Как настроить ЧПУ для адресов страниц и почему это важно

Часто адреса выглядят непонятно для пользователя. Вот, например, типичный адрес Worpdress: адрессайта.сom/wp-admin/post.php?post=82445. Что это за непонятные цифры, что дают, как расшифровываются? А как пользователю, который пришел на сайт, запомнить конкретный адрес? Да, конечно, он может добавить ссылку в закладки, только там уже сотня других вкладок, вспомнит ли он вашу через несколько дней или недель?

Как настроить ЧПУ для адресов страниц и почему это важно

Кроме того, страницы с подобными адресами хуже ранжируются в поисковых системах, чем адрес вида siteadres.com/articles/kak-nastoit-adresa-stranits. В последнем случае адрес интуитивно понятный, нет «страшных цифр», и роботы поисковых систем воспринимают подобные URL более благосклонно. Они повышают ранжирование страниц по сравнению с конкурентами, конечно, при условии, если выполнили другие требования SEO.

Как расшифровывается ЧПУ

Это человекопонятный URL. То есть, если человек видит его в браузере, то никаких вопросов, о чем речь, не возникает. Фишка в том, что роботов поисковых систем настраивают «видеть» адреса с точки зрения человека, и они тоже умеют считывать связные слова.

Есть еще понятие SEF-URL — Search Engine Friendly. Речь идет о тех же понятных человеку адресах, которые более высоко оцениваются поисковыми роботами. Уже на этапе создания сайта важно позаботиться о ЧПУ, чтобы они шли в индексацию с момента своего «рождения». Но ничего страшного, если у вас сохранились URL вида post.php?post=82445 — можно к ним вернуться и переделать в ЧПУ позже.

Как ЧПУ влияют на SEO-оптимизацию

Если кратко: повышают узнаваемость. Сайт лучше «видят» роботы, которые умеют распознавать такие URL. Но это еще не главное. Основное преимущество — ЧПУ сразу же отображаются в поиске. Выглядит это так:

1. Пользователь вводит запрос «Детская одежда на лето».

2. Получает ТОП выдачи.

3. Среди этого ТОПа есть URL letnyaya-detskaya-odezhda. Который ярко выделяется на фоне просто «айтишных» адресов с бессмысленным для человека порядком символов.

Велик шанс, что реальный, живой человек в первую очередь запомнит этот адрес, потому что он понятный и очевидный. Даже если он не купит одежду ребенку прямо сейчас, потому что отвлек этот самый ребенок, звонок подруги или сообщение от руководителя в рабочем мессенджере, вернуться потом будет проще: «Ах да, что там было? Летняя детская одежда…»

Кстати, можно сделать и кириллические ЧПУ. Это немного сложнее, потому что основные системы работают с латиницей. Но оптимизация под кириллицу существует.

Плюсы использования ЧПУ

Преимущества «человечных» URL:

  • Пользователи быстро понимают структуру сайта, легко ищут нужные страницы и подразделы.
  • Легче запоминают, при необходимости, возвращаются на страницу, где уже были, даже спустя некоторое время.
  • Если пользователь делится ссылкой в соцсети, она выглядит столь же понятно для других: «Девочки, нашла отличную одежду для малышей!» — и ссылка на letnyaya-detskaya-odezhda.
  • Можно сгруппировать статьи в подразделы и категории — тоже с понятными «человечными» названиями, что поможет сориентироваться пользователю.
  • Простой способ поднять страницы в поиске без сомнительных методов, таких как переспам ключевиками.

Преимущества довольно весомые. Да и выглядят «человечные» адреса гораздо приятнее и красивее, чем бессмысленная комбинация символов.

Есть ли недостатки

Минусы исключительно технические: немного сложнее настраивать и добиваться «красивых» URL. Вот основные факторы:

  • Иногда приходится потратить немало времени на транслитерацию вручную — хотя есть плагины WordPress для автоматизации процесса.
  • ЧПУ немного сильнее нагружают сервер, потому что сразу переводят «с айтишного» на «человеческий», и это требует дополнительной обработки — однако при правильной оптимизации скорость загрузки практически не замедляется.
  • Если сайт был создан не на базе CMS, то придется переделывать все «с нуля».

Если коротко: да, потребуется время и дополнительные плагины или ручная настройка. Но результат себя оправдывает.

Как настроить ЧПУ

Для Wordpress есть специальные плагины, для многих других CMS — тоже. Можно использовать PHP-команды, написав их самостоятельно или обратившись к разработчику. Вот основные требования к ЧПУ:

  • простой;
  • краткий;
  • отражает суть страницы.

Можно сделать на кириллице и латинице. Второе проще, но для рунета первое лучше, потому что не все слету воспринимают латиницу. Хотя кириллица не очень удобна для продвижения.

Кириллица

Казалось бы, для русскоязычных пользователей кириллица — идеальный вариант. Все прочитают без усилий. Плагины под WordPress с генерацией кириллических ЧПУ есть, установить на свой сайт — вопрос нескольких секунд.

Но SEO-специалисты рекомендуют: осторожнее с кириллицей. Почему? Потому что при конвертации получается набор странных символов. При копировании ссылка кодируется.

Чем это исправить? Добавить функционал TinyURL — сократителя ссылок для кириллических ЧПУ. Но проблемы «понятный кириллический шрифт снова превратился в непонятные символы» это не решит — просто сделает количество этих символов меньше.

Латиница

Названия на английском хорошо ранжируются Google. Все-таки даже русскоязычная часть корпорации — изначально американская, с английским языком работает идеально. Минусы: не все поймут, что children-clothes-for-summer — это «детская одежда на лето». Особенно, если ваша ЦА теоретически может быть среди тех людей, которые не очень сильны в английском.

Транслит

Считается оптимальным вариантом. Большинство людей нормально воспринимают и могут прочитать короткий текст на транслите (длина ЧПУ не должна быть больше 79 символов). Нет проблем с конвертацией, легко перепостить и кинуть ссылку другу или в соцсети. Разделять слова рекомендуют кратким дефисом, то есть символом: «-». Google еще хорошо понимает нижнее подчеркивание: «_», но вводить такой URL не настолько удобно.

Плагины и сервисы

Проще всего интегрировать функцию в Wordpress. Для этой CMS можно выбрать один из следующих плагинов:

  • Cyr2Lat — бесплатный, простой, оптимизированный. На 90% сайтов стоит именно он. Транслит-URL генерируется автоматически после введения текста на русском.
  • Rus-To-Lat — похожий по функционалу, хотя менее распространенный.
  • Ukr-To-Lat — аналог предыдущего, но помогает транслитерировать украинский язык с учетом его особенностей.
  • Есть сервисы и для «ручной» работы. Популярны следующие:
  • ЧПУ Advego — бесплатно, не надо регистрироваться. Вводите текст на русском в одном окошке, получаете ЧПУ транслитом в другом.
  • Snipp Ru — аналогичный сервис, может обрабатывать большие объемы.

ЧПУ — тот инструмент, который поможет не запутаться в адресах и сделать страницы интуитивно понятными. Пользоваться им можно и нужно. Проще всего — сразу же писать сайт с ЧПУ, установив плагины на систему создания контента.

1010
5 комментариев

А есть ли, интересно, с точки зрения SEO какие-то ограничения? Скажем, я хочу упихнуть осмысленно фразу из 10 слов как ЧПУ ссылку в транлите- будет ок? А если 30 слов? А если там будет слишком много ключевых слов в url такой ссылки?

5
Ответить

Не стоит, можно под фильтр залететь за переспам

2
Ответить

Статья рассказывает о ЧПУ (Человекопонятный URL) и их значении для SEO

Саммари:
- ЧПУ легче для понимания пользователем и SEO
- Обычные URL менее интуитивны и хуже запоминаются
- ЧПУ повышают узнаваемость и ранжирование сайта
- Можно изменить обычные URL на ЧПУ позже
- ЧПУ улучшают структуру сайта для пользователей
- Поддерживают деление на категории и подразделы
- Предпочтительны латиница и транслит для ЧПУ
- Существуют плагины и сервисы для генерации ЧПУ
- Кириллица в ЧПУ может создать трудности для SEO
- Плагины для WordPress: Cyr2Lat, Rus-To-Lat, Ukr-To-Lat
- Сервисы для ручной работы: ЧПУ Advego, Snipp Ru

Стараюсь выделять самое важное для вас.

Ответить