Потребительская корзина: особенности формирования и наполнения

Последнее время мы начали задумываться о различиях в условиях проживания в разных странах мира. Несомненно, разные государства по-своему оценивают и регулируют уровень жизни населения. В связи с этим, нас заинтересовал процесс формирования потребительской корзины в разных странах мира, и мы попытались провести небольшое исследование на эту тему.

Что такое потребительская корзина?

Потребительская корзина – это набор товаров и услуг, необходимый для полноценного проживания человека на территории страны в течение одного года. Потребительская корзина должна удовлетворять минимальные потребности гражданина. На основе состава потребительской корзины формируется величина прожиточного минимума. Кроме того, потребительская корзина служит основой для подведения статистики по реальному и расчетному уровню потребления населением страны.

Потребительская корзина делится на три категории:

• необходимые продукты питания

• необходимые непродовольственные товары

• необходимые услуги

Объем потребления рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети. Потребительская корзина устанавливается в целом по России и по субъектам РФ. По закону она пересчитывается не реже одного раза в пять лет.

Потребительская корзина: особенности формирования и наполнения
Потребительская корзина: особенности формирования и наполнения
Потребительская корзина: особенности формирования и наполнения

Также существует понятие «Индекс Потребительских Цен» (ИПЦ). Это метод, распространённый во многих странах и специально созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике. Это показатель среднего изменения во времени цен, выплачиваемых городскими потребителями за рыночную корзину потребительских товаров и услуг.

Для сравнения потребительских корзин возьмем страны США и Германия.

Потребительская корзина США

В Министерстве труда США существует специальное подразделение — Бюро статистики труда (BLS). Оно занимается сбором и обработкой данных.

Примерно 12 тысяч жителей США из разных штатов, живущих в городах и имеющих разный социальный и имущественный статус, ведут специальные дневники своих покупок на протяжение определенного отрезка времени, и им за это доплачивают. Именно жители городов ведут эти дневники, потому что 93% всего населения США живет в городах, а потребительская корзина призвана учитывать потребности основной массы населения.

Дневник покупок сдается в BLS. Также, каждый квартал проводятся опросы граждан о совершенных ими покупках. Все эти данные анализируются, товары сортируются по востребованности, и формируется потребительская корзина. Если товар важен во многих семьях, то он попадает в потребительскую корзину.

Такой подход обеспечивает точное представление о предпочтениях среднего потребителя и при выплате пособий позволяет обеспечить нуждающимся средний уровень жизни по стране.

Американская корзина состоит более чем из 350 позиций, официальные данные можно найти на сайте Бюро Статистики США.

Потребительская корзина Германии

Германия – одна из самых развитых стран Европы и уровень жизни там иной. Состав потребительской корзины формируют сами жители страны. Корректировка корзины происходит раз в пять лет. Федеральное статистическое ведомство проводит опрос 60 тысяч семей и на основе размеров их расходов и их структуры формирует потребительскую корзину. Помимо этого ежегодно происходит опрос шести тысяч респондентов.

В состав немецкой потребительской корзины входят более 750 товаров, причем помимо привычных продуктов питания там можно найти такие пункты измеритель кровяного давления на запястье.Если брать услуги, входящие в потребительскую корзину Германии, то она включает в себя стоимость детских яслей, содержание в домах престарелых и инвалидов, амбулаторный уход на дому и даже доставку продуктов на дом.

В Германии наиболее важными категориями в потребительской корзине являются жилье, вода, электричество, газ и другие виды топлива (32 процента от общего веса), транспорт (13 процентов), отдых, развлечения и культура (11 процентов), продукты питания и безалкогольные напитки (10 процентов). Корзина также включает в себя различные товары и услуги (7 процентов), мебель, осветительное оборудование, бытовую технику и другое бытовое оборудование (5 процентов), ресторан и услуги по размещению (5 процентов), здравоохранение (5 процентов) и одежду и обувь (5 процентов), оставшиеся 7 процентов корзины составляют алкогольные напитки и табак, связь и образование.

Сравнение

На основании данных мы составили сравнительную таблицу по главным критериям.

Потребительская корзина: особенности формирования и наполнения

Для возможности сравнения товары и услуги сгруппированы в аналогичные группы.

Потребительская корзина: особенности формирования и наполнения

В итоге, мы узнали, что такие страны как Германия и США большую часть своей корзины отдают под услуги, а Россия – под продукты. В немецкой потребительской корзине продукты и непродовольственные товары занимают по 17%, а услуги 66%. В американской корзине продукты занимают 20,6%, непродовольственные товары 9,3%, а услуги 70,4%.

Интервью

Также мы решили задать несколько вопросов советнику отдела социального партнерства управления социально-трудовой сферы и уровня жизни министерства труда и занятости Иркутской области Власовой Марине Геннадьевне.

1. По вашему мнению, в чем заключаются особенности формировании состава потребительской корзины в Российской Федерации?

«В нашей стране состав потребительской корзины формируется в зависимости от территории расположения. К примеру, мы живем в северных регионах и у нас в пище должно быть больше калорий. В связи с этим и идет наполнение потребительской корзины от территориальной расположенности. Все эти основы прописаны в Федеральном Законе №134.

Так же потребительская корзина делится на 3 социально-демографические группы: пенсионеры, трудоспособное население и дети. По этому критерию тоже идет свое наполнение. Пенсионеры уже не такие активные – у них потребление калорий должно быть меньше, дети наоборот – растут, поэтому у них калорийность больше. Кости формируются в детском возрасте, поэтому для детей больше молочных продуктов.

Вообще, потребительская корзина – это минимальный объем продуктов для обеспечения жизнедеятельности. Люди не должны питаться именно этим списком продуктов. Многие считают, что потребительская корзина = прожиточный минимум, но нет. Потребительская корзина – это расчетная цифра, которая является критерием для определения нуждаемости. Люди смотрят доход своей семьи и если он ниже данной величины, то они имеют право получить социальную помощь от государства. Да, на этот уровень реально прожить – вы не будете шиковать, но все продукты питания в корзине являются полезными. В ней нет колбасы, а только свежее мясо».

2. В потребительских корзинах многих стран гораздо больше категорий, чем в потребительской корзине РФ. По вашему мнению, необходимо ли расширить состав корзины. Если да, то какими категориями.

«Вопрос очень интересный. Если честно, то я не смотрела состав потребительских корзин других стран, но на данный момент правительством РФ рассматривается вопрос не по увеличению категорий, а по увеличению объема набора продуктов питания. Действительно, обсуждается вопрос о расширении потребительской корзины, но мы исходим из того, что это минимальный набор продуктов питания для определения критерия. У нашего государства абсолютно разная цель с другими странами: у нас – именно определить критерий нуждаемости. Потребительская корзина – основа расчета прожиточного минимума, она устанавливается один раз в пять лет. Министерство берет нормы питания и умножает их на цены, которые дает статистика. Все это связано».

3. Потребительская корзина США рассчитывается на основании данных, которые передают реальные домохозяйства в Бюро Статики? Возможно ли при формировании потребительской корзины учитывать данные о реальном потреблении граждан, как например в США?

«Когда разрабатывали последнюю потребительскую корзину, она учитывала расходы хозяйств с наименьшими доходами. При разработке учитываются статистические данные. Эти данные могут быть закрыты, но нормативы есть. Потребление населения учитывается, сейчас потребительскую корзину хотят привести к нормам рационального питания, потому что все на этом настаиваю. Но в свою очередь это повлечет за собой существенное увеличение прожиточного минимума т.к. потребительская корзина сильно влияет на величину прожиточного минимума, а уже от величины прожиточного минимума зависит МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Это все взаимосвязано, просто так взять и увеличить не получится».

4. Одной из основных задач, поставленных новому кабинету министров президентом Российской Федерации Путиным В.В., является увеличение реальных доходов населения. Как вы думаете, будет ли в связи с этим изменен состав и размер потребительской корзины?

«Реальные доходы – это заработная плата. Потребительская корзина тесно связана с прожиточным минимумом, а заработная плата – нет, это совсем другое. Это две параллели. Если у человека зарплата ниже прожиточного минимума, то государство ему помогает; если же реальные доходы гражданина выше, то он никуда и не обращается за помощью. Допустим, государство увеличивает потребительскую корзину, прожиточный минимум тоже увеличивается, но зарплата остается на том же уровне. Если она меньше – то человек является малоимущим. Для того, чтобы доходы выросли, нужно увеличивать не потребительскую корзину, а зарплату; или же наоборот, умен

Вывод

1. На основе проведенного исследования состава потребительской корзины России нам удалось выяснить, что в ее состав входят товары и услуги, необходимые для удовлетворения минимальных потребностей граждан.

2. В США и Германии нет понятия потребительская корзина. В этих странах существует список наименований, которые востребованы среди большей части населения. На основе этих данных рассчитывается Индекс Потребительских Цен (ИПЦ), созданный для измерения уровня цен на товары и услуги.

3. После проведения интервью выяснилось, что у потребительских корзин разных стран разные цели: у России – определить критерий нуждаемости и с его помощью выявить малоимущих граждан.

4. Потребительская корзина не равна прожиточному минимуму, но непосредственно влияет на его размер.

5. Потребительская корзина в России зависит от территории расположения. Корзина рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из основных социально-демографических групп населения. Потребительская корзина устанавливается один раз в пять лет.

6. Расширение состава потребительской корзины не приведет к увеличению уровня жизни населения; для этого необходимо увеличивать реальные доходы населения – заработную плату.

Источники

1. Пасюкова Н.Г., Кукушкин А.С. Анализ потребительской корзины продуктов питания // Пищевая промышленность. 2011. №8.

2. Станишевская С.П., Губанов Д.А. К вопросу о российской потребительской корзине // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. – 2012. – №2.

3. Москалева Н.А., Саранчина Т.А. Потребительская корзина как показатель уровня жизни населения страны: сравнительная оценка // Инновационная наука. – 2015. – №5-1.

4. Мелик-Шахназарова Е.В. Потребительская корзина / Центральная профссоюзная газета «Солидарность». – 2018.

5. Черкашнев Р. Ю. Основные концепции и охват индекса потребительских цен // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №3-4.

6. Центр Управления Финансами Center-YF [Электронный ресурс] // режим доступа: http://center-yf.ru

7. Деловой Квартал [Электронный ресурс] // режим доступа: https://ekb.dk.ru

8. banki.ru [Электронный ресурс] // режим доступа: https://www.banki.ru

9. Надежная правовая поддержка КонсультантПлюс [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.consultant.ru

10. Национальная Ассоциация нефтегазового сервиса [Электронный ресурс] // режим доступа: https://nangs.org

11. Trading Economics [Электронный ресурс] // режим доступа: https://tradingeconomics.com

12. Ekonomika [Электронный ресурс] // режим доступа: https://ekonomika-student.com

13. Яндекс Дзен [Электронный ресурс] // режим доступа: https://zen.yandex.ru

14. Fred Economic Research [Электронный ресурс] // режим доступа: https://fred.stlouisfed.org

15. Knoema [Электронный ресурс] // режим доступа: https://knoema.ru

16. U.S. Bureau of Labor Statistics [Электронный ресурс] // режим доступа: https://www.bls.gov

22
1 комментарий

Очень познавательно.  Спасибо!

Ответить