Что такое зум-усталость и почему 81% людей бесят созвоны

Привет! Мы команда Glabix — делаем систему для управления проектами и командами на каждый день. Тут будем рассказывать о своем проекте и опыте и делиться статьями из нашего блога.

Типичный созвон на удаленке
Типичный созвон на удаленке

В 2023 году Skillfactory и сервис развития карьеры Эйч провели опрос среди 1249 человек, работающих на удаленке, из 30 отраслей. По данным опроса выяснилось то, о чем давно пора было сказать – 81% людей бесят созвоны. Но тут интересно, что раздражают работников именно затянутые созвоны: в процессе ничего не решается, время уходит, рабочие задачи никто не отменял, а усталость и напряжение растет. А теперь представьте, что таких созвонов не один, а два, три или даже четыре-пять в течение дня?

По данным того же опроса, 39% “удаленщиков” созваниваются с коллегами до трех раз в день.12% опрошенных буквально проводят на созвонах весь рабочий день (это четыре-пять звонков).

Что такое зум-усталость и почему звонки убивают креативность?

Не кажется ли вам, что это очень много? Ученые из Стэнфорда тоже считают, что это слишком. Появился термин “зум-усталость” — это психическое напряжение, симптомы которого частично совпадают с симптомами депрессии: снижение концентрации, рассеянность внимания, проблемы со сном, хронический стресс.

Исследователи называют неочевидные на первый взгляд причины зум-усталости:

  • Звонки снижают нашу обычную физическую активность. Вы замечали, что при телефонном разговоре чаще всего человек передвигается и постоянно меняет позу? Вы и сами наверняка так делаете. Все больше современных исследований подтверждают: когда человек двигается, он лучше справляется с задачами и когнитивными процессами. Но на созвоне у нас есть ограниченное “поле зрения” — и ты должен сидеть в его рамках.
  • Когнитивная нагрузка больше. В личной коммуникации львиную долю занимает невербальное общение: мы считываем и посылаем сигналы подсознательно и естественно. На видеозвонке нам требуется больше усилий, чтобы считывать эти сигналы и жесты и посылать их.
  • Необходимость удерживать зрительный контакт вызывает огромное напряжение. На звонке пропорции неестественны – лица бывают слишком большими для комфортного восприятия, качество связи нестабильное. Тут еще и страх публичных выступлений и напряжение, связанное с ним. Во время обычного выступления слушатели более расслаблены: они могут отвлекаться или делать заметки. Но на звонке каждый из нас в таком стрессе, будто он спикер.
  • Тот факт, что мы видим себя во время звонка, изматывает. Мы всегда видим свое лицо в углу экрана. Представьте, что во время общения ваш собеседник стоит с зеркалом, в котором вы видите себя. Это безумие! И стресс для психики, согласно исследованиям.
Зум-усталость существует, вам не кажется 
Зум-усталость существует, вам не кажется 

Скажем даже больше. Есть исследование, которое говорит о том, что именно включенная камера на звонке – это основной фактор стресса и больше всего влияет на усталость. У людей пропадает желание высказываться на встречах, думать и проявлять свою креативность.

IT-созвоны безумно дороги и неэффективны

Сам Zoom проводил исследование — средняя длина созвона на десять человек – 54 минуты!

Просто представьте: десять человек целый час сидят на созвоне, в результате которого ничего не решается, пусть будет дважды в неделю. Допустим, час работы одного члена команды стоит 1 500 рублей, тогда получается, стоимость такого звонка – 15 000 рублей. Это 30 000 в неделю, чтобы ничего не решить?

Вы готовы покупать такое? Сомнительно, но окээээй… а ведь именно это и происходит в компаниях.

Почему это становится проблемой?

Выходит, созвоны – удовольствие дорогое, неэффективное, непопулярное среди команд, еще и ведущее к выгоранию и психологическим проблемам. Вы хотите поговорить об этом? Выслали ссылку на встречу вам на почту.

Но их при этом становится все больше, удаленка и ковид сделали свое дело. Кстати, в том же исследовании Zoom 43% респондентов признались, что делают уборку только в той части комнаты, которая видна на видео (но мы-то с вами знаем, что эта цифра куда больше).

Кажется, это гениальная иллюстрация происходящего в рабочих процессах в том числе. Ты слегка разгреб рабочее место, напрягся на этот час, а за кадром – остатки ужина еще с выходных, енот доедает твою собаку, свалка из вещей и незаправленная кровать. Получается, такой же подход и к рабочим задачам: я сейчас немного сделаю вид, что работал, но в целом на проекте бардак, ужас и полный хаос.

Было? 
Было? 

Как изменить созвоны, чтобы стало нормально?

Каждый, кто хотя бы пару месяцев работал в команде, может назвать основные проблемы созвонов:

  • Невыключенные микрофоны участников бесят.
  • Пассивное присутствие и невовлеченность бесит.
  • Отсутствие четких задач на созвон бесит.
  • Необходимость включить камеру и плохое качество видео бесят.
  • Пустая болтовня, в результате которой ничего не решается, бесит.

Отдельно бесят, конечно же, коллеги, которые уехали зимовать куда-нибудь в Таиланд. Да, он закроет свой ноутбук и потом еще пойдет на пляж. Будьте уверены, именно это он и сделает. Бесит!

Кстати, добавьте в комментариях, может быть, есть еще какие-то неожиданные вещи, которые бесят?

Что такое зум-усталость и почему 81% людей бесят созвоны

Чтобы поменьше беситься, ситуацию с созвонами можно изменить.

  • Для начала, признать проблему и действительно пожелать ее решить. Наша команда шла этот путь 12 лет, и сейчас мы в точке, когда у нас есть 5-минутные дейли, которые мы проводим строго по определенному алгоритму – этого хватает, чтобы синкануться, увидеть где мы находимся и раскидать задачи. Про это мы уже писали в своем Блоге.
  • Постепенно снижать количество созвонов. Это сложно, но можно.
  • Одновременно снижать время созвона. Постарайтесь задать себе рамки и ни в коем случае за них не выходить. Не делайте это резко, если ваши созвоны раньше занимали по 1,5 часа, вряд ли вы сможете уложиться в 20 минут.
  • Научиться ставить на созвон четкие задачи. Что именно вы хотите на нем решить? Какой будет результат этой встречи, в чем физическом он будет выражен?
  • Приучить команду готовиться к созвонам. Пусть каждый чекнет свои задачи и будет готов ответить на вопросы по ней, чтобы не тянуть время остальных.
  • Всегда записывать то, о чем вы договорились. Сразу же ставить задачи и отдавать их тому, кто за них отвечает.

Не теряться в потоке информации нам помогает Летучка – это функция Глабикса, в которой удобно ставить и распределять задачи на день, а после – следить за их выполнением.

Так, у вас перед глазами появляется чек-лист подзадач на сегодня, в пунктах нужно просто сменить статус, когда задача завершена или передать ее дальше, если требуется чье-то участие.

Аналогов Летучки не существует: все ваши задачи собраны в одном месте
Аналогов Летучки не существует: все ваши задачи собраны в одном месте

В нашем Телеграм-канале или тут в комментариях мы всегда рады обсудить эту статью и послушать ваши трэш-истории про созвоны в комментариях.

Уверены, вам есть что рассказать!

2121
4 комментария

Сложно поверить в миты по пять минут, конечно. Почти невозможно.

3

Приключение на 20 минут, Морти!

1

Не люблю созвоны, особенно лишний раз по "пять" минут)))

Смысл в том, чтобы обойтись без лишних раз и полутора часов)