«Мы привезем вам даже один карандаш»: как мы создали TurkishMall, сервис для заказа товаров из Турции

Привет! Мы – пиарщик и маркетолог TurkishMall – взяли интервью у Гусейна Иманова, основателя сервиса доставки товаров из Турции в Россию. Мы задали ему глупые вопросы, а он рассказал, почему банки считали проект отмыванием денег, за что сервис разнесла фокус-группа и при чем тут Радислав Гандапас. А еще – как делать большие проекты без «много денег».

Гусейн Иманов
Основатель TurkishMall. Ex-глава VESTEL по РФ и СНГ. Спикер МГИМО и РЭУ им.Г.В.Плеханова. Бизнес-блогер с аудиторией +1 млн. Автор книги «Я – руководитель! Секреты топ-менеджеров».

Коротко – про TurkishMall

TurkishMall – это платформа для заказа любых товаров из Турции. Любых! Мы можем привезти вам футболку Zara, кроссовки Nike, раковину, колье, пахлаву или карандаш за 5 рублей.

Как заказать товар на ТМ:

  • Зарегистрироваться и ввести данные
  • Загрузить в ТМ ссылку на любой товар из турецкого интернет-магазина
  • Ввести описание товара – обычно это размер, количество и цвет
  • Оплатить товар + доставку + комиссию в рублях
  • Получить свой заказ дома или в ПВЗ через 7-14 дней

У нас мизерная комиссия в 15%, оплата в рублях, быстрая доставка и возможность привезти что угодно, даже если в самом интернет-магазине доставки нет.

Однажды моя знакомая сказала, что хочет заказать раковину, но на сайте этого товара нет доставки.

– Да какая разница? – ответил я. – Просто дай нам ссылку и мы тебе все привезем.

Можно сказать, что TurkishMall – это ваш персональный байер или друг в Турции, которому можно отправить ссылку на то, что вы хотите, и дать денег, а он все купит и доставит до вашего дома. Через нас можно купить любой Nike из миллиона моделей. Без разницы, просто отправьте ссылку.

С чего все начиналось

В 2020 году я покинул корпорацию VESTEL, будучи на посту Главы представительства по России и СНГ. У меня уже был свой бизнес в сфере торговли, но я хотел сделать что-то масштабное. Этот проект должен был соответствовать всего 2 критериям:

  • быть e-commerce платформой – большую часть жизни я отработал в торговле
  • отражать мои сильные стороны – у меня были тесные завязки с Турцией, я хорошо знаю турецкий язык и понимаю боль местных производителей, которые хотят продавать товары в Россию

Что делать дальше, я понимал слабо. Мне нужна была помощь. Тогда я взял 6 коуч-сессий у Радислава Гандапаса, человека, которого очень уважал. После сессий родилось решение – платформа, которая объединит крупных турецких поставщиков с закупщиками из российских компаний.

<i>После серии коучинговых сессий с Радиславом идея сформировалась окончательно. </i>
После серии коучинговых сессий с Радиславом идея сформировалась окончательно. 

Я поделился этой идеей с другом, на что он сказал:

– Идея утопичная, будет сложно. Но я тебе помогу. Моя сестра – советник Сельчука Озтурка, вице-президента торговой палаты Турции и главы торговой палаты Коньи. Я вас сведу.

Натик Гарханов, мой друг и коммерческий директор крупной компании в Азербайджане

На следующий день я уже говорил с Сельчуком по Зуму.

– Многие хотели сделать такую платформу, Гусейн. Не получилось. Даже у нас не вышло. Но я оптимист, так что, если хочешь, прилетай.

Сельчук

– Окей, послезавтра я у вас.

Гусейн

– Послезавтра?

Сельчук

Он не ожидал, что я возьму и сорвусь в Конью. Но я сорвался. Сельчук оказался очень уважаемым человеком среди местных предпринимателей – не потому, что занимал такой пост, а потому, что он реально классный мужик, который всем помогает.

<i>Та самая встреча с Сельчуком Озтурком. Торговая палата, г. Конья, Турция.</i>
Та самая встреча с Сельчуком Озтурком. Торговая палата, г. Конья, Турция.

Спустя час разговора он повез меня по заводам. Заводы оказались ОЧЕНЬ тяжелыми на подъем, но я уперся и стоял за эту идею.

К тому моменту я уже купил домен turkishmall.com. Стоил он 600 тысяч рублей – достаточно существенная сумма, чтобы не выкинуть ее в окно. На эти деньги можно купить плохенькую машину или слетать с семьей в отпуск. Я сделал это намерено, чтобы не включать заднюю.

В общем, заводы отнеслись к идее без энтузиазма. А потом началась СВО, и тема международной B2B-платформы окончательно потеряла свою актуальность.

Но сдаваться я не хотел. Вскоре я прилетел в Баку и познакомился с Яшаром, человеком, который занимался закупкой товаров из Турции и возил все на свете от одной штуки. Идея моей платформы менялась на глазах и становилась еще актуальней.

Какая удача! – думал я. – Особенно сейчас, когда многие бренды покинули Россию. У меня есть деньги и связи, у Яшара – опыт, домен куплен, я физически нахожусь в России… Сейчас попрет!

Не поперло.

Турецкий менталитет, отмывание денег и 5 млн в никуда

Коротко – о том, что же пошло не так в первый раз.

  1. Юзабилити

Турецкое и азербайджанское понимание юзабилити ОЧЕНЬ отличается от того, к чему привыкли в России. Не в лучшую сторону. Мы взяли айтишника из Азербайджана, который за 3 месяца сделал нам нерабочую платформу и взял за это кругленькую сумму в 5 млн рублей.

Когда я увидел, что получилось, то понял – человек вообще не парился и сделал работу «по остаточному принципу». Фокус-группа из моих друзей, коллег и подписчиков, моментально разнесла проект.

Я запустил платформу, поймал кучу багов и сразу закрыл.

Решение: новая IT-команда. Я решил не отдавать создание площадки на аутсорс, а взять ее создателя в партнеры. Так и вышло – я нашел Ниджата, владельца IT-компании, который все снес и своими руками построил TurkishMall.

2. Прозрачность

Все банки думали, что TurkishMall – это отмыв денег.

Почти все наши конкуренты (об этом чуть позже) принимают платежи на карту либо гоняют деньги через Золотую Корону или крипту. У этих способов есть несколько недостатков:

  • это «ларечный» бизнес, где твой потолок – миллион рублей в месяц
  • ты работаешь в черную и не платишь налоги
  • рано или поздно тебя грохнут

Это мне не подходило. Я хотел большой белый бизнес, но банки отказывали нам в подключении и даже не хотели связываться. Они думали, что платформа нужна для вывода денег «ни за что».

Решение: я лично ездил по банкам и объяснял им специфику этого бизнеса. Я приводил в пример OZON и CDEK Global, общался с налоговыми консультантами и дошел до генерального директора Юkassa. Процесс, который у других занимает несколько дней, растянулся на три месяца.

Параллельно я изучал конкурентов и все больше верил в проект. И вот почему.

Деньги на карту, наценка 70% и работа по принципу казино

Мы нашли 5 компаний-конкурентов, которые зарабатывают деньги и пользуются спросом. Я заказал товар в каждой из них.

Вывод – если бы я не делал анализ конкурентов, то никогда бы у них не заказывал.

  • Доверие. Кто стоит за этими компаниями? Никто. Я не понимаю, кто основатель, там нет никакого сервиса, я не могу никому написать и ни с кем пообщаться.
  • Работа «в черноте». Заказывая у конкурентов, я отправлял деньги на карту непонятно кому. Это мошенническая схема, где в случае проблемы мне не с кем будет судиться.
  • Плавающие цены. Конкуренты могли поменять стоимость в последний момент, когда я уже заплатил.

Пример: я заказываю майку. Майка стоит 1000 рублей.
Вместе с комиссией и доставкой я плачу 1650 рублей.
А потом меня просят «доплатить» еще 3000 рублей!
За что? Да, они возвращали деньги, но я терял время и не получал свой заказ.

  • Высокая плавающая комиссия. Конкуренты имеют от 30 до 70% комиссии. Это много. Кроме того, она постоянно плавает в зависимости от товара. Например, комиссия стакана – 30%, майки – 50%, кроссовок – 70%.
  • Ограниченный ассортимент. Я мог заказать лишь то, что есть у них на складах.

Короче говоря, я видел «бизнес на один день». Я платил переводом на карту. Меня, как покупателя, имели огромными комиссиями до 70% и просили за что-то доплатить. Я не мог ни с кем поговорить – не было сервиса. Я не мог подать в суд, ведь платил не компании, а физлицу. Я чувствовал себя как в казино – повезет или обманут? Такие сервисы хорошо зарабатывают, потому что не платят налоги и берут с покупателя деньги, накрутив 3-5 концов. Юбку за тысячу они продадут за пять.

Я не хотел делать бизнес одного дня и зарабатывать 300 тысяч рублей в месяц. Я хотел компанию, которая может минусить в самом начале, но сможет раскачаться и масштабироваться на весь мир.

Как мы использовали минусы конкурентов

После изучения конкурентов я понял, как будет работать TurkishMall и какие у нас будут фишки.

  • Лицо компании. Это я – конкретный, медийный предприниматель, которому важна репутация. Если что-то пошло не так, я СРАЗУ возвращаю деньги. Мне можно написать. Многие клиенты лично знают и меня, и мою команду.
  • Прозрачность. Заказывая на ТМ, вы знаете, сколько заплатите. Погрешность в расчетах может составлять 5-7%, потому что рассчитать все со 100% точностью сложно, учитывая концы и логистику. Но вы знаете, куда отправили деньги, знаете, что вам сделают возврат по первому требованию и не попросят доплачивать еще 50-150% от указанной стоимости. И, конечно, вы платите компании.
  • Низкая фиксированная комиссия. Сервис берет 15% комиссии. Это мало, потому что наш бизнес ориентирован на большой оборот – как OZON, который я уже упоминал. Комиссия гораздо ниже, чем у конкурентов, и это при том, что мы платим налоги :) Нас даже подкалывали и говорили, что мы занимаемся благотворительностью. Комиссия фиксированная – на любой товар будет наценка 15%.
  • Неограниченный ассортимент. Можно заказать что угодно – хоть пахлаву. Мы привезем и сделаем это самолетом в пределах 14 дней.

А вот, кстати, первые полученные заказы в TurkishMall, которые делала наша фокус-группа.

  • Сервис. На платформе есть чат с Саадат – нашей сотрудницей. Она может помочь с заказом, она может найти за вас нужный товар или отправить несколько вариантов на выбор. Если в России не открывается сайт SEPHORA, Саадат найдет «вашу ту самую» помаду и отправит заказ. Позже это будет VIP-услугой, но пока можно пользоваться бесплатно.

В ближайшее время на сайте ТМ появится вся команда. Каждому можно будет написать лично по любому вопросу. И вам поможет любой человек – от меня до бухгалтера.

  • Заказ от одной единицы. Мне очень нравится Самокат – ты можешь заказать жвачку за 50 рублей и тебе ее привезут. Мы сделали то же самое. На ТМ нет минимальной суммы заказа. Можно заказать один карандаш и мы привезем его на тех же условиях.
  • Рассрочка. Уже сегодня мы ведем переговоры со Сбером и другими банками, чтобы подключить рассрочку – халяльный банковский инструмент, который поможет мусульманам пользоваться сервисом, не нарушая законов шариата.

Что будет дальше

Платформа, ожидаемо, в минусе. Но и денег я потратил немного – это стартап, и я не хочу делать компанию-инвалида, которая благодаря вливанию денег не прошла кризисы, которые должна пройти. В перспективе я привлеку инвестиции – проект интересен сразу нескольким банкам, которые готовы после выхода на определенные объемы поддержать нас инвестициями для запуска в других странах.

Пока в планах:

  • Довести систему до совершенства

Сейчас ТМ напоминает мне человека, который только что встал с кровати. Он должен размяться, чтобы по всему организму побежала кровь. Здесь то же самое – нужны объемы. Система работы ТМ – большой механизм, который должен обернуться за 7-14 дней, и проблемы могут возникнуть на любом из пунктов.

  • Рассказать людям о проекте

Я наивно думал, что расскажу о ТМ в своих соцсетях и сработает сарафанное радио. Ведь это всем нужно! Оказалось, что я ошибался. При этом все, кому я об этом рассказывал, приходят в восторг и начинают пользоваться.

Недавно я был гостем на подкасте СберБизнес Live и рассказывал о проекте девушке-визажисту.

– Там есть Зара…

– Зара? Вы бьете прямо в сердце. Реально можно Зару заказать?

– Да. Вы знаете свои размеры?

– Знаю. Как там ваш сервис называется?

Мы не довели суть проекта до людей. Поэтому я пригласил в команду маркетолога – ее зовут Нармина, она активно пользовалась сервисом и критиковала его. На что я сказал – тогда приходи и улучшай. Сегодня мы продвигаемся через соцсети TurkishMall, мой блог, тг-каналы и SEO. И сейчас запускаем работу с блогерами.

  • Расширить географию

В планах – открыть для потребителей Беларусь, которую тоже коснулись санкции. А для заказа я хочу открыть доступ ко всем интернет-магазинам Китая, европейских стран, США, Беларуси и Казахстана. Мне неважно, откуда везти. Сегодня любая страна – это хаб для России.

Также внутри платформы будет площадка для российских интернет-магазинов, у которых есть доставка. Обеспечим трафик – будем добавлять новые сервисы и строить большую экосистему.

Я хочу, чтобы весь мир был в TurkishMall – вы захотели, оплатили и получили. И хочу, чтобы любой человек из любой точки страны без знаний языка мог заказать то, что он хочет.

<i>Спасибо, друзья, что прочитали мою историю.</i>
Спасибо, друзья, что прочитали мою историю.

Рады были рассказать о нашем проекте, друзья. Если есть вопросы или просто честная обратная связь – напишите в комментариях. Нам это важно и мы обязательно на все ответим.

Заказать любой товар из Турции можно здесь: https://turkishmall.com/ru . Напишите Саадат «Я с vc» и она поможет вам найти то, что вы хотите.

1818
4 комментария

Прочитал с большим интересом. А как сейчас устроена оплата за товар с точки зрения операционки? Вы получаете рубли, переводите в Турцию на местный счет и там покупаете?

Успехов вам, проект классный.

Ответить

Агасиф, большое спасибо! Да, получаем рубли, отправляем на свой счет в Турцию и там уже на лиры покупаем товар.

Ответить

где взять ПРОМОКОД при регистрации ;) и что он даёт?

Ответить

Вадим, промокод будем убирать, спасибо, что написали. Не нужен и не даст ничего)

Ответить