О чем молчит бухгалтер

что вы должны были знать, но забыли спросить, а сам бухгалтер никогда об этом не расскажет

О чем молчит бухгалтер

Тема выбора своего бухгалтера сложна и неоднозначна, как любой выбор. Никто не скажет вам, как выбрать бухгалтера, чтобы точно об этом не пожалеть. И я не скажу. Но я поделюсь с вами информацией, которая не выходит за пределы бухгалтерии и почти никогда не доносится до клиента.

Это очевидные вещи, которые люди предпочитают не замечать. Или недооценивают их влияние — например, нам кажется, что доверяя какому-то профессионалу, мы получим максимально качественную услугу. И неважно, сколько мы за это заплатили: дорого или нет.

Я часто слышу мнение: все, кто рассказывают о том, что нельзя найти хорошего дешевого бухгалтера, просто набивают себе цену. Это неверное утверждение, но не из-за того, о чем вы сейчас подумали. А потому, что в реальном мире качество и цена часто вообще никак не связаны.

Почему нельзя получить качество за деньги

Бухгалтерия — это услуга. Давайте для наглядности посмотрим на медицинские услуги, с ними можно провести прекрасные аналогии.

Многие думают, что уж если ты пошел в частную клинику и заплатил денег, то тебе точно окажут качественную услугу. Намного качественнее, чем в районной поликлинике по ОМС. А на деле все зависит от врача: попадется хороший врач — ты здоров, бодр и весел, независимо от потраченной суммы. И наоборот.

В частной клинике нам улыбаются, предлагают тапочки и кофе. В районной мы чувствуем себя назойливой мухой, отвлекающей людей от работы. Совсем другие ощущения. Но суть не меняется: все зависит от врача, к которому вы попадете. Потому что если дать денег плохому врачу, хорошим он не станет.

И это основная мысль, которая понемногу начала доходить до населения: люди начали искать не клинику, а врача. С бухгалтерами все точно так же: каждый бухгалтер выбирает свой формат работы. Кто-то уходит в аутсорсинг, кто-то работает исключительно в штате, кому-то по душе фриланс. Человек делает выбор в силу своих причин, и формат работы, а соответственно и ценник, часто никак не связан с качеством услуги.

Подводные камни разных типов бухгалтерии

У нас на рынке существует несколько вариантов бухгалтерского обслуживания. Посмотрим на них с изнанки.

1. Автоматизированные сервисы

Любимый вариант начинающих предпринимателей, условно-бесплатный — это в нем и привлекает. Предприниматель открывает счет, подписывается на сервис банка, а там есть бесплатная бухгалтерия — отлично!

Но раз уж мы проводим аналогию с медициной, это как лечиться по интернету. Все симптомы красочно описаны, но вы сами принимаете решение, какую таблетку съесть, и самостоятельно разбираетесь с последствиями.

Сервисы банков — это автоматизированная система, которая изначально не про бухгалтерию. Но даже если в ней есть прикрученный модуль, бухгалтером в этом случае выступаете вы: сами себя обучаете, сами сдаете отчетность и сами несете ответственность.

Кстати, про ответственность. Не забываем, что ответственность за ведение бухгалтерского и налогового учета, за отчетность и уплату налогов лежит на руководителе предприятия. То есть, если сервис налажал, накажут вас. Никто не будет слушать, что вы доверились программе, и она вам неправильно посчитала.

Это касается вообще всех. Даже тех, кто уже вырос, заимел хорошие обороты и решил, что теперь ему нужен…

2. Штатный бухгалтер

Есть такой момент: когда мы видим бухгалтера напротив, значит, он хорошо работает. Он же здесь, под присмотром, я ему поручения даю, что-то спрашиваю. Тут я полностью согласна: сидящий рядом бухгалтер — это очень комфортная история. Что может пойти не так?

Некоторые предприниматели берут бухгалтера на работу не по уровню квалификации, а потому что она знакомая знакомой маминой подруги. Тетя Зина, классная тётка — давай-ка возьмем ее на работу. Тетя Зина может быть реально классной теткой и если повезет, то и хорошим бухгалтером. Но второе бывает редко.

Другие идут немного дальше и выбирают бухгалтера по резюме. Шепну вам по секрету: хороший бухгалтер резюме писать не умеет, оно ему не требуется.

Ладно, в общем взяли мы бухгалтера себе в штат, посадили за соседний стол, чтобы он работал под нашим чутким руководством. Вариант классный, но нанимая бухгалтера в штат, вы фактически берете себе зависимого человека. Его основной доход зависит от вас. Что он будет делать? Правильно, не создавать вам проблем.

Все, что ему нужно — получать свою заработную плату и лишний раз не трепать нервы. Желание сделать из вашей бухгалтерии конфетку закончится примерно на третьем месяце, когда бухгалтер поймет, что он сталкивается с вашим сопротивлением. Это выглядит как нежелание руководителя взять на себя часть функций: пнуть менеджера, чтобы он забрал документы, заплатить налоги по факту, а не по минималке, не делать рискованные вещи.

То есть примерно три месяца бухгалтер будет пытаться причинить вам добро, а потом поймет, что это очень нервозатратно и никак не отражается на его зарплате. Мало того, излишний энтузиазм грозит ему увольнением — так что он будет просто молча делать то, о чем вы его просите. И о качестве учета можно забыть.

Вторая неприятная штука состоит в том, что, покупая бухгалтера в штат, вы должны обеспечить его сервисами для работы. Бухгалтерская программа, ЭДО, справочно-правовые системы — он должен все это изучать, постоянно углубляться, чтобы предлагать вам что-то более современное.

У штатных бухгалтеров часто нет личной заинтересованности в обучении. Зачем ему учиться, если зарплата от этого не меняется? А сам предприниматель обычно не готов вкладываться в обучение своего бухгалтера. Я работаю на рынке аутсорса и часто нанимаю бухгалтеров, поэтому вот вам мой опыт: если бухгалтер просидел на одном месте больше пяти лет, он делает все по старинке, как было в момент, когда он туда пришёл.

Я искренне восхищаюсь предпринимателями, которые готовы вкладываться в обучение, проводить аттестацию бухгалтера, контролировать его развитие, отправлять на конференции, чтобы он там выступал. Но это скорее уровень корпораций, не малого и среднего бизнеса. В МСБ все сурово: интернет в помощь и работай, как хочешь, главное, чтобы налогов платить поменьше.

Что у нас в итоге: между требованиями законодательства и собственника, бухгалтер выбирает собственника, ибо тот платит ему зарплату. А что будет потом? Найдет другого работодателя, а этот пусть сам расхлебывает.

3. Фрилансер

Зачем человек идет во фриланс? За деньгами и свободным графиком. В отличие от штатника, у фрилансера размер дохода зависит от его трудолюбия. И начальников над ним нет — это тоже важно.

Бухгалтер-фрилансер вам не подчиняется, он ваш партнер. И вы у него не единственный, поэтому он будет уделять вам минимум времени. Фрилансерам у нас платят меньше, чем штатникам, так что они вынуждены набирать клиентов, в которых иногда тонут.

Бывают фрилансеры-подработчики, у которых есть основная работа, а вас они берут на вечер. У этих все зависит от загруженности на основной работе — если там аврал, на вас просто забьют. Или мама в декрете, у которой заболел ребенок — кем она будет заниматься, ребенком или вами?

Главное свойство бухгалтера-фрилансера — он работает на себя, а не на вас. Через эту призму он смотрит на выбор сервисов, на выбор клиентов и даже на те советы, которые он дает. Будет ли он делать что-то дополнительно, зависит от того, насколько вы для него важный клиент.

Если вы платите мало, не рассчитывайте вообще ни на что, кроме отчетности. Если же у вас несколько компаний, которые он ведет, и ваша оплата составляет значительную часть его дохода, то он будет прогибаться, делать больше, чем входит в тариф. И это потом скажется, особенно, если вы попытаетесь навесить на него лишнее: кадровый учет или юриспруденцию. Партнерские отношения хороши только когда они взаимовыгодны.

Разумеется, всегда есть исключения. Я сейчас говорю о том, с чем сталкиваюсь, когда забираю клиентов после фриланса. Например с тем, что учет велся только для отчетности. С тем, что бухгалтер вообще никак не был вовлечен в бизнес клиента и не проводил оценку рисков.

Если вы не предоставили документы, это ваша проблема, вам даже не скажут об этом, соберут отчетность из того, что есть. Главное, чтобы быстро, и у налоговой не было вопросов по формальным критериям. Но как только налоговая что-то запросила и пошла копать вглубь, то фрилансеры обычно исчезают — потому что вглубь там копать нельзя. Имейте в виду, что в случае любых сложностей, от вас без проблем откажутся — делайте, что хотите.

4. Аутсорсинговое агентство

Я еще не всех обругала? Тогда продолжу. Аутсорсинг — это лотерея, где цена и результат почти не связаны. Смотрите: нанимая бухгалтера в штат или выбирая фрилансера, вы имеете дело с человеком, который будет на вас работать. Обращаясь в аутсорсинговое агентство, вы общаетесь с руководителем, который обычно вообще не про бухгалтерию, а про маркетинг и продажи.

Классный харизматичный человек хорошо вам все рассказал — у него прекрасно развиты софтскиллы. Потому что он занимался именно ими, а не хардскиллами, прокачивать навык бухгалтерского учета ему было некогда.

Приходя в аутсорс, вы покупаете руководителя компании. Чаще всего этот человек умеет руководить компанией и делать бизнес, но есть и те, кто концентрируется на ремесле. В чем отличие?

Бизнес концентрируется на прибыли, то есть как клиент вы должны быть выгодны для этого бизнеса. В аутсорсинге, ориентированном на бизнес, бухгалтер, обслуживающий вашу компанию, получает до 40%, а лучше 30%. 60-70% остается собственнику. Иногда он вкладывает эту сумму в развитие, в обучение персонала, в покупку сервисов и автоматизацию бухгалтерии. Но в первую очередь он вкладывается в маркетинг.

Если бухгалтеры сидят на проценте, собственник говорит: вот у тебя клиенты, ты получаешь 40% от суммы и несешь полную ответственность. Моя задача привлекать клиентов, твоя задача обслуживать. Получается некий агрегатор фрилансеров под вывеской аутсорсинга, но вы об этом никогда не узнаете.

Второй тип аутсорсинга — это про ремесло, когда высокие стандарты обслуживания, вникание в бизнес клиентов, индивидуальный подход. В таких компаниях очень заморачиваются с обучением и автоматизацией, и… не развиваются. Компания существует на минимальной доходности и при длительной работе собственник выгорает.

Тогда он либо закрывает бизнес, либо переходит в категорию бутикового. Да, есть такой термин — бутиковое бухгалтерское агентство. Это когда вы действительно работаете как ремесленник, постоянно повышаете качество своих услуг, но и цена у вас выше рыночной. В этом случае ремесло с высоким качеством может выжить.

Это совершенно не массовая история: либо это какая-то ниша, либо клиенты с длинной историей взаимодействия с аутсорсинговой компанией, которые платят не столько за отчетность, сколько за порядок в бизнесе, за безопасность и возможность подключения в решении сложных ситуаций.

Получается партнерство, где сочетаются лучшие черты штатного бухгалтера и аутсорсинга. Где клиент платит именно за то, что бухгалтер всегда на страже его интересов, и это очень ценно. Почти как найти правильного врача.

Хорошая бухгалтерия — это некомфортно

Начнем с того, что такое хорошая бухгалтерия. Об этом мало кто задумывается, ибо бухгалтерия — расходная статья бюджета. Это не продажник, который чем больше продал, тем больше получил. Здесь связь не видна.

Бухгалтерия всегда про защиту, она оберегает вас от налоговых претензий и других неприятностей, а это чувствуется только по мере их прихода. Когда вы осознаете, что из-за корявой отчетности можете в одночасье потерять свой бизнес.

Бухгалтерия еще и про порядок. Если я начну рассказывать, как много денег люди теряют / не зарабатывают из-за обычного бардака, вы поседеете. Бухгалтерия оценивает ваши налоговые риски, предупреждает и даже оттаскивает за уши от опасных ситуаций.

Стоит ли оно того?

Опыт, квалификация, готовность постоянно учиться — это еще не все. Настоящий бухгалтер будет некомфортен для собственника. Хорошая бухгалтерия — это вообще очень некомфортная история.

В реальной жизни каждый квартал или минимум раз в год перед закрытием годовой отчетности бухгалтерия будет выносить мозг, чтобы собрать все документы. Они вас замучают требованиями с кем-то связаться, что-то дослать, потому что у них не сходится. Они знают, что здесь точно чего-то не хватает.

Если бухгалтерия не выносит вам мозг в конце года, у меня большой вопрос. Либо вы идеальный клиент, который предоставляет все вовремя, и вы не существуете. Либо на вас просто забили, потому что и так сойдет.

Я прекрасно понимаю, что думать об этом неудобно для клиентов, ведь хочется передать дела, дать денег и забыть. Вы передаете, вы забываете, но ровно до начала налоговой проверки. Тогда вы мигом все вспоминаете, но уже поздно, исправить ничего нельзя.

Действительно хорошая бухгалтерия требует многого и от бухгалтера и от собственника. Не получится отдать ее на откуп и полностью отстраниться. И тут все равно, как именно вы работаете: с фрилансером, штатным бухгалтером или аутсорсинговым агентством. От вас потребуются не только деньги, но и время, нервы и усилия.

Стоит ли оно того? Русский авось еще никто не отменял — у некоторых прокатывает. Я знаю предпринимателей, которые всю жизнь что-то мутят, меняют ОООшки по мере загаживания, и ничего — живут. Но нормальное развитие и рост, на мой взгляд, невозможны без порядка. А значит, надо искать своего бухгалтера, с которым вы будете стоять плечом к плечу на страже интересов бизнеса.

1313
16 комментариев

Бухгалтеров должны заменить нейросети. В какой конторе не работал, в каждой огромный штат бухгалтеров.

Ответить

И предпринимателей желательно тоже заменить нейросетями. Такое облегчение наступит с контролем у налоговой тогда 😂

1
Ответить

Да ну, мне кажется быть бухгалтером еще опаснее, чем юристом, для тебя всегда найдут местечко за #

Ответить

Главным да, а просто бухгалтер считает там зарплату или делает накладные за зарплату.

Тут дело прикол: ответственность у главного большая, просто как свой бизнес, а зарплата ограничена. И зачем? Не лучше свой открыть?

Ответить

так и в чём отсутствие комфорта в хорошей бухгалтерии?

Ответить

В том, что вы участвуете в процессе и контролируете результат.

Ответить