Цейлоне, которая стоит столько, сколько есть разве что у Татьяны Бакальчук. То есть целиком выкупить её можно только через 3 0000 лет, а вот имея 1/50 часть — уже повод понтоваться инвестициями в элитную недвижимость заграницей + пожить на такой вилле — сам бог и Светка велели.

Дальше я отправилась анализировать Северную и Южную Америку, Европу и страны Азии, чтобы выяснить, как там существует таймшер. Изучала, насколько растёт и развивается туристический рынок, сколько есть потенциальных объектов, подходящих под критерии, искала прогнозы по развитию туристического рынка и экономики стран в целом.

По итогу остались три региона: Эмираты, Индонезия и Бразилия.

Стартовать решили с Эмиратов, раз уже пробовали работать с этим рынком. Оставалось понять, какие там есть игроки, что за объекты недвижимости и как устроена структура в целом.

Я изучила отраслевые отчёты в отрасли туризма и недвижимости Эмиратов и выяснила, что рынок состоит из:

— коммерческой недвижимости (отелей, торговых площадей, складов);

— государственных учреждений;

— жилой недвижимости для проживания или аренды, которая делится на первичный и вторичный рынок.

Оставалось сократить список до первичной и вторичной недвижимости + гостиниц, сузить географию до Абу-Даби и Дубая и перейти к самому сложному.

Свет мой, зеркальце, скажи

Дальше предстоял поиск экспертов внутри каждого из выбранных направлений и добыча инсайтов. Нужны были девелоперы, брокеры, риэлторы, владельцы гостиниц, представители агентств недвижимости и стартаперы из индустрии гостеприимства, чтобы обойти их грабли.

Для поиска я использовала LinkedIn, сервис Apollo и свою располагающую мордашку — обычно у меня получается не только находить нужных ребят, но и бесплатно с ними пообщаться.

Я никогда не иду на интервью с заготовленным списком вопросов, чтобы человек не чувствовал себя, как на собеседовании или допросе. Вместо этого выстраиваю доверительное общение, но держу в голове, какую информацию нужно узнать по итогу.

После пятнадцати литров кофе, 10 интервью и тонны информации, прошедшей через мою рыжую голову, гипотеза текущего продукта не подтвердилась.

Спрос на первичную недвижимость в Дубае и Абу-Даби превышает предложение. Инвестиционные квартиры и виллы разлетаются быстрее бабушкиной шарлотки, и чем дороже объект, тем выше на него спрос. Проблема есть только с реализацией вторичного рынка, но он не подходит нашим пользователям.

Зато мне удалось напасть на след горящей потребности у рынка, для которой можно разработать продукт с потенциальным высоким спросом и доходностью (и даже найти партнёра, с которым это делать). А для текущего продукта — подобрать варианты пивота.

Мы расстались с фаундером, который отправился «заработать денег и продолжить, но только с тобой» — ни один из других подрядчиков не задал ему никаких вопросов, просто взяв деньги за то, что их просили сделать. А результат — да кому оно надо? Ладно-ладно, мне надо!

И на прощание — приглашаю вас в мой телеграм-канал, где буду рассказывать о прикольных кейсах, неприкольных факапах, тенденциях диджитала и рабочих приколюхах.

1212
5 комментариев

Вы проделали большую работу, очень понравился ваш подход, подпишусь в телеге)

Ответить

Я очень рада! Вы не разочаруетесь :)

Ответить

Отлично написано, хорошо структурировано, но очень насмешил вот этот детальный анализ:

"Я изучила отраслевые отчёты в отрасли туризма и недвижимости Эмиратов и выяснила, что рынок состоит из:
— коммерческой недвижимости (отелей, торговых площадей, складов);
— государственных учреждений;
— жилой недвижимости для проживания или аренды, которая делится на первичный и вторичный рынок.
Оставалось сократить список до первичной и вторичной недвижимости + гостиниц, сузить географию до Абу-Даби и Дубая и перейти к самому сложному."

Блестящий анализ! Невероятная экспертность!

Звучит как "я провёл изучил отраслевые отчёты в туристической отрасли Санкт-Петербурга и выяснил, что наибольшей популярностью у туристов пользуются:

— музеи
— центральные улицы города
— отели и аппартаменты
— заведения общепита

Осталось исключить из туристических достопримечательностей Мурино, Парнас и Шушары и перейти к самому сложному"

Ответить

Лев, валидный комментарий :)

Естественно, в самой работе это выглядит совершенно иначе - с цифрами, фактами, выводами и особенностями каждого из сегментов, не так однобоко, как может показаться в статье. Но в жанре кейса на несколько тысяч символов полуторамесячную работу приходится упрощать :)

Ответить

Как бизнес потратил 18 млн ₽, потому что у него Светки не былоПеред "18" пропущено слово "всего".

Ответить