Есть два стула: сходства и различия подхода Павла Дурова к созданию ВК и Телеграма

Предприниматель, который не идёт на поводу у политических деятелей, не покупает недвижимость, да ещё и редко появляется на публике, вызывает немалый интерес! Павел Дуров — заметная личность в бизнес-среде. Мы в Хайсе — банке для ИП — посмотрели его последнее и единственное за последние семь лет интервью и решили проанализировать, как бизнесмен подошёл к созданию своих двух детищ — ВК и Телеграма.

Есть два стула: сходства и различия подхода Павла Дурова к созданию ВК и Телеграма

ВКонтакте

Когда Павел Дуров создал ВКонтакте, ему едва ли исполнилось 22 года: и как истинный предприниматель, начал он с того, что как швец, жнец и на дуде игрец, он всё делал сам. Писал код, придумывал дизайн, отвечал на сообщения в поддержке — и многое другое. Единственный, кого он привлёк почти сразу — его брат Николай, вместе с которым они и запустили социальную сеть на широкую аудиторию в 2006 году.

Подход

Основной идеей, лежащей в основе ВКонтакте, было создание удобной и доступной платформы для общения, обмена информацией и контентом. Павел Дуров внедрил ряд инноваций, которые впоследствии стали характерными чертами ВКонтакте: удобный интерфейс, возможность создания сообществ и групп, широкие возможности для отправки медиафайлов, сообщения на «стенах» — общедоступных полях для обмена текстовыми сообщениями и рисунками в каждом профиле.

Несмотря на копирование западной социальной сети, ВК обладала рядом своих инновационных функций: от «граффити», которые пользователи могли рисовать при помощи мышки прямо в интерфейсе соцсети, до статусов семейного положения. Многие вспомнят многозначительное «Всё сложно»…

Ценности

Одним из ключевых принципов Павла Дурова при создании ВКонтакте было обеспечить простоту и удобство использования платформы — и это отличало её и от американского собрата, чей интерфейс не был таким удобным с точки зрения пользовательского опыта: там была определённая функциональность, но дизайн уходил даже не на второй, а на третий план. Дуров же стремился сделать социальную сеть максимально доступной и понятной для всех пользователей. ВКонтакте также была ориентирована на обеспечение безопасности и конфиденциальности данных пользователей, что стало важным фактором её популярности — но привело к уходу самого Дурова из проекта.

Инвесторы

С самого начала у ВК были инвесторы: так, первым инвестором проекта стал одноклассник Дурова Вячеслав Мирилашвили. И уже по состоянию на 2007 году Дурову принадлежало только 20 % ВК.

Аудитория

За время существования ВК ежемесячная аудитория соцсети выросла до 100 млн. пользователей.

Сотрудники

По данным на 2023 год, в ВК работало 11 677 человек.

Что стало с участием Дурова в проекте

Соцсеть поддерживала свободу слова и свободу собраний, но столкнулась с недовольством властей, как рассказал Павел в интервью Такеру Карлсону. Павлу пришлось продать долю в компании, уйти с поста исполнительного директора и покинуть страну. Павел вложился в создание уникальной российской социальной сети, но оставил свое детище ради того, чтобы не предавать свои ценности.

Телеграм

Идея создания Телеграма пришла Павлу в голову, когда он понял, что нет безопасного способа общаться. Он решил создать хорошо зашифрованный мессенджер. В 2013 году Павел Дуров запустил Телеграм, который стал альтернативой существующим на тот момент платформам для обмена сообщениями между пользователями.

Подход

Ключевая особенность Телеграма заключалась в создании безопасного и защищенного от прослушивания мессенджера с шифрованием данных и конфиденциальным обменом сообщениями. Брат Павла создал стандарты шифрования, которые используются и по сей день, а сам Дуров занимался пользовательским интерфейсом. В отличие от других мессенджеров, Телеграм — простой и интуитивно понятный, кроме того, он обладает широкими возможностями для обмена медиафайлами и документами: от привычных картинок и аудио до возможности проводить прямые эфиры или записывать минутные видео в кружочках (мы, кстати, в телеграм-канале Хайса используем их для рубрики «#Минутанаинсайт»).

Удивительный факт, что Телеграм никогда не пытался привлечь пользователей рекламой: на неё не было потрачено ни копейки. Проект с самого начала развивался самостоятельно, набрав внушительную базу пользователей.

Аудитория

На 2024 год мессенджером пользуются 900 млн. пользователей, а к концу этого года компания надеется перешагнуть отметку в миллиард.

Ценности

Одной из ключевых философских идей Павла Дурова при создании Телеграма была защита персональных данных и конфиденциальности пользователей. Система шифрования гарантирует полную безопасность переписки, что сразу же стало ключевым преимуществом мессенджера перед конкурентами.

Цель Телеграма — оставаться независимым мессенджером, поддерживающим свободу слова. В интервью Такеру Павел упомянул, что Телеграм не раз пытались начать контролировать — в том числе и американские спецслужбы, которые хотели получить доступ к мессенджеру ради слежки за пользователями, но безуспешно. Идея свободы слова и тайны переписки для Павла очень важна.

Инвесторы

100 % Телеграм принадлежит Павлу Дурову. Проект финансируется им самим в объёме порядка 13 миллионов долларов США ежегодно. Для внедрения некоторых возможностей, например, блокчейн-платформы Telegram Open Network, конечно, сторонние инвесторы привлекались, но при этом владение компанией всегда было и остаётся исключительно в руках Дурова, и только он влияет на принятие каких бы то ни было решений.

Сотрудники

При всей популярности мессенджера, на Телеграм работает небольшая команда, состоящая всего из 30 человек, по словам Дурова. Однако, Павел гордится тем, что его программисты — лучшие из лучших.

Что стало с участием Дурова в проекте

Павел остаётся единственным владельцем Телеграма и планирует продолжать развивать свой продукт и дальше: в мессенджере регулярно появляются новые функции, позволяющие платформе мотивировать многомиллионную, почти миллиардную, аудиторию в первую очередь использовать Телеграм и не испытывать необходимости в других социальных сетях.

Павел продолжает придерживаться своих ценностей и старается сохранить продукт свободным от предрассудков, с равными для всех правилами, потому что, по его мнению, это позволит ему создать лучший мир и приведёт к прогрессу.

В общем, что бы Павел Дуров ни создавал, его платформы имеют ряд общих черт: в первую очередь он ратует за конфиденциальность, безопасность, свободу и удобство. И правильность его подхода подтверждается огромным числом пользователей каждой. Есть и отличия — в отношении к необходимости сторонних инвестиций, управлении, количестве сотрудников. Но главное, что глобально подход один — и Дуров остаётся верным как ему, так и своим ценностям. Даже если необходимость придерживаться того, во что он верит, ведёт к потере контроля над некогда созданным продуктом.

Нам близки ценности Павла: мы в Хайсе — банке для ИП — тоже верим в свободу, безопасность, сдержанность и скромность, и в то, что важнее создавать что-то, что будет решать задачу многих и помогать людям, а не просто способствовать обогащению создателей. Если и вы разделяете такой подход — будем рады увидеть вас в числе наших клиентов!

22
14 комментариев

Название статьи зацепило)) Было интересно почитать, я многое не знала)

Ответить

Нас тоже впечатлили некоторые вещи: например, размер команды, создающей продукт для миллиарда пользователей по всему миру! Мощные ребята :)

Ответить

Теперь интересно, как быстро с Телеграма еще люди куда-то перейдут, как с ВК было

Ответить

Увидим, мир не стоит на месте :) Может, куда-то перейдут, а может, Дурову удастся вовремя считывать запросы и потребности аудитории и быстро реализовывать новые функции, улучшая продукт раз за разом!

Ответить

не знаю как вам, а мне телега кажется уникальным продуктом. Есть ощущение, что не было еще такой соц сети, которая настолько бы объединяла всех

Ответить

И правда, уникальный! ВК тоже объединяла в своё время, да и сейчас аудитория там масштабная. Но факт, что телеграмом пользоваться удобнее, как минимум, для общения и чтения новостей.

Ответить

На самом деле, видно как Павел спрогрессировал. От копии до полноценного собственного продукта, который (возможно) лучший в мире на сейчас.

Ответить