Провели лекцию про шрифты

Пару недель назад наш ведущий дизайнер Дмитрий Кучев провел в студии лекцию про шрифты. Рассказывал про три важные момента: как устроено лицензирование шрифтов, как зарабатывать на разработке шрифтов и как он съездил на курс Playtype. Это было не исследование, а рассказ о его обывательском представлении мира. На самом деле, все может быть устроено гораздо сложнее, а он об этом не знает. Так бывает, заготовьте ссанные тряпки. Слово — Диме.

Провели лекцию про шрифты

Как устроены шрифтовые лицензии

Начну с самой больной штуки — про лицензии, и как вообще устроена продажа шрифтов. Потому что про это мало кто понимает и говорит. Я сам в этом смысле неофит. Во-первых, лицензии устроены сложно. Они разные и у всех компаний устроены по-разному. Есть базовый принцип, как это устроено в общемировой практике и как работают большинство российских шрифтовых студий. Это разделение лицензий на три версии: Десктоп, Веб и Апп. Грубо говоря, Десктоп — это когда нужно делать дизайн под печать и графику: книги, журналы, постеры, наружную рекламу. Если нужен дизайн для онлайна — это Веб-лицензия, если для приложений — Апп. Иногда лицензии для применения шрифтов в логотипах и видео встроены в Десктоп-лицензию, но чаще всего — нет, и нужно обсуждать индивидуально. Всегда читайте условия лицензии конкретного магазина.

Есть одно важное обстоятельство, про которое в сообществе мало говорят. Лицензию должен покупать и дизайнер, и клиент. Потому что шрифт попадает под две категории лицензирования: как программное обеспечение и как объект авторского права на рисунок знаков. Это значит, что если речь идет о макете журнала, то дизайнер должен купить Десктоп-лицензию потому, что устанавливает шрифт на компьютер, и клиент должен купить Десктоп-лицензию, потому что использует объект авторского права. Даже если дизайнер передал макет в кривых. Если речь идет о разработке сайта или веб-сервиса, то дизайнеру нужна Десктоп-лицензия, а клиенту — Веб-лицензия.

И да, лицензия должна быть не только у дизайнера. У каждого, кто установил шрифт на компьютер. У программиста, который верстает сайт, у продакт-менеджера, который сам делает презентации. У каждого.

Лицензию должен покупать и дизайнер, и клиент

​Магазин type.today использует классическую модель Десктоп-Веб-Апп
​Магазин type.today использует классическую модель Десктоп-Веб-Апп

Есть более упрощенная модель — когда лицензии продаются пакетами. В пакете все расписано: что ты, например, покупая минимальный пакет, можешь использовать шрифт в принте, в одном приложении и на сайте с посещаемостью до 15000 посетителей в месяц. А в максимальной можешь и в принте, и в соцсетях, и в видео, и в вебе, и в 15 приложениях.

Для меня пока загадка, что возможны разные лицензии на один и тот же шрифт в зависимости от магазина, где покупаешь. Например, один и тот же шрифт может продаваться на Commercial Type, type.today и в MyFonts, и лицензии будут разными. Но тут я глубоко не копал.

Пакетные лицензии tomorrow.type.today
Пакетные лицензии tomorrow.type.today

Есть еще одна уникальная штука — это шрифты Студии Лебедева. Студия единственные в стране позволяют покупать не бессрочную лицензию навсегда, а годовую. То есть если надо сделать макет и ты знаешь, что можешь сделать это быстро, ты можешь купить годовую лицензию, она будет стоить заметно дешевле.

Шрифт «Горизонт». 3000₽ — разница в цене за одно начертание между годовой и бессрочной лицензиями

Чаще всего лицензии продаются по начертаниям или за пакет начертаний. То есть можно купить только Regular и Medium и потратить на это совершенно небольшие деньги. Приведу пример. Есть дизайн интернет-магазина. Предполагаем, что его будут посещать не больше 15 000 уникальных посетителей в месяц. В макете используется три начертания гарнитуры Graphik — Regular, Medium, Black. Студия покупает Десктоп-лицензию на три компьютера: для дизайнера и двух программистов. Итого: 11 340₽. При этом студия обязана предупредить клиента, что он должен купить веб-лицензию. В данном случае тоже на 11 340₽. Не баснословные деньги. Но это очень важная штука.

Привожу примеры на шрифтах и лицензиях type.today, потому что люблю их

Откровенно говоря, я не понимаю, как студии проверяют выполнение лицензий покупателями. Веб-лицензию, вроде, можно проверить потому, что домен сайта указываешь при покупке. Но как можно проверить десктоп-лицензии, не очень понятно.

Все сложно!

Веб-лицензия зависит от количества посетителей сайта в месяц. Если на сайт заходит 15 000 человек в месяц, — это одна цена. Если заходит 100 000 в месяц, — другая. Если у вас лицензия на посещение до 15 000 посетителей, а сайт начало вдруг посещать 16 000 человек, то, по идее, нужно покупать более дорогую лицензию.Все сложно!Крупным компаниям не всегда выгодно покупать лицензии. Например, если сайт в месяц посещают десятки миллионов посетителей, то стоимость лицензии на шрифты может вырасти до десятков тысяч долларов. В этом случае дешевле заказать себе разработку шрифта. И многие так и делают. Например, Кинопоиск использует версию Graphik, специально разработанную для них. Lamoda использует версию шрифта CoFo Sans, разработанную студией Contrast Foundry. Они заказывают доработку уже работающего известного шрифта под свои конкретные нужды. Не все готовы заказывать разработку нового шрифта. Потому что есть готовый шрифт, который ты можешь протестировать, и ты понимаешь, как он работает. А новый шрифт неизвестно как будет себя вести и работать. Поэтому дорабатываются готовые шрифты.

Чтобы лучше разобраться в лицензировании шрифтов, прочитайте вот эти три статьи:

Право на шрифт. Журнал «Шрифт»

Как зарабатывать на разработке шрифтов

Дальше — история про то, как студии зарабатывают на шрифтах. Многие брендинговые студии под свои проекты рисуют конкретные шрифты. Либо используют в проектах шрифты, нарисованные под себя. Студия Лебедева во всех своих проектах использует шрифты, которые они рисуют под себя. Не заморачиваются с покупкой лицензий и всего прочего. Делали проект с билетами для РЖД, использовали два шрифта, которые они нарисовали сами — Вагон и Горизонт. Я не знаю, но думаю, здесь какие-то упрощенные варианты лицензии для клиента.

Провели лекцию про шрифты

Большие брендинговые компании рисуют шрифты под бренды, потому что шрифт — очень сильный канал коммуникации. С брендингом проблемы начинаются с переходом в цифровую сферу, потому что цифровой брендинг устроен гораздо сложнее. Тут по-другому устроены точки контакта клиента с их пользователями. Еще есть куча внутренних брендов, подбрендов, которые очень сложно замешать в одну систему. Например, есть Яндекс, у которого куча своих внутренних продуктов, у которых по-разному выстроена коммуникация и которые не объединишь каким-то одним ходом в логотипе и цветах, потому что они все разные. И у них очень хорошо сработал единый корпоративный шрифт Яндекс Санс. Яндекс, Гугл, Эппл сильно узнаваемы за счет своей типографики. Для студий, которые рисуют шрифты, это огромный пласт заработка. Большинство из них зарабатывают деньги, рисуя корпоративные шрифты. Например, недавно вышли ребрендинг МТС, Тинькофф с новыми шрифтами. Еще был класснючий Союзмультфильм.

bangbangeducation.ru Разговор Ильи Рудермана и Алишера Хасанова о том, как зарабатывать деньги на шрифтах.

Союзмультфильм — пример бренда с уникальной типографикой. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fony.ru%2Fsoyuzmult&postId=113574" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">О проекте</a>
Союзмультфильм — пример бренда с уникальной типографикой. О проекте
​Обстановка в студии пока я говорю ртом
​Обстановка в студии пока я говорю ртом

Как я съездил на курс Playtype

Теперь про то, как я ездил учиться в Кампус. Кампус — это элемент образовательной системы Designworkout, которую создал Дима Барбанель и его Мастерская. В этой системе несколько продуктов. Онлайн — тренировки в телеграме. Оффлайн — интенсивы по выходным. Кампус — недельные интенсивы. Открытая мастерская — это типа видеокурсов. Есть Художка для детей. Эра — собирают группы, ездят по зарубежным городам, изучают историю искусства. Есть Kiosk.Works — это магазин шрифтов, которые сделаны на курсе Playtype.

Курс шрифтовых практик Playtype. Куратор — Вова Коломейцев.

Кампус был построен при поддержке Яндекса. Он во дворе у Димы. Он трехэтажный, полностью автономный, там есть кухня, душ, спальня, рабочее пространство — все есть. Кайф обучения в Кампусе в том, что ты пять суток находишься в компании самых крутых чуваков, которые заинтересованы, которые делают крутые штуки. Мы работали по 16 часов пять дней. Каждый делал свой проект, но мог подойти, посмотреть, обсудить, что делают другие. В Кампусе очень много литературы, полки с книгами, которые можно читать, смотреть. Обязательно есть куратор — Вова Коломейцев — типограф и куратор курса, он делает шрифты для Мастерской Димы Барбанеля.

​Кампус — трехэтажное здание справа
​Кампус — трехэтажное здание справа

Обстановка в Кампусе. Фото: Антон Городецкий

Суть метода как мы делали шрифты. Есть принцип модульных линеек, который придумал Вова (Вовка придумал сам, но принцип используется давно и много кем). Берется линейка, которая собрана из абстрактных компонентов, более-менее однородных по образу и пластике. С помощью только этих элементов можно собирать буквы. Это модульные шрифты. Сила в том, что это делается очень быстро, сильно не заморачиваешься над пластикой какого-то одного элемента, а сразу работаешь над образом всего шрифта. Полную кассу модульного шрифта мы делали за два дня. Это значит полная базовая латиница, полная базовая кириллица — все строчные и прописные плюс какая-то мелочь. Порядка 100-120 глифов за два дня. Сначала все это быстро, часа за полтора, делаешь в эскизе, поиске какого-то образа в 10 знаках. Потом переводишь в цифру, печатаешь и проверяешь, как это все работает.

Вторая часть — делали два дня шрифт по донору. Большинство ребят, которые делают шрифты, не придумывают их из головы, они берут какой-то исторический образ, либо берут какой-то леттеринг, например, в логотипе, цепляются за какие-то символы, и из этого уже вырастает весь шрифт. Нужно было взять шрифт-донор, какие-то исторические референсы и из этого построить кассу. Я взял часы моего друга, мне очень понравились цифры. Особенность цифр в часах в том, что они должны быть максимально ясной, открытой формы. Чаще всего встречается четверка с какой-то полкой большой для того, чтобы все было максимально читаемым в мелком кегле. Родня этому — карты, в которых в мелком кегле нужно добиться ясной читаемости. Я из этого и исходил. Я сначала отрисовал цифры и на основе цифр начал собирать кассу. Обычно делается наоборот: сначала буквы, потом цифры. Подход от цифр к буквам привел к тому, что цифры в финале уже не такие, то есть я их перерисовывал потом.

В конце это все складывается в плакаты, фотографии — кто и через что хочет выразить применение своего шрифта. Зин — книжка, что-то типа выпускной работы, сборник того, что ты сделал на курсе.

Крутые штуки от ребят. Еще больше — в телеграм-канале Play Faces Typefoundry

Еще в качестве фана сделали футболки с нашими буквами. Каждый выбрал по букве, чтобы вместе они составили слово Playtype.

​Делали шелкографией, за что спасибо <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fleindustrial.ru%2F&postId=113574" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Мастерской Ле</a>
​Делали шелкографией, за что спасибо Мастерской Ле
Кря!​
Кря!​
99
3 комментария

Лицензия должна быть и у дизайнера и у клиента... Почему-то всегда казалось, что знаю про шрифты всё.) Ан нет.
Ну что ж, статья оказалась полезной, спасибо.

2
Ответить

Когда делал бренд для компании, дизайнер разрабатывала шрифт самостоятельно.

1
Ответить

Кажется, что это единственный правильный путь попасть в образ и бренд компании — делать кастомную типографику, а не искать и покупать шрифты, которые делаются для суперширокого круга задач и которые кроме тебя еще и другие компании используют. 

Ответить