Неогедонисты, флекситарианцы и экологические активисты: кто формирует потребительские тренды на следующие 10 лет

Кто эти люди? Вы удивитесь: это ВАШИ покупатели из ближайшего будущего. А будущее, как известно, начинается прямо сейчас.

<i>Фото Tim Mossholder / Unsplash</i>
Фото Tim Mossholder / Unsplash

Продаёте пляжные тапки или реактивное топливо – вы бы не сунулись в бурлящие воды рынка без понимания того, кто ваш покупатель и как ему продавать. Однако выстроить рабочую стратегию бизнеса лет на 5 или 10 вперед для вас кажется пустой тратой времени. Уж слишком всё быстро меняется, энтропия зашкаливает, и в поисках определенности волей-неволей прислушиваешься к таро-прогнозам, предсказаниям астрологов и фантазиям нумерологов.

Анастасия Циманович
Третий год занимаюсь контент-маркетингом для компаний из сферы ритейла. Однажды поняла, что анализировать потребности ЦА по состоянию на сегодня – мало. Если предприниматель стремится выстроить стабильный и успешный розничный бизнес, ему важно почувствовать новый тренд и понять, на что люди захотят тратить деньги завтра, через 5 и через 10 лет.

На днях мир отмечал день потребителя. Чем не повод порассуждать о консьюмеризме? Предлагаю вместе подумать: что тригерит людей, которые формируют спрос и определяют будущее мировой торговли.

Надеюсь, владельцам розничного бизнеса статья поможет лучше понимать поведение покупателей, вовремя замечать изменения во вкусах и успешно адаптировать ассортимент под ожидания клиентов.

Аватары покупателей будущего

Представляю вашему вниманию и рассчитываю на искрометные комментарии

Неогедонисты, флекситарианцы и экологические активисты: кто формирует потребительские тренды на следующие 10 лет

1. Неогедонисты

Вы замечали, что всё больше людей предпочитают жить «в моменте», стараются получать максимум удовольствия от того, что имеют здесь и сейчас? Вместо показной роскоши и покупки дорогих безделушек выбирают путешествия, вместо ипотеки – посещение шоу мировых поп-звезд вроде Тейлор Свифт, вместо пенсионных накоплений – банджи-джампинг где-нибудь в Южной Африке. Такой лайфстайл получил название гедонизм с латинской приставкой «нео».

Всплеск «нового» гедонизма начался после пандемии, когда люди переоценили отношение к жизни и свободе передвижения. Осознали, что завтра может не наступить. Сформировалась целая отрасль – экономика впечатлений, которая изучает, как потребители тратят деньги на развлечения, экстремальный (и не только) туризм, гастрономические удовольствия, посещение концертов, художественных выставок и театров.

Желания покупателей трансформируют в том числе и подход к организации розничного бизнеса. Наступает осознание, что люди даже в магазин приходят не просто за товаром. Они хотят приятно и с пользой проводить время: получать новый опыт, радоваться, удивляться, что-то исследовать, общаться с интересными собеседниками. Поэтому ритейл начинает внедрять клиентоориентированный и эмоциональный маркетинг. Работать по-старинке получается все хуже, потому что лояльность потребителей не формируется без эмоциональной подпитки.

<i>Фото Billy Simon / Unsplash </i>
Фото Billy Simon / Unsplash 

2. Экологически осознанные

Ежегодно мы избавляемся от 2,12 миллиарда тонн мусора. По мере того, как мир осознает влияние отходов на окружающую среду, растут объемы переработки. Мусор стремятся превратить в сокровища и дать новую жизнь всему: от пластиковых бутылок до старых подушек и даже отработанной кофейной гущи.

Во что превращается мусор? Это может быть ваша новая пара обуви или тайтсы для бега, купальник от модного бренда или очередные джинсы. Люди становятся более осознанными в отношении окружающей среды, поэтому внимание компаний к проблемам экологии влияет на решение о покупке.

Растет запрос на «медленную моду». Покупатели чаще выбирают практичные и качественные вещи, которые прослужат годами и впоследствии будут переработаны. Отдают предпочтение товарам, которые не только закрывают потребности, но, прежде всего, имеют ценность, не зависящую от кратковременных трендов.

Поэтому покупать будут у брендов, которые заслужили доверие, и бизнесу стоит задуматься о выстраивании долгосрочных, доверительных отношений с клиентами. Отношениях, основанных на продуманной идеологии бренда. Потребитель все меньше зависит от общественных стереотипов. Ему становится важно, чем бренд ценен лично для него. Если компании это учтут, будет расти их социальная и духовная ценность.

3. Эмпаты

Пандемия заставила нас не только переосмыслить ценности, но и усилила дефицит принадлежности. Многие ощутили себя одинокими, оторванными от коллектива, друзей и родственников. Кто-то до сих пор не восстановил утраченные социальные связи.

Между тем, бренды упускают возможности закрывать потребность потребителя в принадлежности. Хотя при желании могут создавать точки контакта с близкими по духу людьми тем, кто в этом нуждается.

Например, магазины, продающие спортинвентарь, могут организовывать турпоходы или мастер-классы по фитнесу, собирать команды для участия в марафонах. Экологически ответственные бренды – организовывать сбор отходов или старой одежды для переработки.

Стратегии, направленные на формирование комьюнити единомышленников, помогают расширить пул лояльных покупателей и амбассадоров бренда без существенных затрат на рекламу. Примеры LEGO, Apple и Harley-Davidson могут казаться недосягаемыми, но вы легко вспомните несколько локальных торговых марок, которые любите сами и рекомендуете друзьям, коллегам и родственникам. Да и что далеко ходить? Посмотрите на комьюнити VC.RU или приход местной церкви – постоянные участники и искренние приверженцы всегда рады новым членам и просто заинтересованным.

4. Флекситарианцы

Вегетарианцы, которые не сумели полностью отказаться от мяса, яиц, рыбы и молока, наконец, смирились с природой и перестали истязать себя суровыми ограничениями. Соединив слова flexible (гибкий) и vegetarian, назвали свою систему питания «флекситарианство» и начали формировать новый тренд потребления.

Сегодня из-за низких продаж магазины в Европе убирают с полок веганские продукты. Тренд на растительную пищу не то чтобы умирает, но интерес к нему постепенно снижается. Все меньше людей называют себя вегетарианцами и сильно не ограничиваются в гастрономических удовольствиях. Действительно, сколько той жизни?

Флекситарианцы как потребители отличаются от веганов, и на них ритейл ориентируется по-другому. В сравнении с веганами флекситарианцы чаще садятся на диету, чтобы похудеть, и выбирают еду с низким содержанием калорий. Их больше волнует цена продукта, нежели социальная ответственность бренда и его озабоченность состоянием экологии.

Веганский кусок пирога становится все меньше, и компании, которые стремятся расширить целевую аудиторию, получат бОльшую прибыль, если вовремя обратят внимание на предпочтения менее привередливых флекситарианцев.

<i>Изображение сгенерировано нейросетью. Идея навеяна творчеством Эмилии и Ильи Кабаковых</i> 
Изображение сгенерировано нейросетью. Идея навеяна творчеством Эмилии и Ильи Кабаковых 

Включаем переферийное зрение

Если вы развиваете бизнес и рассчитываете на его успешное будущее, мало понимать поведение потребителей сегодня. Не ленитесь включать периферийное зрение и наблюдать, какие тренды зарождаются в социальной среде и как они могут повлиять на ваш бизнес.

Понимание процессов, из-за которых меняется поведение потребителей, позволяет строить прогнозы на будущее. Каждый сам для себя решит, чему верить: футорологии или астрологии. Но ориентируясь на мировые тенденции потребления, магазины, предприятия общепита и компании сферы услуг смогут построить состоятельные стратегии и адаптировать предложение под завтрашние запросы клиентов. А значит, выстоять в конкурентной борьбе.

Если было интересно, подписывайтесь на мой блог. Обещаю рассказывать полезные вещи из мира маркетинга и PR.

Реальные кейсы о преображении безликих объектов торговли и общепита в симпатичные магазины и кафе ищите вот здесь.

77
22 комментария

Сильный бренд начинается с постановки цели – с ответа на вопрос «зачем». Тут вы совершенно правы. Цель – это ключ к пониманию того, что делает компания и ради чего. Это вызывает доверие. Запрос на разработку идеологии бренда у нас только начинает формироваться, но тенденция радует. Люди начинают понимать, что идеология и брендинг — две стороны одной медали. Необходим духовный фундамент, чтобы и фирменный стиль, и реклама, и тон оф войс были неразделимы с идейной составляющей.

2

Ну да. Бренд ведь начинается не с логотипа и не с формулировки слогана, как можно подумать. А с истории, которую предприниматель хотеч донести миру.

2

В будущее точно возьмут не всех. К сожалению, предприниматели не всегда это понимают в погоне за быстрым результатом. Чтобы вовремя адаптироваться под меняющиеся запросы, без футурологии действительно никуда) Понимать, что покупатель захочет завтра, очень важно для бизнеса, но под силу не каждому. Хорошо, что пишете такие статьи

2

Кто-то предпочитает астрологов. Говорят, тоже рабочий вариант)

2

Замечательный материал, очень актуальный!

2

Спасибо) Кто предупрежден, тот вооружен

1

Зачем вегетарианцам отказываться от яиц и молока? Опять с веганами путаница.

2