Три составляющих бизнес-мышления

Мой опыт создания и развития бизнесов с нуля составляет более 15 лет. Первую компанию «Русский технологический клуб», которая сейчас занимается аудитом технологических инвестиционных проектов, я открыл вместе с однокурсниками еще во время учебы в Финансовой академии. Затем был запуск еще нескольких успешных компаний, суммарная выручка которых превышает 200 млн долларов. А в 2016 году вместе с партнером Максимом Некрыловым мы основали финтех-платформу Mandarin, которая позволяет предпринимателям вести онлайн-бизнес в России и за ее пределами. На основе своего опыта я создал формулу предпринимательского мышления, которая приводит к успеху в бизнесе. Она включает три составляющие.

Фото: Pinterest
Фото: Pinterest

ГОТОВНОСТЬ БРАТЬ НА СЕБЯ РИСКИ

Предприниматели отличаются от наемных сотрудников тем, что готовы брать на себя более высокие риски. Чтобы создать и успешно развивать свое дело, необходимо вложить большое количество ресурсов, причем не только финансовых. Бизнесмен инвестирует свое время, силы, знания и опыт. При этом никогда нет гарантии, что проект будет успешным на рынке и вложения окупятся.

Бизнес также зависим от внешних обстоятельств. В первую очередь, речь идет о таких непредвиденных событиях, как эпидемии, резкие колебания курсов валют, изменения трендов рынка и других. Столкнувшись с этими вызовами, предприниматель может в лучшем случае не получить прибыль, а в худшем — потерять компанию, свое имущество и сбережения.

Однако чем более высокие риски берет на себя человек, тем больше денег он может заработать. Приведу такой пример. Бухгалтер работает на кондитерской фабрике более 10 лет. У него есть невысокий, но стабильный доход. Он неплохо обеспечен, но никогда не станет миллионером, потому что выбрал низкий уровень риска.

В то же время у главного бухгалтера госкорпорации риски во много раз выше. Он входит в состав руководства и ежедневно принимает десятки важных решений. Его зарплата значительно больше, чем у бухгалтера с кондитерской фабрики.

Первая составляющая бизнес-мышления — это готовность принять высокий уровень риска. Предпринимателю нужно поставить перед собой амбициозные цели, почувствовать энергию будущего успеха, преодолеть свой страх, идти вперед и воплощать задуманное в жизнь

Важно сказать и о том, что масштаб успеха во многом определяется масштабом риска. Так, если бизнесмен решил построить гостиницу в одном из курортных городов, риск есть, но он небольшой. При этом потенциальный успех тоже ограничен. А если предприниматель решил занять свободную нишу в России и возвести сеть отелей, риск кратно возрастает. Эта задача нетривиальная, нет примеров реализованных проектов и очевидных рецептов достижения успеха. Но тот, кто решится реализовать такой проект первым, сможет получить очень большую прибыль.

ГОТОВНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ

На старте любого проекта предприниматель должен понимать, что самое важное в бизнесе — это действие. Когда создаются новые компании, часто можно увидеть, как команды проводят мозговые штурмы, составляют бизнес-планы и другие документы, анализируют рынок с помощью разных методов.

Они тратят значительные средства на подготовку к старту, но так и не начинают искать клиентов, проводить презентации продукта или услуги, совершать первые продажи. В этом случае бизнесмены берут на себя риски, проходят через трудности, но так и не начинают действовать по-настоящему.

Скорее всего, это продиктовано страхом. Начинающий предприниматель постоянно откладывает реальное общение с клиентами под предлогом того, что нужно составить еще одну таблицу или доработать бизнес-модель. Решать подобные задачи, сохраняя позитивный настрой, можно довольно долго. Однако в результате такой проект окажется провальным.

В сфере IT часто случается так, что команда стартапа долго создает продукт. Разработчики его доделывают и переделывают, тратят на это значительное время и пропускают момент, когда нужно выходить на рынок

Потом оказывается, что их опередили конкуренты, которые создали неидеальный продукт, но активно продают его клиентам. Все недостатки, выявленные в процессе его использования, они оперативно устраняют.

Самое важное в бизнесе — это продажи. Предприниматель должен как можно скорее получить первые оплаты за продукт или услугу. Поэтому особое внимание необходимо уделять формированию сильной команды менеджеров по продажам.

ГОТОВНОСТЬ ТЕРПЕТЬ

Я считаю, что успех — это статистическая категория. Успешных предпринимателей от неуспешных отличает умение терпеть. Делая первые шаги в бизнесе, человек должен быть готов к тому, что с первого раза может ничего не получиться. И со второго тоже. Возможно, придется протестировать несколько идей в разных нишах до того момента, пока какая-то из них «выстрелит».

Если начинающий бизнесмен спокойно принимает неудачи и продолжает идти к своей цели, ему может «а-ля повезти». Однако если он рассчитывает на быстрый результат, его ждет разочарование.

Из трех составляющих бизнес-мышления, которые я назвал, готовность терпеть встречается реже всего. Предприниматели ставят перед собой амбициозные цели, много работают, но когда что-то не получается, быстро сдаются. Хотя на самом деле поначалу не получается почти у 100% бизнесменов

В связи с этим меня удивляет, когда люди, которые добились впечатляющих результатов, говорят, что им просто повезло. Да, такие случаи бывают, но это редкость. Обычно за красивым фасадом, который создается для публики, случаются те же проблемы, стрессы, преодоление трудностей «через не могу». Этот опыт проживают 99% предпринимателей.

Не так давно я встречался с известным бизнесменом, основателем Mail.ru Group Дмитрием Гришиным и спросил его: «Вы спринтер или марафонец?». Он ответил, что однозначно считает себя марафонцем, а его команда смогла добиться многого именно потому, что терпела больше, чем другие.

У всех предпринимателей бывают неудачи, все совершают ошибки, испытывают недостаток финансовых, человеческих и других ресурсов. Успешных бизнесменов от неуспешных отличает готовность терпеть. Те, кто смело преодолевает все препятствия, обязательно дождутся своего звездного часа.

Ранее материал был опубликован на портале «Анатомия бизнеса».

Узнайте больше о финтех-платформе Mandarin в нашем Telegram-канале.

88
9 комментариев

мде... 15 лет это настоящий путь, есть что вспомнить

3
Ответить

Хадижат, добрый день! Все самое интересное еще впереди)

Ответить

согласен- тут дело не в отсутствие навыков или даже возможностей ,а именно в страхе ответственности и высоких рисков

2
Ответить

Юрий, добрый день! Важно преодолеть этот страх

Ответить

Да, про готовность действовать - это точно. Пока не двигаешься, не знаешь, получится или нет

2
Ответить

Маргарита, добрый день! Предприниматель должен быть немного безрассудным. Думать, конечно, нужно, но не слишком долго)

Ответить

Правильно, мало родиться бизнесменом надо им еще стать!

1
Ответить