«Арендодатель сказал, что коронавируса нет»: как российский малый и средний бизнес переживает пандемию и падение рубля

Материалы дорожают, помещения простаивают, а новых клиентов практически нет.

«Арендодатель сказал, что коронавируса нет»: как российский малый и средний бизнес переживает пандемию и падение рубля

Российский бизнес ощутил на себе последствия борьбы с коронавирусом Covid-19. По решению правительства по всей России закрываются кинотеатры, ночные клубы и другие развлекательные заведения. В Москве и Санкт-Петербурге закрыты фитнес-центры и бассейны, отменены все массовые мероприятия.

На фоне роста курса доллара карантин стал ещё одним испытанием для офлайн-бизнеса — клиенты не посещают заведения и отменяют заказы, выручка проседает, и платить зарплаты сотрудникам и аренду становится трудно.

Власти принимают меры для помощи малому и среднему бизнесу, но предприниматели не уверены, что это поможет пережить кризис. Так, трёхмесячная отсрочка арендной платы распространяется лишь на тех, кто снимал помещения у государственных или городских властей.

Предприниматели из разных городов рассказали vc.ru о том, как на них повлияли пандемия и падение рубля, что они собираются делать для сохранения бизнеса и рассчитывают ли на помощь государства.

Тахир Холикбердиев

Владелец ресторанов «Скотина», «Южане», Peqlo Asian Barbecue и других

Что собирается делать: урезать расходы, уменьшать количество смен сотрудников.

Как и практически все в нашей отрасли, за последнюю неделю мы ощутили резкое падение числа гостей и выручки. В моих проектах в Краснодаре она снизилась на 50%, хотя там эпидемия не началась и, я надеюсь, не начнётся.

В Москве падение — около 70%. В понедельник мы закрыли заведение Peqlo Asian Barbecue, пока на две недели. Конкретно в этом случае выгоднее было законсервировать проект, чем продолжать генерировать минус.

Мы максимально сократили текущие издержки и отказались от любых дополнительных расходов. Например, часть сотрудников отправили в отпуск, который у них давно накопился, части уменьшили количество смен, срезали расходы на маркетинг, закупки и так далее.

У нас сейчас стираются границы между шефом и простым поваром, менеджером и официантом — все работают за всех для снижения трат. При необходимости я сам готов выходить в поварскую смену.

Есть такое обывательское мнение, что наш бизнес спасёт доставка. Я уже устал от этого совета в последние дни и готов объяснить, почему он ошибочен.

Во-первых, не каждое ресторанное меню подойдёт для доставки — для неё хороши пицца, роллы, рис и лапша в коробочках. А мои проекты базируются на еде, которую сложно доставить без потери качества — например, на стейках.

Во-вторых, когда ты работаешь с агрегаторами вроде «Яндекс.Еды», то отдаёшь им около 30% комиссии. Ещё столько же составляет себестоимость еды, упаковка и прочее — от выручки остаётся не больше трети. Вряд ли такой расклад спасёт бизнес, правда? Если же создавать свою доставку, то для этого нужны и серьёзные вложения, и много времени. Мы говорим, конечно, об эффективной доставке, которая приносит по-настоящему серьёзный доход.

Я не думаю, что от государства будет хоть какая-то помощь. Более того, мы сейчас в странном положении — рестораны не закрывают, как фитнес-клубы или кинотеатры, но и не говорят, что у нас безопасно.

В результате мы работаем ради пустых залов. Давайте уже конкретно — или правительство официально говорит, что мы закрываемся, или мы работаем и ходить к нам можно, поскольку мы соблюдаем все требования безопасности.

Аня Григорян

Соосновательница производства мебели и предметов интерьера «Сканди Соул»

Что собирается делать: подавать заявку на субсидии, оптимизировать закупки, запускать и продвигать сайт и соцсети, выходить на маркетплейсы.

У нас уже около года работает столярная мастерская в Москве. Производим мебель, предметы интерьера и заготовки для DIY. Сооснователей трое, ещё четверо сотрудников.

Мы хотели запросить субсидии для МСП у правительства Москвы на продвижение сайта и сертификацию детской мебели. Я начала изучать документацию ещё в феврале. И как гром среди ясного неба, появились первые заразившиеся коронавирусом в Москве.

Стало понятно, что всё серьёзно. Особенно когда клиенты стали звонить и отменять заказы, а кто-то начал требовать возврат аванса, потому что форс-мажор. В общей сложности заказов отменилось на 300 тысяч рублей, а новых заказов или даже входящих звонков нет.

Обычно в это время начинается сезон ресторанов и кафе. Они начинают отстраивать летние веранды, открываются новые заведения. Но пока тишина. Видимо, у них тоже начались проблемы.

Добило падение рубля. У нас вся фурнитура из Италии или Китая, расходные материалы — частично иностранного производства.

По древесине цены ещё не поднялись — она отечественная. Однако нефть тоже добывают в России, и когда пять лет назад цена на неё упала, то на бензин цены подскочили почти на 80%. Конечно, было бы отлично, если бы сырьё для внутреннего рынка было на льготных условиях.

После шока мы пытаемся сориентироваться, предпринять меры. Понятное дело, что эпидемия рано или поздно пройдёт и всё потихоньку встанет на свои места. Главное, чтобы все остались живы: и люди, и бизнес.

А сейчас нужно предпринимать меры по спасению:

  • Прежде всего пытаемся договориться арендодателем, чтобы он дал нам арендные каникулы и в ближайшее время он не поднимал цены, так как об этом уже заговорили.
  • Будем подавать заявку на субсидии, но не факт, что получим.
  • За время отсутствия заказов добьём сайт и соцсети, попробуем всё-таки провести фотосессию и начать продвигаться. Это, кстати, недёшево стоит для нас.
  • Попробуем оптимизировать закупки.
  • Продумаем линейку мебели малой формы, где низкая цена никак не отразится на качестве.
  • Будем стараться не брать кредиты — проценты сожрут всю прибыль.
  • Если получится добиться субсидии, сразу же сертифицируем детскую мебель и начнём производство.
  • После всего этого кошмара направим усилия на маркетплейсы «Беру», Wildberries, Ozon и другие. Продвижение на них тоже затратно, поэтому было бы неплохо получить и здесь поддержку для МСП.

Будем стараться выжить, но помощь всё равно нужна.

Дарья Зарыковская

Владелица бренда авторской сувенирной продукции «Мам, купи!»

Что собирается делать: закрывать московский магазин, урезать расходы, продавать более бюджетную продукцию.

Мы занимаемся производством и продажей авторской сувенирной продукции и одежды, у нас есть розничный магазин в Москве и ещё один розничный магазин, офис и производство в Петербурге.

В офлайн-магазинах примерно в десять раз снизилось количество покупателей из-за того, что многие выполняют рекомендации по самоизоляции. К тому же соразмерно курсу повысилась себестоимость продукции, и я жду, что следом упадет покупательная способность из-за массовых неоплачиваемых отпусков, банкротств и сокращений.

«Арендодатель сказал, что коронавируса нет»: как российский малый и средний бизнес переживает пандемию и падение рубля

Сейчас мы пытаемся закрыть московский магазин, но арендодатель совсем не идёт нам навстречу и отказывается нас отпустить. Договор у нас кабальный и не предполагает расторжение в одностороннем порядке, но мы ещё в стадии переговоров.

А обстоятельства непреодолимой силы не освобождают от обязательств по договору. Они освобождают только от ответственности, и то нужно будет доказать в суде, что мы просрочили оплату из-за пандемии, а потом всё равно уплатить аренду.

Также урезали все возможные расходы, переключились на более простые в производстве вещи, устроили распродажу и акцию в онлайне.

Сократили количество смен продавцам в розничных магазинах в два раза. Хоть это и было тяжело, вынужденно попрощались с сотрудниками, которых нанимали для расширения производства. Сократили уборщиц в офисе и магазинах, отказались от сладостей и безлактозного молока, заменили дорогую упаковку и расходники на более дешёвые.

Все эти меры дали нам грустных сотрудников офиса и не очень весёлых покупателей, но зато мы сохранили рабочие места большинству людей.

Пока, в общем, стараемся меньше тратить и больше зарабатывать, но кажется, что придётся менять вектор бизнеса в целом. Например, переходить на более бюджетные линейки.

Никаких льгот государство нам не предоставило. Они даже не ввели кредитные каникулы, о чём речь? Государству плевать на нас, мы предоставлены сами себе.

Евгений Пасечников

Совладелец производства фотокниг ручной работы SugarBook

Что собирается делать: 

переходить на более дешёвые материалы, увеличивать варианты бюджетных товаров.

Мы находимся в Хабаровске, но отправляем фотокниги по всему миру.

Эко-кожу, переплётный картон и другие материалы для книг мы заказываем из других стран: Китай, Италия, Нидерланды и Индонезия. Из-за вируса закрыли границы, вырос курс доллара, материалы резко подорожали и стали дефицитными. Оценить убытки пока тяжело, но это примерно 500–800 тысяч рублей в месяц.

Нам приходится работать с остатками, звонить по разным поставщикам, чтобы узнать, у кого и что есть. Меняем цены, так как конкуренты подняли их минимум на 10%. Несмотря на то, что сейчас идёт сезон выпускных фотокниг, спрос падает.

Придётся искать материалы подешевле, что отразится на качестве и репутации. Возможно, придётся заморозить премиальные продукты и увеличить ассортимент дешёвых.

Про льготы и помощь мы, увы, не осведомлены. Хотелось бы этим воспользоваться — в первую очередь нужно закрывать вопросы заработной платы и аренды.

Одна из фотокниг sugarbook.ru​
Одна из фотокниг sugarbook.ru​

Софья Казанцева

Владелица центра изучения иностранных языков Queen Academy

Что собирается делать: переводить обучение в онлайн.

Мой бизнес находится в Красногорске в Московской области. Сейчас все занятия в центре я веду сама — из-за вируса всех детишек перевели на домашний карантин. Некоторые взрослые тоже перестали заниматься — в условиях риска им не до учёбы.

Тем не менее работать мы не перестали: если люди отказываются приходить лично, то стараемся переводить занятия в онлайн. Благо, это тоже удобно и безопасно. Но в таком случае простаивает помещение.

Сложно подсчитать убытки именно из-за Covid-19. Думаю, ежемесячная выручка упала примерно на 60%.

Аренду за прошлый месяц мы закрыли с большим трудом. Арендодатель не пошёл ни на малейшие уступки. Наоборот, сообщил, что коронавируса нет и не надо строить иллюзий.

Получить какие-либо льготы от государства возможности у нас нет. Только при полном карантине, если его введут, как в странах ЕС, можно будет надеяться на официальную отсрочку уплаты налогов, кредитов и арендных плат.

Иван Никифоров

Сооснователь бренда косметики ручной работы «Спектр Цвета»

Что собирается делать: уменьшать расходы и проводить акции.

У нас микробизнес, если не меньше. Делаем косметику ручной работы. Производство находится в Ростове-на-Дону.

Для закупки качественного сырья и техники мы взяли кредитов больше, чем на миллион рублей. Компания очень маленькая, всего пять человек.

Наша прибыль стала снижаться ещё в декабре. Уже тогда люди писали, что отказываются от заказов — например, потому что тяжёлая ситуация с деньгами. Многим почему-то стали задерживать зарплату. Мы думали, что виной всему Новый год, но это продолжилось и после него.

В марте ситуация достигла апогея: выручка упала на 50% и продолжает падать из-за вируса и курса рубля. Клиенты и сотрудники в тяжёлом нервном перенапряжении, из-за этого чаще стали возникать недопонимания и конфликтные ситуации.

Мы рассказываем людям о профилактике заболевания, делимся советами, общаемся, пытаемся поднять подписчикам в Instagram и «ВКонтакте» настроение.

Также решили каждый день делать акции, чтобы поддержать людей во время пандемии и чтобы не стать банкротами: делаем бесплатную доставку, общую скидку на весь заказ, чтобы люди докупили что-то ещё и так далее.

Мы работаем с утра до ночи, без выходных, стараемся отрегулировать все процессы, уменьшить траты, но пока находимся буквально на грани банкротства и не знаем, что нам делать дальше.

Никаких льгот от государства мы никогда не получали, и не думаю, что получим. Было бы здорово, если бы с нас сняли обязательства платить за кредиты, но такого не случится. Уповаем на случай. Пронесёт — выживем. Не пронесёт — такова судьба. В России нет помощи ни бизнесу, ни людям.

Оттеночный бальзам «Русалочка» от «Спектра Цвета»​
Оттеночный бальзам «Русалочка» от «Спектра Цвета»​

Мирро Пуазон

Создательница комиссионного магазина «Чешуя»

Что собирается делать: работать на доставке, снижать цены и устраивать акции.

У меня магазин комиссионной одежды, обуви, аксессуаров и изделий ручной работы в Краснодаре. Принимаю на реализацию б/у-вещи в хорошем состоянии, ориентируюсь на винтаж и уникальность.

Сейчас катастрофически снизились продажи. Люди лишний раз стараются не выходить на улицу — максимум за продуктами. А вот красивая одежда вовсе не предмет первой необходимости, особенно когда сидишь дома на карантине. Сейчас я не могу собрать даже 11 тысяч рублей за аренду в марте, а на носу уже счёт за апрель.

Сейчас ввожу доставку по городу: выезд на примерку — 200 рублей, при покупке — бесплатно. Придётся снижать цены, устраивать скидочные акции вроде «три по цене двух».

Ещё буду договариваться с поставщиками об отсрочке выплат. Параллельно буду брать шабашки на тексты (я журналист по образованию).

Закрывать магазин не планирую — я много сил в него вложила и намерена спасти его во что бы то ни стало. Возможности получить какие-либо льготы или помощь от государства у меня нет.

Обновлено 26.03: редакция vc.ru поинтересовалась у героев, как они оценивают снижение ставки для компаний по страховым взносам с 30% до 15% и другие нововведения правительства.

Евгений Пасечников (SugarBook)

Что думает о снижении ставки по страховым взносам

Это капля в море. Да, нагрузка чуточку снизится, но это всё равно не перекрывает повышение цен на материалы. Тут разве что понижение НДС поможет.

Что думает о других озвученных мерах

Нужно всё считать, но, например, отсрочки — всё равно неизбежная оплата, которая накопится. А вот объявленная для всех нерабочая неделя — экономический удар по предприятиям. Надеюсь, это хотя бы поможет с пандемией.

Если невозможно работать, то арендодатели должны в этот период дать льготы — это форс мажор как никак. Это немного поможет.

В целом нужно решать ситуацию с курсом рубля — всё в первую очередь будет зависеть от него.

Софья Казанцева (Queen Academy)

Что думает о снижении ставки по страховым взносам

Нас это почти никак не затронет. У нас очень маленький штат. Даже занятия я веду сама. Если мы останемся на плаву и в будущем вырастем — тогда да. Это будет плюсом непосредственно для наёмных преподавателей.

Что думает о других озвученных мерах

Из всего, что он сказал, к нам относится только отсрочка налогов для микропредприятий и кредитные каникулы для физлиц. Звучит многообещающе. Но в ближайшее время положительного влияния этих факторов мы всё равно не почувствуем. Главное, чтобы это всё было без подводных камней, как это обычно бывает.

Иван Никифоров («Спектр Цвета»)

Что думает о снижении ставки по страховым взносам

Страховые взносы пока достаточно терпимы, по процентам расходов сейчас точно не скажу. Но гораздо больше денег уходит на аренду помещения — производственные стоят очень дорого, и их сложно найти в России. А ещё суммы за кредиты — 40 тысяч рублей в месяц уже третий год.

Что думает о других озвученных мерах

Знаете, трудно сказать, потому что неизвестно ещё, как это будет работать. По опыту жизни в России я знаю, что многих обещаний добиться потом крайне сложно. И приходится убиваться, пытаясь доказать, что у тебя правда есть права получить что-то, например, отсрочку кредитных платежей.

Я, например, брал кредиты, как частное лицо, ещё когда не было бизнеса и работы, поэтому доказать сейчас, что у меня изменились условия для оплаты будет невозможно, а под бизнес такие кредиты не попадают. И так у нас делает очень большой процент людей.

С другой стороны я считаю, что эти нововведения всё же лучше, чем ничего. Отсрочка для ИП по платежам кредитов, отсрочки страховых взносов — хоть какая-то польза. Опять же, для тех, кто ещё работает.

Однако некоторые бизнесы закрываются, только что мои знакомые сообщили всем о закрытии фитнес-центра. Полиция потребовала срочно его закрывать, а арендодатель не будет давать поблажек и требует оплаты аренды.

В случаях, когда бизнес гибнет, уже плевать и на кредиты, и на страховые взносы, потому что твоего дела и заработка просто больше не существует. В любом случае экономика рухнет и перспективы малого бизнеса в России крайне печальны.

4444
153 комментария

Я все никак не пойму. Какое-то нытье последнюю неделю от всех "бизнесов".
Сколько прошло с начала паники? Месяц от силы? Что у вас за бизнес такой, что не может продержаться в минимальной доходности месяц? Никто не думал о негативных вариантах в экономике? Нет денежной подушки на такую ситуацию? Что за бизнесы такие, которые работают тютелька-в-ноль все время, не вчера же запустились?

42
Ответить

Просто из интереса: а у вас есть свой бизнес?

66
Ответить

Да, все так. Нет денежной подушки, кредиты взяты на всех членов семьи (т.к. банки принципиально не давали потребительские кредиты собственникам бизнеса), бизнесы работают в ноль, или в минус. Если в апреле ситуация не выправится, то в моей компании 11 человек останутся без работы, а мы, Учредители, потеряем 3 года упорного труда по выходу на плановые показатели и скорее всего подадим на банкротство. Сплошные жулики, как нас обозвали на прошлой неделе!

Это не относится к тем бизнесам, что "обслуживают" бюджет и гос.корпорации. Точнее, они так думают, время покажет.

33
Ответить

Онлайн почувствует "вторую волну", когда не останется денег у людей, которые пострадали из-за оффлайна. В целом в нашей стране сложно скопить подушку и при этом хоть как-то развиваться. Копить рубли на счете вообще плохая идея, уж лучше купить товар или оборудование, сделать ремонт, протестировать новые способы рекламы и так далее.

22
Ответить

У бизнеса все деньги в обороте. Сидеть и смотреть на циферки в приложении банка никакого толка нет, когда можно купить новый станок или комп. По себе скажу: взял после нового года крупный заказ с отсрочкой платежа, вложился в материал, з/п и т.д. Но клиент сейчас тормознул все платежи и торчит мне деньги, и старые клиенты все тормознулись "до лучших времен".

21
Ответить

 Нет денежной подушки на такую ситуацию?На "такую" — это какую?

 Никто не думал о негативных вариантах в экономике?С 11-го думаем регулярно, с 14-го — постоянно ломаем голову.

 Что у вас за бизнес такой, что не может продержаться в минимальной доходности месяц?Я думаю, что немалое число российских предпринимате..., простите, жуликов, живут в режиме, сопоставимом с бедными семьями. На текущие расходы деньги есть, а вот копить возможности уже нет.

В итоге с ними происходит то же самое, как с теми семьями, когда последние превращаются из бедных в нищие — один более-менее продолжительный срыв в поступлении денег и всё. 
А нищета она именно тем и страшна, что выбраться из неё возможности чаще всего нет.

15
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить