Выбираю «удалёнку». Как сэкономить много времени и денег, работая на себя?

Личная история о специфике легализации своей удаленной работы в России, а также советы интересующимся и начинающим по открытию ИП и НПД для фрилансеров, которые возможно сэкономят вам несколько десятков тысяч рублей на налогах.

Выбираю «удалёнку». Как сэкономить много времени и денег, работая на себя?

Я уже писал статью на TJournal о специфике ведения бизнеса для фрилансеров, где рассказывал о своем опыте работы и том пути, который мне пришлось пройти, чтобы очутиться там, где я сейчас нахожусь. Но в той статье было много информации, которая практически ничем не поможет людям, которые хотят работать на себя. Поэтому я решил написать отдельную, уже про легализацию своего дохода и рассказать о своем новом опыте, потому что он несколько выбивается из общепринятого.

Бесконечные споры о преимуществах фрилансера и офисного работника почти всегда заканчиваются без победителей. Вряд ли кто-то способен дать объективную оценку этим формам ведения труда и точно сказать что лучше, а что хуже. Это очень субъективно, и в каждом конкретном случае может сложиться совершенно отличная ситуация. Эта статья больше про удаленную работу — для тех, кто подумывает перейти на нее, либо же для тех, кто уже перешел и хочет увеличить свои доходы.

Сейчас это особенно полезно, так как у многих офисных работников появился шанс показать, что на удаленке они могут работать не менее продуктивно, чем в офисе, а иногда даже более. Коронавирус меняет специфику трудовой занятости. Хочется верить, что эта ситуация поможет людям повысить уровень своего комфорта и увеличить доход, даже когда вирус отступит.

Выбираю «удалёнку». Как сэкономить много времени и денег, работая на себя?

В моем случае получилось так, что я уволился с неплохой должности дизайнера в крупной производственной компании, где я получал среднюю зарплату, двухразовое питание, хорошее рабочее место и дружный коллектив. Уволился я сразу как только понял, что на удалёнке можно зарабатывать как минимум не хуже, а на тот момент я за месяц работы на фрилансе получил доход в 5 раз превышавший мою офисную зарплату. Выбор был очевиден :)

Поработав несколько месяцев на себя, я столкнулся с новой проблемой. Чтобы ее объяснить, давайте представим ситуацию, в которой вы работаете на фрилансе уже несколько месяцев, у вас есть какое-никакое портфолио, заказчиков становится все больше и больше, работа поставлена на поток, пора повышать прайс. Но! Помимо работы вам все чаще приходят мысли в голову, что это ведь всё нелегально… Что делать?

В России на данный момент существует несколько вариантов легально работать на себя и не быть злостным нарушителем, не бояться, что банк, куда вам перечисляют деньги заказчики, сдаст вас с потрохами налоговой, счета заблокирует, а государство заставит «плотить нологи» и штраф. Самая простая и доступная форма легализации бизнеса для «удалёнщиков» — налог на профессиональный доход. Это специальный режим, который с 2020 года действует практически везде. Но есть несколько нюансов.

Выбираю «удалёнку». Как сэкономить много времени и денег, работая на себя?

Теоретически, если вы хотите просто легализовать свои доходы, вам может быть достаточно просто зарегистрироваться в приложении от Федеральной налоговой службы и подключить к нему свою любую карту. На данный момент поддерживаются карты следующих банков — Сбербанк, Альфа Банк, Ак Барс, Левобережный, Веста, КИВИ, МТС, Просто и Совкомбанк, но есть ощущение, что количество партнеров этого режима будет неуклонно расти и скоро можно будет подключить карту практически любого банка. Просто потому, что эксперимент оказался успешным и в будущем позволит вывести из тени доходы миллионов россиян, которые занимаются подработками.

Но если вы собираетесь работать не только с физическими лицами, то есть получать доход с карты на карту или наличными, то стоит задуматься об открытии расчетного счета в банке, потому что честным компаниям проще вести бухгалтерию с учетом некоторых формальностей, которые недоступны простым самозанятым. Сейчас открыть расчетный счет может только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Но, как оказалось, стать самозанятым может и ИП, что сильно увеличивает возможности привлекать для сотрудничества еще и юридических лиц, то есть работать с компаниями.

В соответствии со ст. 5, ч.4 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», любой индивидуальный предприниматель (ИП) вправе встать на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (НПД) через мобильное приложение «Мой налог» / веб-кабинет Мой налог либо через любую кредитную организацию, также участвующую в настоящем эксперименте. При этом в случае если, ИП применяет УСН, ЕСХН, ЕНВД, то в течение месяца после постановки на учет в качестве НПД он обязан направить в налоговый орган уведомление о прекращении применения указанных режимов налогообложения. ИП, применяющие патентную систему налогообложения (Патент/ПСН) вправе встать на учет в качестве НПД только после окончания действия патента, либо после уведомления им налогового органа о прекращении такой деятельности.

ФНС России

Это цитата с официального сайта для самозанятых ФНС России, на котором разъясняются подробности перехода на режим для самозанятых. Должен сказать, что на этом сайте можно найти ответ на практически любой вопрос об этом режиме. Очень удобно.

Поэтому я рекомендую сначала открыть ИП, а затем сразу же зарегистрироваться, как самозанятый через приложение. Нужно регистрироваться сразу, чтобы вам не пришел счет на оплату страховых взносов и взносов в Пенсионный фонд. С такой проблемой столкнулся я в январе 2020-го, когда обнаружил, что мой расчетный счет заблокировали по причине неуплаты взносов годовалой давности (еще до перехода на режим НПД). А я и забыл про них :) Но все разрешилось очень просто — деньги списали с расчетного счета автоматически, и я продолжил работать как ни в чем ни бывало.

Как же открыть ИП? Это тоже довольно просто сделать, но несколько сложнее, чем зарегистрироваться как самозанятый. Сначала выпишите актуальные коды ОКВЭД (виды деятельности предпринимателя) из перечня и выберите тот вид деятельности, который будет у вас основным — он может быть одним, а количество остальных кодов не ограничено. Берёте оригиналы документов (паспорт, ИНН), делаете несколько ксерокопий каждой бумажки. Приходите в налоговую по месту прописки, просите у кого-нибудь из сотрудников дать вам реквизиты этой налоговой, чтобы оплатить пошлину в банке.

Если вы прописаны у бабушки в деревне и ехать в глухомань не хочется, позвоните по официальному номеру налоговой 8-800-222-2222 и узнайте какие ИФНС обслуживают ваше кукуево. Возможно центральная налоговая в городе поблизости регистрирует ИП без необходимости ехать в село.

Затем идёте в ближайший банк, оплачиваете пошлину (в моем случае она составила всего 800 рублей), берете выписку об этом и возвращаетесь в налоговую. Тут заполняете заявление на открытие ИП, вписываете свои данные, коды ОКВЭД, все проверяете очень точно несколько раз. Если что-то не понимаете — обязательно спрашивайте у людей вокруг, у сотрудников и не стесняйтесь. Следите, чтобы все ваши данные были переписаны в точности как в документах. Если в паспорте написано «г. Москва», то так и пишите, если «гор. Москва», то пишите так. Иначе заявление примут, но откажут в открытии ИП и пошлина сгорит. Я серьёзно. Это очень тупо, но пока всё так.

Выбираю «удалёнку». Как сэкономить много времени и денег, работая на себя?

Что я должен буду платить государству? Вместе с заявлением на открытие ИП вы должны заполнить еще одно — заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения (УСН). Это заявление можно подать не сразу, а в течение 30 дней после регистрации ИП. Если вы не успели, то придется весь год платить ставку по основной системе налогообложения — 13%. Более подробно про налоги и вообще про ИП можно прочитать тут. УСН — это 6% от доходов. То есть вы надизайнили на сто тысяч за месяц, значит налог на эту прибыль составит 6 тысяч рублей, а остальные 94 тысячи пойдут вам в карман.

Дополнительно вам придется платить отчисления в Пенсионный фонд России — в 2018 году сумма страхового взноса для самозанятых граждан составляет 26 545 рублей в год. То есть это примерно 2 тысячи рублей в месяц, что уже не так страшно, поверьте. В кармане уже остаётся 92 тысячи.

Но заявление о переходе на УСН не нужно подавать, если вы зарегистрируетесь как самозанятый сразу после получения уведомления о том, что вы теперь индивидуальный предприниматель. То есть, в течение 30 дней после получения документов, вы должны перейти на НПД, тогда платить взносы не придется. Платить по НПД вам придется гораздо меньше — всего 4% с доходов от физических лиц и 6% с доходов от юридических лиц.

Но если вы не хотите регистрироваться как самозанятый, обязательно прочитайте о «налоговых каникулах» в вашем регионе перед тем, как открыть ИП. Возможно ваш основной род деятельности подходит под какой-то код из списка, и в этом случае налог на прибыль для вас составит 0% на два года после открытия ИП. У меня так и получилось. Ростовская область каким-то невероятным образом разрешила предпринимателям, ведущим художественную деятельность, не платить налоги. Это очень круто, на мой взгляд, и хорошо, что я узнал об этом до открытия ИП, потому что если бы я неправильно указал ОКВЭД в заявлении, то никаких «каникул» мне бы не дали. Код ОКВЭД для художественной деятельности — 90. Его я и указал основным.

Открыли ИП, зарегистрировались самозанятым, а дальше что? Всё.

Теперь можно уже совершенно легально работать и не волноваться за то, что вас оштрафуют. Нужно ли открывать расчётный счет в банке? Сейчас ФНС не обязывает ИП открывать расчётные счета. Если большинство ваших заказчиков — это физические лица (а на биржах в основном они), то расчётный счёт вам не нужен. Будет достаточно обычной карты физического лица, на которую заказчики будут пересылать вам деньги за работу. Сбербанк в этом плане удобнее всего, так как он есть у большинства заказчиков и им не придется платить конскую комиссию за переводы.

Тут важно остановиться и предупредить вас. Как пишут в интернетах, банки не любят, когда вы хитрите и не платите им в карман проценты с переводов. Поэтому если вам единоразово будут переводить 100 тысяч, то есть шанс, что банк передаст информацию об этой транзакции регулятору. Тогда к вам могут прийти с проверкой и обяжут предоставить доказательства, что вы не укрываетесь от уплаты налогов. Ну а карту скорее всего заблокируют.

Поэтому я рекомендую тем, кто за раз получает несколько десятков тысяч рублей, оформить расчётный счёт и привязать к нему карту. Либо же записывать все переводы от своих заказчиков, скажем, в таблицу в Excel. А в конце года подавайте декларацию по ней и ничего не утаивайте от налоговой. Толку в сокрытии ваших мизерных (по меркам предпринимательства) доходов мало, а наказание можно получить серьёзное.

Но это правило не распространяется на самозанятых. Если вы принимаете любой перевод на карту, он будет учтен автоматически в приложении. Для этого нужно в настройках приложения Мой налог привязать эту карту. Сбербанк, например, позволяет создать электронную карту Visa, которую можно открыть за минуту и не посещать при этом банк. Она абсолютно бесплатная и подходит для ведения деятельности, как самозанятый. Скорее всего подобные предложения есть и в вашем банке — изучите этот вопрос самостоятельно, потому что отдельную карту для бизнеса завести все же нужно. Просто чтобы разграничить потоки денежных средств и не платить налог с перевода от друга за чашку кофе :)

Выбираю «удалёнку». Как сэкономить много времени и денег, работая на себя?

Пожалуй на этом про легализацию бизнеса достаточно. Остальное вы узнаете сами, когда столкнетесь с этим. Главное не бояться и везде спрашивать, даже если сотрудники налоговой неохотно идут на контакт. Это ваше право. Пишите свои вопросы в комментариях, буду рад пообщаться.

Мой канал в телеграме: designside

33
18 комментариев

Про патент не написали -) Если доход большой и регион не обнаглел, то там вообще налогов копейки получается

2

Да, это тоже интересная форма налогообложения. Но как правило у фрилансеров не настолько высокий доход, чтобы патентные условия были сильно выгоднее, чем ИП+НПД.

1

Интересно как новичкам начать фриланс, ведь везде уже есть про аккаунты и сложно найти хоть какой то заказ для начала

2

Ищите перспективные биржи. Я бы рекомендовал вкладывать все усилия в Upwork. В нынешних экономических условиях это будет полезно. Также там можно найти постоянного заказчика и работать удаленно на него, получая доход в долларах. Так вы будете независимы от кризисов в России.

Странно, что в статье противопоставляют удаленку и работу по найму/в штате/на дядю. Можно работать удаленно в штате. А можно быть фрилансером и при этом постоянно сидеть в офисе у какого-то заказчика. 

1

Я не хотел противопоставлять эти формы занятости. Если у вас получается совмещать работу в штате и фриланс, при этом вас все устраивает — это тоже отлично. Просто в моем случае работа в штате занимала много времени и не предполагала удаленной занятости. При этом зарплата была ниже, чем я зарабатываю на фрилансе.

Кстати, если кто не знал, нынешние условия по процентам сохранятся в течение 10 лет у тех, кто зарегистрируется сейчас.