СММ для конников? Это что такое вообще? Или история о неудачном проекте в попытке совместить приятное с полезным

Пролог

О лошадях я могу говорить бесконечно.

Спойлер: о проектном управлении тоже. Да много о чем…

Так вот. О лошадях я могу говорить много. Так почему ты об этом не пишешь? — спросила коллега на прошлой неделе.

Писала, ответила я. И даже вела целый СММ-проект на эту тему. И только недавно поняла, что этот проект — мой первый личный кейс. Неудачный, да. Но кейс, все как мы любим ;).

Глава 1. Идея

Не буду распыляться на то, как давно я люблю лошадей (с детства) , про конный спорт, ипподром, про мою мечту иметь конюшню с фризскими лошадьми. Я конник. Это факт. И сейчас не об этом.

В 2019 году я начала думать о том, как мне монетизировать свою деятельность в копирайтинге. Мозг подсказал мне совместить приятное с полезным. И спустя несколько дней обдумывания родилась идея проекта «СММ для конников».

Ниша была узкой и я знала о ней все. Именно это и было моим преимуществом. Я понимала все боли и потребности конников. Но на момент старта я не понимала лишь одного. Денег у конников особо нет. А если и есть, то тратят они их угадайте на кого? Конечно же на своих любимок. Но про деньги давайте попозже поговорим.

Глава 2. Старт

В те годы я активно занималась копирайтингом сидя в декрете. Ну а там где копирайтинг, там и СММ. У меня были клиенты: конечно же конники. И мне все нравилось, кроме того, что хотелось чего-то большего. Идея со своим проектом крутилась в моей голове весь 2019 год. Но к активным действиям я перешла лишь к его концу. Активными действиями я называю создание профиля в нельзяграме и начало работ в нем.

Но, знаете, сейчас я понимаю, что до этих активных действий я проделала немалую подготовительную работу. Тогда я не знала о продуктовой разработке почти ничего. Но перед началом работ я активно изучала конкурентную среду.

И что я поняла? СММщиков и копирайтеров много. Много аккаунтов разной направленности. Но посвященных конной теме было — 0. Так родилась первая цель: стать номер 1 в СММ для конников. Спойлер: мы стали.

Аудитория. Кажется, что она едина и понятна. У конников ведь один интерес — лошади. Пиши по теме и все будет супер. Но нет. В конном мире огромное разветвление: есть спортсмены, любители. Спортсмены бывают конкуристы, троеборцы, выездка, бега и многое другое. Есть владельцы клубов и конных школ. Есть будущие ветеринары. А еще есть ученики — те, кто только начинает свой путь к лошадям.

Это только верхнеуровнево перечислила сегменты аудитории, которую смогла выделить тогда. Дальше нужно было ее структурировать и понять. Кому мы пишем? Как ни крути в общем-то всем. Но хотелось монетизировать и я понимала одно — деньги есть только у клубов, которым мы можем оказывать услуги и конников, которые продвигают свои блоги и хотят научиться делать их лучше.

Таким образом получилось выделить два основных вектора направления: продажа услуг и обучении СММ в разрезе конной ниши.

Итак, к концу 2019 года в своей голове я продумала все что нужно и оставалось дело за малым. Создать аккаунт в нельзяграме и упаковать его.

Свои первых 10 постов в новый профиль я накатала за первые несколько праздничных дней 2020 года. Потом еще подбирала варианты визуала. Это самое нелюбимое в нельзяграме (за это люблю телеграмм) . Нужно было чтобы и в тему, и чтобы гармонично, и чтобы тематику не потерять. Креативщик из меня наверное не очень, сами судите. Таким был первый визуал Смм хорсес (ниже представлен визуал до и после):

И продолжила писать и выкладывать, пока не случился он — ковид.

На конников ковид повлиял сильно. Клубы закрылись, а значит поступления денег тоже. Постоянные клиенты-конники приостановили свою работы. Да и в целом многие тогда. Я осталась без работы. Ну кому нужен смм, когда всем нужно сидеть дома. А сидели долго, помню.

Тогда мой приоритет сменился в сторону зарабатывания денег. Нужно было же как-то жить. Поэтому стало не до смм хорсес примерно до лета. Ну а потом я то активно возвращалась к ведению профиля, то вновь затихала. Тогда (в 2020) еще с лошади упала и поломала и порвала колено. Я не умею падать нормально. Поэтому все как я люблю с последующей операцией на восстановление связки. Но это отдельная история.

В общем, вернулась я в блог осенью 2020 благодаря тому, что нашла помощь.

Глава 2. Команда

Помощь “пришла” сама и предложила услуги копирайтера. Я выступила с встречным предложением вступить в проект на условиях передачи ей клиентов по копирайту. Я при этом беру комиссию 20%.

Аня согласилась и работа пошла. Она, кстати, тоже оказалась конником. Она училась на ветеринара и у нее была своя лошадь — Луна.

Так вот тихонько два конника на общественных началах продолжили трудиться на проект СММ для конников.

Амбиций было много. Мы представляли, что вот сейчас к нам повалят клиенты за текстами и продвижением. Что мы будем ездить по конным выставкам и рассказывать о себе, будем сотрудничать с крупными конными блогерами и так далее.

Мы активно использовали все возможные схемы продвижения и привлечения. Мы использовали официальную рекламу (тогда было можно), проводили эфиры с блогерами, придумывали и продавали инфопродукты. Даже один раз влезли в гив. Но конный (спойлер — не помогло).

Нас вдохновляли отзывы. Конники благодарили нас за нашу работу, обращались с вопросами, с интересом читали наши посты. Им действительно нравилось, что наконец-то с ними говорят на одном языке. Не путают термины, проговаривают все боли.

Мы решили перейти к более серьезным действиям, чтобы начать монетизировать нашу работу. Весной 2021 года мы решили запустить марафон текстов для конников.

Работать над марафоном было не то чтобы сложно. По времени затратно. Поэтому мы с Аней решили, что нам нужна еще помощь. И в нашей команде появилось еще 2 человека: таргетолог и сторисмейкер.

О, сторис, как я их ненавидела. Каждый день что-то нужно выкладывать, рассказывать, чтобы алгоритмы нас не понижали.

И к слову добавлю, что зимой 2021 года я устроилась на официальную работу, поэтому все дела по блогу теперь велись в свободное время.

Итак, к весне 2021 года у меня «на руках» полноценно функционирующий блог на 600+ участников. Блог продает небольшие инфопродукты, из услуг хорошо шли консультации и таргет. Клиент на услуги на мильон к нам не шел. Поэтому решили пробовать заработать другим способом.

Марафон текстов полностью проводила и организовывала я сама. Прописывала план, стратегию запуска (спасибо курсам) . В это время Аня занималась постами для блога, которые тихонько прогревали аудиторию под марафон. Сторисы создавались, таргет работал.

Нам удалось собрать 8 человек на марафон. 7 из них по дешевому тарифу, 1 по дорогому (всего два было) . И в целом можно было считать, что все прошло успешно.

Глава 3. Расчеты

В целом, марафон текстов прошел хорошо. Я проводила эфира, рассказывала конникам как им красиво писать о своих лошадях, о своих конюшнях, учениках, достижениях и так далее. Благодарные отзывы говорили сами за себя, хоть их было и немного.

Деньги мы поделили с командой как и договорились.

Но дальше я села считать и думать. Полученная сумма не соответствовала потраченному времени и силам. Да, финансово мы окупились, даже слегка вышли в плюс. Но удовлетворения от проделанной работы не было.

Не любила никогда цифры. Проект до этого работал на чистом энтузиазме и любви. Но одним энтузиазмом и любовью сыт не будешь. Хотелось больше. И я хотела, чтобы проект приносил соответствующий вложенным силам доход.

Муж помог посчитать цифры. Если продолжать марафоны и запуск курсов получалось, что нужно было значительно поднимать чек.

Чтобы продавать услуги — нужно полноценно заниматься их продажей и только.

И я задалась главным вопросом. А есть ли у моей аудитории деньги? Чтобы покупать дорогие марафоны/курсы или оплачивать услуги сммщика, таргетолога или копирайтера.

Чтобы вы понимали, в конной сфере я больше 20 лет. У моей подруги свой конный клуб. Кроме нее, я общалась с владельцами других клубов. И поверьте, даже самые дорогие конные клубы не готовы платить за это деньги.

Для конника — лошадь, пожалуй единственное, что достойно вложений. И вложения там не маленькие. И зачастую, ведут они свои блоги сами как могут. Выстраивать им схемы продаж, процессы — нет, это все не для них. Им бы подкормку новую хорошую купить, да деньги отложить на хорошего коваля. Такой вот себе грустный факт.

Поэтому я поняла, что если ставить себе цель — заработать, то блог в этом не помощник. К слову, само по себе понятие лошади и заработать несовместимы. Даже если вы придете в элитный клуб, где будет дорого-богато, поверьте, за красивой картинкой будут стоять огромные долги, проблемы с поставками кормов, отсутствие какой-либо поддержки и многое другое. Я уж молчу про региональные клубы и конные школы, которые в основном пытаются скорее выживать, чем развиваться.

Решение приостановить работу блога было тяжелым. Пару месяцев я качалась на эмоциональных качелях, ведь это было мое детище. Разум выиграл.

В мае 2021 года вышел наш последний пост.

Глава 4. Результаты

Прежде чем закончить этот рассказ думаю стоит поделиться результатами. Ибо они были и есть чем гордиться.

  • Блог развивался с нуля. К фазе активного старта продвижения в блоге было меньше 100 подписчиков.
  • С осени 2020 по май 2021 блог раскрутился до 650 подписчиков. Неплохо для полугода, считаю. На текущий момент 556.

  • Аудитория блога была лояльна. Они активничали в сторис, в комментах меньше, но тоже. Писали вопросы в личку, ставили лайки.
  • Мы создали чек лист по упаковке конного блога и продали их несколько 5 штук по 500 руб.
  • Методичку по настройке рекламы для конного блога. Создали, но не продали ни одной.
  • Продали услугу по настройке рекламы для конного блога за 5000 руб. (без бюджета) .
  • Продали пару услуг копирайта.
  • Провели огромное количество разборов бесплатно. Сложно сейчас посчитать.
  • Провели платный марафон текстов для конников на 8 человек.
  • Команда блога — 4 человека. Работали бесплатно.
  • В начале 2021 года привлекли дизайнера и создали новый визуал.
  • Для кого-то эти результаты покажутся фигней. Да и для меня они не кажутся значительными. Возможно так и есть. Но для нас тогда это было важно. И мы радовались этими результатам.

Еще немножко картинок: кол-во подписчиков, отзывы, профиль марафона.

Продакт из меня тогда был никакой, хотя сама того не понимая я выполняла его функции. Я тогда даже не особо этим интересовалась. Как ПМ да, я легко управляла процессами, командой. Но знаний на тот момент не хватало.

Итоги

Сейчас пишу об этом и испытываю приятное чувство грусти. Будто старый фотоальбом посмотрела, вспоминая свой нелегкий управленческий путь.

Сейчас спустя несколько лет и полученного опыта я вижу много ошибок, которые допустила. Например, что сначала надо считать, а потом запускать. Да и стратегия не до конца была прописана. Точнее ее вообще не было. Действовать по наитию в таких вещах не лучшее решение.

Только сейчас я понимаю, что это был MVP, который позволил мне проверить гипотезу. Проверили, не сработало. Так бывает.

Многое сейчас я бы сделала по другому. Пока писала статью в голове выстраиваются новые варианты развития. Проект ведь просто приостановлен, а не закрыт. И кто знает, может из этого еще что-то и получится. Если зайти в него с другой стороны.

В комменты приглашаю порассуждать. Делитесь критикой или просто своим мнением. Мне важен взгляд со стороны, поэтому буду рада подискутировать.

PS О своем опыте управления проектами я делюсь в ТГ канале @it_pm_maggy. Буду рада новым знакомствам.

PSS И если кому интересно, профиль вышеописанного проекта в нельзяграме @smm_horses

11
1 комментарий

Станислав Ким, гендиректор КСК "ФАКТ" СПб https://vk.com/staskimval и АЛЕЕ СОФТВЕР www.alee.ru
Вы, Маргарита, опередили время. Рынок медленно созревает, клубы продают услуги проката, коне-часы, но никак не продукты.

Ответить