Как выбрать подрядчика для разработки инструментов развития своего бизнеса и не сойти с ума

Всем привет! Свой рассказ я бы хотел построить на фактах, а не на впечатлениях и словах. Чтобы вы понимали мой бэкграунд, я работал в RedKeds пять лет, развивал студию Prime Digital Agency в течении трех лет и помогал собирать основную команду на проект KickICO.

Я провел 10+ лет на светлой стороне агентств и студий и совсем недавно перешел на темную сторону заказчика.
И оказалось, что на темной стороне тоже не все так радужно.

Развитие продуктов

Представьте, что вы приходите в новую компанию и ваша основная цель — текущими ресурсами увеличить оборот и прибыль компании. Вы знакомитесь с людьми, смотрите трекеры, изучаете интеграции и вас постоянно преследует мысль о том, что все работает как минимум не так как нужно. При этом в компании есть группа людей отвечающих за блок продуктов и it-решений.Вы просите показать вам дорожную карту разработки, план действий, стратегию или хоть что-то, на основе чего люди улучшают процессы или хотя бы думают над улучшениями. Таких документов в компании нет, но их обещают сформировать и выслать вам в скором времени. Когда вы понимаете, что ждете таких документов уже неделю или две, резонно попросить показать процесс в виде задач или бэклога идей. Чтобы увидеть, о чем думала команда или что она планировала, обсуждала в течении последнего года. Если и этого нет — это первый звоночек.
Как действует профессионал отвечающий за развитие продуктов:
1. Строит планы и занимается их реализацией в любом инструменте для структурирования (Google календарь, PPT, Mindmaps, Miro и т.д).

2. Ведет свои задачи в трекере (Trello, Pyrus , Basecamp, Jira — неважно).

Как действует непрофессионал:

1. Планирует все на словах.

2. Не фиксирует переписку в трекерах и ведет ее только в почте и в мессенджерах.

3. Он все время на встречах, но их нет в календарях. Результаты этих встреч также нигде не фиксируются.

Отдел разработки

Хорошо, говорите вы себе — если сейчас нет общей карты развития, то можно пройтись по нижнему уровню и наладить передачу данных из одной системы у которой есть API в другую систему у которой тоже есть API. Скажем, это CRM в которой работают ваши продажники.
И о чудо! Оказывается, что у компании есть подрядчик и у него есть 30 программистов, обладающих самым передовым стеком разработки.
Они всегда на связи и готовы вам помочь. Сейчас они работают над каким-то крупным проектом в вашей компании.Познакомьтесь с ними удаленно и если они уже работают над вашими продуктами попросите их поделится готовыми материалами или сформулированными вводными которые они вытащили из вашей команды. Попросите смету и тайминги в рамках которых они работают. Попросите рассказать о процессе и инструментах в рамках которых они ведут проекты большого количества заказчиков.
Как действуют профессионалы:

  • Подготавливают смету с максимально доступным приближением по стоимости.
  • Готовят тайминг проекта с ориентировочными сроками.
  • На разные задачи привлекают разных специалистов, поэтому у них разная часовая ставка на разные типы работ.
  • Ведут с самого начала работы проекты в трекерах задач типа Jira , Basecamp, YouTrack и т .д .
  • Фиксируют договоренности в виде проектных документов
  • Дают клиентам полный или частичный доступ в инструментарий, чтобы видеть ход выполнения работ.

Как действуют непрофессионалы:

  • Смета — это абстрактная цифра с минимальным описанием
  • Тайминг проекта прописан только в датах внутри договора.
  • Одна часовая ставка на все виды работ.
  • Скрывают свои процессы и не дают никакой вид доступа к проекту обосновывая это коммерческой тайной.
  • Не могут или не хотят предоставить никакие проектные документы по уже завершенным этапам.

Юридические тонкости

Если вы видите что подрядчики просят за свою работу адекватные деньги для Топ 10 - 20 Лидеров рынка разработки (https://ratingruneta.ru/) , но настроены как минимум скептически или негативно к вашим вопросам, не показывают ничего в инструментах о которых сами заявляют и не готовы показать со своего экрана промежуточные результаты или хотя бы оформленные статусы по задачам или этапам - сделайте небольшое домашнее задание и проведите мини-исследование о самой компании - это открытые данные.

Как юридически действуют профессионалы:

  • У них есть зарегистрированное юридическое лицо.
  • Компания белая. В штате есть сотрудники. Это можно посмотреть на https://sbis.ru.
  • В компании есть оборот и компания делает налоговые отчисления за сотрудников.
  • Клиенты компании — это те клиенты, которым была оказана любая описанная услуга в рамках работы данной компании, а не в рамках взаимодействия фаундера или сотрудников на предыдущих местах работы.
  • Отзывы о работе можно получить от бывших и текущих клиентов.

Как юридически действуют непрофессионалы:

  • В компании оформлены 1-3 человека при заявленном штате разработчиков (не фрилансеров) например, в 30 человек.
  • Компании не хватает оборотных средств на обеспечение нормальной оплаты труда. Зарплаты выдаются в конвертах.
  • Контакты клиентов для отзыва о работе не предоставляют, объясняя это коммерческой тайной или любой другой причиной.

Компания может уменьшать налоговую нагрузку и работать с сотрудниками как ИП или самозанятыми — список таких ИП с контактами они вам предоставят если им нечего скрывать.

Очная встреча

Предложите компании встретиться и показать на встрече без передачи в электронном или другом виде промежуточные материалы или хоть что-то из того, чем они, по их словам, занимались и потратили огромное количество ресурсов.
Как пройдет такая встреча с профессионалами:

  • Покажут весь проект в системе трекинга задач от начала и до текущего дня.
  • Дата создания такого проекта будет как максимум около даты оплаты или подписания договора или как максимум в тот же месяц.
  • Вы сможете ознакомиться со всеми промежуточными документами.
  • Вам покажут ТЗ, если это был оговоренный и оплаченный этап. В рамках которого описаны интеграционные верхнеуровневые процессы интеграции систем, предметные области и типы передаваемых файлов или схемы взаимодействия систем между собой.
  • Вам покажут письма со статусами, которые передавались вашим менеджерам.
  • Вы сможете ознакомиться с таймингом и увидеть, какие задачи уже были выполнены, а какие планируются и в какие сроки.
  • К вам отнесутся с пониманием, если вы не обладаете документами или не в курсе каких-либо этапов. Обязательно покажут эти документы и посоветуют как улучшить процесс понимания для вашей компании.
  • Все даты передачи и подгрузки файлов будут свидетельствовать о планомерном наполнении скелета проекта.

Как будут вести себя на такой встрече непрофессионалы:

  • Проект в системе трекинга будут скрывать, оперируя такими понятиями как «коммерческая тайна» или ссылаясь на то, что вы заранее не предупредили о том, что вам нужны эти документы и отчеты.
  • Все даты создания и редактирования документов будут совпадать с вашими вопросами по ним в письмах или переписке.
  • Письма с вводными данными или статусами будут скрывать, ссылаясь на NDA или другие причины.
  • К вашим просьбам продемонстрировать любую информацию в режиме реального времени будут относиться отрицательно или даже враждебно.
  • Если вы новый человек в компании — подрядчик будет ставить под сомнение ваш профессионализм или даже может позволить себе оскорблять вас или коллег.
  • Подрядчик будет просить время на подготовку всех материалов и сообщит, что сможет их передать вам только через какое-то время.

Невосполнимый бюджет времени

Самое важное — Время — ваш враг и союзник непрофессионалов.

Если вы даете неделю на подготовку материалов которые уже должны были быть созданы, то вы рискуете получить огромную кучу документов скомпилированных из разных проектов.Это делается для создания видимости работы и оперирования этими материалами, когда речь зайдет о прекращении работы с непрофессионалами.
Волшебной таблетки не существует и всегда есть исключение из правил — хорошо, если вам попадутся хоть и раздолбаи, но профессионалы своего дела, которые вас не подведут (сомневаюсь, но все же).
Но если вы сомневаетесь в подрядчике, который не создает ценность, кормит вас обещаниями, а вы за это платите — стоит просмотреть этот список еще раз и попробовать действовать проактивно.
Потому что самый важный ресурс в конечном итоге это время.
Используйте его как инвестиции при работе с профессионалами и не давайте непрофессионалам тратить этот драгоценный ресурс впустую.
Все вышесказанное конечно мое личное мнение и я не претендую на объективность или единственную правду.
С любовью, ваш Дмитрий Раскладка =)

66
11 комментариев

Благодарю за статью, в некоторых моментах, как раз узнал себя (пропуск фиксации требований и материалов в виде проектных документов), а также полезные мелочи по поводу писем со статусами. Статья полезная с обоих сторон, продолжайте в том же духе, а лучше сделайте из нее цикл.

1

Артем, спасибо. Попробуйте общую доску miro для совместной работы над проектами - это стало самой продуктивной штукой для меня в последние месяцы. 

Спасибо Дмитрий очень ценно ) я всегда была на стороне агентства. Вашу статью прекрасно использовать как чек-лист внутренней работы и исправления ошибок.

1

Ольга, спасибо. В том числе для этого и решил написать. Рад что нашли ее полезной =)