Почему следует задуматься о реализации формата «dark store» и что для этого потребуется

Денис Гусев - директор по развитию бизнеса ИТ-консалтинговой компании Columbus 
Денис Гусев - директор по развитию бизнеса ИТ-консалтинговой компании Columbus 

Очевидно, что коронавирусом «заразились» практически все секторы мировой экономики. Не обязательно быть «доктором», чтобы понять - после долгого лечения, последует продолжительный период реабилитации. В мартовском отчете эксперты Организации экономического сотрудничества и развития понизили прогноз роста экономики в 2020 году почти для всех экономик мира.

Вынужденный переход человечества в онлайн, обещает занять первые строчки глобального рейтинга - «Тренды 2020». E-grocery, бесспорно - хорошо, но на отечественном рынке появляется достойный конкурент данного формата – «dark stores». В этой статье мы решили рассмотреть его более детально.

«Dark stores» как возможность не уйти в тень

Пока Panasonic не научил свой умный холодильник самостоятельно ходить за продуктами, приходится находить более тривиальные решения, среди которых и «dark store».

«Dark store» – магазин без продавцов, среднее между складом и обычным супермаркетом с модерновым интерьером. Вроде те же полки, заставленные продуктами, только вместо множества людей, обмотанных списками покупок, между стеллажей курсируют профессиональные сборщики заказов. Технологии помогают им эффективно и быстро собирать заказанные онлайн продукты, сканируя коды товаров. Далее потребители просто забирают уже укомплектованные продуктовые наборы.

Формат «dark store» отличается гибкостью, ресурсоемкостью, доступностью расположения, скоростью обслуживания, а также характерно высоким уровнем потребительской лояльности.

Dark store – это просто распределительный центр с загадочным названием?

Нет, это не так. В большинстве случаев огромные распределительные склады располагаются за городом, поэтому доставка товаров зачастую просто физически не может быть осуществлена в сжатые сроки. Преимущество формата «dark store» в том, что магазины расположены в черте города. Кроме того, за счет упрощения логистики, в дарксторах получается без проблем приобрести свежие, скоропортящиеся товары и продукты, требующие особых температурных режимов хранения, например, мороженое.

Также, стоит оговориться, на сегодняшний момент формат дарксоторов выбирают преимущественно FMCG компании, но он отлично подойдет и для иных сфер ритейла.

Второе отличие «dark store» заключается в его размерах. В крупных распределительных центрах из-за их бесконечных площадей, на сборку одного заказа тратится уйма времени. Совсем другое дело «ламповый» «dark store», где каждая продуктовая корзина собирается с огромной любовью, ну или просто быстро.

Отсюда, клиент может ускоренно: без длительного ожидания доставки или бесконечных очередей, приобрести все необходимые продукты и отпраздновать удачный поход в магазин порцией мороженого. Экономия времени формирует потребительскую лояльность. А, как известно, лучше лояльного клиента может быть только 2 лояльных клиента.

Получается это склад?

Это высказывание также нельзя назвать однозначным. Чаще всего в дарксторах продаются продукты питания и товары повседневного спроса, для которых важны скорость доставки, комплектации и условия хранения. Именно поэтому интерьер «dark store» больше походит на обычный супермаркет, только более эргономичный. Кроме того, в «магазинах без продавцов» для определенного набора продуктов поддерживаются необходимые условия хранения, а зачастую в них можно встретить и собственную кулинарию или пекарню.

Новые условия требуют новых подходов

Формат «dark store» позволит:

  • использовать остатки магазинов под заказы для самовывоза и доставки
  • привлекать сотрудников магазинов к формированию и выполнению этих заказов.

Очевидные преимущества формата:

  • сокращение сроков доставки и обработки заказов;
  • оптимизация остатков магазина;
  • повышение лояльности сотрудников;
  • исключение мошеннических действий со стороны покупателей;
  • лучшие условия хранения и контроль качества;
  • высокая приспосабливаемость к кризисным условиям.

Бесспорно, «dark stores» удобны тем, что ритейлеры фактически запускают привычный супермаркет, только не несут издержек, связанных с обслуживанием потока клиентов в нём. Считается, что магазины такого формата выгоднее запускать в небольших регионах, где крупные распределительные центры себя не оправдают.

За счёт скорости комплектации заказов и размещения магазинов вблизи жилых зон, «dark stores» также решают проблему «последней мили» для продуктового ритейла.

Как внедрить данный формат?

Магазины «dark stores» требуют достаточно развитой цифровой структуры. Рассмотрим предполагаемые изменения, со стороны:

ERP-системы:

  • Доработка алгоритма собственной доставки.

  • Разработка алгоритма самовывоза.

CRM-системы:

  • Обработка новых процессов доставки.

  • Доработка операций колл-центра.

CMS-системы (пример Magento):

  • Учет остатков в магазинах.

  • Интеграция с сервисом доставки и проверки стоков онлайн.

«Всякая перемена прокладывает путь другим переменам»

Рост интернет-шопинга снизит влияние эпидемии на спрос. Люди начинают привыкать к шопингу во всемирной паутине и меняющимся форматам торговли. Консервативные паттерны потребления не уйдут в небытие, но ряды «ритейлинговых старообрядцев», по прогнозам экономистов, поредеют.

«Dark stores» доказали свою эффективность и оправданность во многих европейских странах, представители российского ритейла также начинают чувствовать высокую перспективность данного формата.

Нынешние условия лишь одна из причин задуматься, что мир трансформируется гораздо быстрее, чем нам кажется и тот, кто не поспеет за переменами сегодня, завтра может уже никуда не торопиться.

66
5 комментариев

Спасибо, интересно. А сесть примеры уже работающих  дарков?

Ответить

Да, конечно. Например, на российском рынке активно развивает этот формат X5 Retail Group. В подмосковном поселке Вешки работает самый большой даркстор «Перекрестка» площадью 18 тысяч квадратных метров, где хранится порядка 35 тысяч наименований продукции. 

Ответить

Открывать такой формат в небольших регионах где люди доставкой не пользуются отличная идея.

Ответить

На самом деле, да. Особенно это актуально сейчас - в период карантина, когда переход в онлайн становится все более актуальным. У компаний появляется отличная возможность расшить зону влияния и число каналов продаж. 

Ответить

круто

Ответить