Описание объекта закупки: как избежать ошибок и привлечь лучших поставщиков

Описание объекта закупки – это важный этап процесса подготовки и проведения тендера. Как правильно описать свою потребность в соответствии с требованиями, установленными законодательством, как применять «правило эквивалента» без ущерба для интересов заказчика, не нарушая при этом запрет на ограничение конкуренции, – рассказывает руководитель Учебного центра ЭТП «Торги223» Антон Анисимов.

Описание объекта закупки: как избежать ошибок и привлечь лучших поставщиков

В изменениях законодательства о закупках прослеживается тенденция постепенного приведения многих положений 223-ФЗ к нормам, установленным в 44-ФЗ. В частности, осенью 2024 года ожидается принятие поправок по нацрежиму, в которых, по всей видимости, формулировки 44-ФЗ будут зеркально перенесены и в 223-ФЗ. Что касается требований к описанию объекта закупки, установленных ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ, то они и сейчас полностью идентичны положениям контрактной системы. В частности, при проведении закупки конкурентным способом (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) заказчик не может допускать ограничения конкуренции, указывая конкретных производителей или товарные знаки, либо должен использовать формулировку «или эквивалент».

Однако на практике многие заказчики этими нормами пренебрегают, и их спасает только то, что поставщики тоже часто плохо осведомлены о требованиях законодательства и возможностях обжалования нарушений, допущенных заказчиком.

В описании предмета закупки вы должны указать потребительские свойства товара, его технические, качественные и эксплуатационные характеристики. Степень детализации этого описания определяет сам заказчик исходя из своих потребностей и здравого смысла.

Если описать характеристики максимально подробно – может получиться, что им будет соответствовать только один товар единственного производителя, а это считается нарушением:

Согласно стандартной практике применения 44-ФЗ, заказчик должен составить требования к закупаемым товарам таким образом, чтобы под них подходило минимум два поставщика и минимум два товарных знака – тогда не будет претензий по ограничению конкуренции.

С другой стороны, если указать только самые минимальные требования – создается риск получения некачественного или несоответствующего товара. Поставщик, руководствуясь лишь формальными критериями, может предложить продукцию, не удовлетворяющую вашим реальным потребностям, но отклонить его предложение вы уже не сможете. Оптимальный уровень детализации требований позволит избежать подобных ситуаций.

Конкретные товарные знаки можно указывать только с сопровождением слов «или эквивалент». В отдельных случаях допускаются исключения – например, при закупке запчастей или расходных материалов для оборудования, – но чтобы избежать претензий со стороны участников закупки, необходимо обосновать данную потребность со ссылками на техническую документацию к этому оборудованию. Также указание конкретных торговых марок без сопровождения словами «или эквивалент» допускается при проведении закупки товаров, необходимых для исполнения государственных, муниципальных или международных контрактов.

В остальных случаях у заказчика часто возникает проблема: он хочет купить конкретный товар, но не может это обозначить в описании, не нарушив закон. Например – в строительстве: проект составлен с учетом конкретных материалов и оборудования, и в случае приобретения эквивалента проект потребуется переделывать, а это нереально.

В этих случаях можно использовать закупку у единственного поставщика или неконкурентные способы, предусмотренные вашим Положением о закупках. Также на практике встречается такая схема:

Заказчик хочет приобрести товар конкретной торговой марки – например, автомобиль «Форд Фокус». Он подбирает автомобиль другой торговой марки с похожими характеристиками, который так же устраивает его по всем параметрам, кроме цены, – например, «Мерседес», – и составляет описание объекта закупки таким образом, чтобы ему соответствовали только эти два автомобиля. НМЦ определяется от стоимости более дорогого автомобиля, но закупку закономерно выигрывает поставщик, предложивший «Форд Фокус», так как основным критерием оценки заявок будет цена. Более того, поставщики «Мерседесов» даже не будут пытаться участвовать в такой закупке, потому что наверняка ее проиграют. Таким образом, заказчик достигнет своей цели – приобретет необходимый ему товар и при этом не нарушит требований законодательства. Но, стоит отметить, что контрольные органы могут воспринять данную схему как попытку махинации. Если же вместо «Мерседеса» будет использован автомобиль, который и по цене близок к «Форд Фокус», то тут претензий точно не возникнет!

Часто при составлении требований к ТРУ заказчик описывает некоторые характеристики в виде приемлемого диапазона, например: «Объем двигателя от 1500 до 2000 см3». В этом случае необходимо указывать, что поставщик при подаче заявки обязан обозначить точные характеристики товара, а не просто подтвердить их соответствие заданному диапазону. Пример того, как это можно сделать:

Описание объекта закупки: как избежать ошибок и привлечь лучших поставщиков

В указанном примере поставщик в заявке обязан будет указать точный размер проема двери: 1200 мм или 1300 и т.д. Заявки, в которых будет написано «не менее 1200 мм», будут отклоняться как не соответствующие требованиям – но только в том случае, если вы такое требование указали.

Важное замечание: если вы не рассматриваете возможность приобретения товара б/у, при описании требований к объекту закупки необходимо отдельно указать, что товар должен быть новым. Если этого не сделать, то поставщики смогут предложить вам товары б/у – это не будет являться нарушением, и вы не сможете отклонить такую заявку.

Еще один важный момент: теперь в описании требований к объекту закупки вы можете указывать требования к стране происхождения. Соответствующая поправка была внесена в ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ в прошлом году для обеспечения выполнения квот по закупке товаров российского происхождения (Постановление Правительства РФ № 2013 от 20.12.2020).

В заключение хочу отметить, что все несогласия с требованиями техзадания поставщики обязаны высказать до истечения сроков подачи заявок, направив вам запрос на разъяснение или подав жалобу в ФАС. Если этого не произошло, далее претензии уже не принимаются. На практике при проведении закупок по 223-ФЗ довольно часто встречается ситуация, когда поставщик не пишет запросов на разъяснение, не подает жалоб, но подает заявку, приложив к ней протокол разногласий с условиями договора. Такие заявки можно и нужно сразу отклонять – если этот поставщик выиграет закупку, он будет настаивать на изменении условий договора, поскольку его заявка была допущена и признана соответствующей.

Еще больше полезной информации о подготовке закупки вы можете получить, посмотрев наш бесплатный вебинар по этой теме: https://youtu.be/hIn4zfjK2BE?si=_xrVaLh4JaX6fopd

33
1 комментарий

Про б/у кстати интересно

Ответить