Как правильно оформить куплю-продажу бизнеса: рекомендации корпоративного юриста и основные "подводные камни" в сделках

В сети довольно много статей посвящено вопросам купли-продажи бизнеса. Однако на примере некоторых своих клиентов я понимаю, что предприниматели всё ещё нередко "плавают" даже в базовых вопросах, касающихся этой сферы. В этой публикации я хочу отметить корпоративно-правовые плюсы и минусы 2 основных способов купли-продажи бизнеса и обозначить основные риски, характерные для такого рода сделок.

1. Способы купли-продажи бизнеса

Существует 2 способа оформить куплю-продажу бизнеса:

1 способ: приобретение 100% доли в уставном капитале компании, на которую оформлен бизнес (то есть приобретение компании);

2 способ: перевод бизнес-активов с компании-продавца на компанию-покупателя (без приобретения самой компании).

У каждого из способов есть свои плюсы и минусы.

В первом случае покупателю не нужно создавать новое юридическое лицо, переоформлять сотрудников, переводить бизнес-активы, перезаключать с договоры с контрагентами и так далее. Зато с покупкой компании покупатель приобретает и всю её историю, которая может таить в себе моменты как положительные (лицензии, положительную тендерную, банковскую, рыночную репутацию), так и отрицательные (долги, штрафы, юридические конфликты).

Покупку компании можно оформить с помощью одного договора — договора купли-продажи доли в уставном капитале компании (поскольку абсолютное большинство компаний в России существует в форме ООО, то имеем здесь ввиду этот вид юридического лица).

Если в компании несколько владельцев долей (учредителей), то технически оформить выкуп всех долей также можно с помощью одного договора. Хотя, здесь многое зависит от нотариуса, который будет оформлять сделку (договор купли-продажи доли в обязательном порядке оформляется у нотариуса). Какие-то нотариусы могут оформить один договор на все доли, какие-то будут настаивать на оформлении отдельного договора с каждым продавцом доли, но это сильно не усложнит процедуру.

При покупке компании покупателю необходимо провести проверку на предмет наличия в сделке юридических рисков более тщательно, нежели в случае с приобретением активов. На профессиональном языке эта процедура называется due diligence (проявление должной осмотрительности). Об этом я более подробно расскажу во втором разделе статьи.

Первый способ купли-продажи бизнеса применим только тогда, когда бизнес оформлен на компанию (юридическое лицо). Если же продавец вёл бизнес в качестве ИП (индивидуального предпринимателя), то первый способ неприменим и нужно сразу переходить ко второму.

Второй способ покупки бизнеса реализуется так, что покупатель переводит активы приобретаемого бизнеса на своё юридическое лицо или на себя как на индивидуального предпринимателя. В этом случае большая часть рисков, связанных с возможным негативным прошлым компании продавца, снимается. Зато возникает необходимость обеспечить грамотный перевод бизнес-активов и сотрудников на новое юридическое лицо, переоформление договоров с контрагентами и так далее.

Приобретение бизнес-активов без приобретения компании, как правило, влечёт гораздо больше бумажной волокиты. При этом due diligence делать также необходимо для выявления, как минимум, наличия у компании-продавца правомочий на владение и распоряжение бизнес-активами. Конечно, объём работы по проведению due diligence в данном случае чаще всего бывает меньше по сравнению со случаем покупки самой компании.

2. «Подводные камни» покупки бизнеса и способы защиты

Как я отмечал ранее, при покупке компании покупатель принимает на себя как положительные, так и отрицательные аспекты истории этой компании. Поэтому для полной оценки рисков покупателю необходимо провести тщательную предварительную проверку компании (due diligence).

В рамках due diligence проверяются:

  • документы, подтверждающие наличие у компании прав на бизнес-активы согласно перечню бизнес-активов;
  • бухгалтерские, банковские документы и налоговая отчётность;
  • корпоративные документы (устав, протоколы общего собрания участников, приказы, распоряжения и т.д.);
  • сведения о кредиторской и дебиторской задолженностях, списки кредиторов и должников;
  • и так далее.

Заверения об обстоятельствах (гарантии). Не всегда в рамках проверки компании можно выявить все риски. Есть риски скрытые, которые ещё не дали о себе знать. Чтобы грамотно их «отработать», нужно использовать заверения об обстоятельствах (гарантии) — специальный инструмент защиты интересов стороны сделки, предусмотренный статьей 431.2 Гражданского кодекса РФ.

В рамках заверений об обстоятельствах (гарантий) обычно прописывается, что продавец гарантирует, что компания не имеет долгов и оснований для их возникновения, не имеет каких-либо притязаний третьих лиц и оснований для их возникновения (которые могут быть оценены в ту или иную денежную сумму), отсутствуют допущенные компанией и её представителями нарушения требований законодательства и так далее.

Заверения об обстоятельствах активно используются не только при покупке компании, но и при покупке бизнес-активов (без приобретения самой компании). Например, порой очень нелегко определить правильно ли были переданы права на интеллектуальную собственность (дизайн, программное обеспечение, контент и так далее). "Принадлежит подпись в договоре автору (прежнему правообладателю)?", "имел ли он право распоряжаться правами?" - ответы на эти вопросы не всегда можно получить оперативно. Для защиты интересов покупателя в таких ситуациях также используются заверения об обстоятельствах (гарантии).

В случае нарушения заверений (гарантий) покупатель может потребовать от продавца возмещения убытков или уплаты неустойки, а также расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег.

Заверения (гарантии) также полезно использовать при подтверждении продавцом экономических показателей бизнеса. Однако это не всегда может сработать, ведь часто экономические показатели бизнеса зависят от принимаемых менеджментом решений. Смена менеджмента, естественно, может сказаться на экономических показателях. Однако в каких-то ситуациях гарантии могут сработать, к примеру, если речь идёт о таких «стабильных» параметрах, как показатели производственной мощности оборудования, единовременная (нормативная) пропускная способность объектов и так далее.

Полномочия продавца. К «подводным камням» в сделке купли-продажи бизнеса также можно отнести вопросы о полномочиях продавца.

Например, генеральный директор компании, подписывающий договор купли-продажи бизнес-активов может действовать без необходимого для этого решения общего собрания участников компании. Часто для таких сделок нужно согласие даже самых «незначительных» миноритариев. Если сделка купли-продажи оформлена в нарушение таких правил, она может быть признана недействительной, что, конечно же, не на руку покупателю.

Чтобы избежать подобных рисков покупателю нужно внимательно изучить устав компании, заключенные ранее участниками корпоративные договоры и потребовать представления документов, позволяющих провести отчуждение бизнес-активов (протокол общего собрания участников компании об одобрении сделки). По результатам изучения указанных документов покупатель должен определить наличие у генерального директора компании полномочий на продажу бизнес-активов. Нередко продажа бизнес-активов является крупной сделкой для компании и в отношении неё действуют соответствующие положения устава компании и нормы законодательства.

Если же бизнес покупается через приобретение самой компании (100 % долей уставного капитала), то здесь также следует обратить внимание на то, могут ли владельцы компании свободно распоряжаться своей долей. Так, доля в компании может входить в общую собственность супругов (тогда нужно получать нотариально заверенное согласие супруга на отчуждение доли). На продажу доли может быть наложен запрет в корпоративном договоре

Не менее важно при оформлении сделки купли-продажи бизнеса учесть все необходимые бизнес-активы. Вполне очевидно, что выпадение из бизнеса хотя бы одного значимого актива может повлечь если не гибель, то значительный спад. К примеру, можно приобрести домен, программное обеспечение, товарный знак, но не приобрести клиентскую базу. При определённых обстоятельствах это может оказаться критичным фактором.

Данная статья не содержит исчерпывающий материал по всем вопросам купли-продажи бизнеса (в частности, не рассматриваются налоговые аспекты). Её целью является предоставление базовой информации, позволяющей оценить целесообразность того или иного способа покупки-продажи бизнеса и выявить основные риски, характерные для такого рода сделок.

По вопросам оформления купли-продажи бизнеса обращаться по следующим контактным данным:

С уважением, Евгений Рябов, юрист, предприниматель, автор книги «Стартап и инвестор: правила игры»

t.me/eriabov evrcapital@gmail.com +7 (987) 2077380

2626
реклама
разместить
10 комментариев

Евгений, пишите еще! Юридические моменты не так волнуют стартаперов, пока они не столкнутся с неадекватными действиями инвесторов. Если больше людей будет знать как готовить бизнес к продаже, а другие будут лучше знать, как сокращать риски при покупке — то выиграют все.

3

интересно, какие действия инвесторов стартаперы считают неадекватными

Уточнил, что налоговые аспекты в статье не рассматриваются. Исключительно договорно-правовые и корпоративно-правовые.

1

Благодарю за познавательную статью.

1

Вот к кому надо было обращаться до подписания документов тому парню, который про свои отношения с Агаларовым сейчас на vc несколько раз писал).

1

Выбор между share deal и asset deal в 75% случаев зависит от налоговых последствий.

вообще-то, в первую очередь он зависит от того, как share и asset оформлены (и оформлены ли вообще). С этим у стартапов (ой, да будем честны - и не у стартапов, а старперов от бизнеса) все очень плохо в массе.