Онлайн-торговля лекарствами: новый этап

27 марта 2020 г. в рамках плана первоочередных мероприятий по поддержанию экономики и потребителей в связи с распространением новой коронавирусной инфекции должна была начаться дистанционная продажа безрецептурных лекарственных средств. Должна, но не началась, соответствующий законопроект вернули на доработку. И уже 1 апреля государственная дума приняла закон.

​<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpixabay.com%2F&postId=117229" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">pixabay.com</a> Myriam Zilles
pixabay.com Myriam Zilles

Юлия Носова. Директор бизнес-юнита «АТОЛ Онлайн»

С чего все началось

Еще 5 лет назад Институт развития интернета предлагал легализовать торговлю безрецептурными лекарствами онлайн. Предлагалось также допустить приобретение через интернет и рецептурных препаратов при соблюдении особого порядка. Соответствующий законопроект Минздрав вынес на общественное обсуждение еще в конце 2015 года и в случае его принятия, он должен вступить в силу с 1 января 2017 года. Но не сложилось…

Теперь в связи с ситуацией с короновирусом 17 марта этого года президентский указ разрешил дистанционную торговлю лекарственными средствами, но соответствующий законопроект вернулся в Госдуму на доработку. Обновленный законопроект отрасль ждала уже 31 марта, и в итоге он был передан в Совфед следующим днем.

Теперь в связи с ситуацией с короновирусом 17 марта этого года президентский указ разрешил дистанционную торговлю лекарственными средствами, но соответствующий законопроект вернулся в Госдуму на доработку. Обновленный законопроект отрасль ждала уже 31 марта, и в итоге он был передан в Совфед следующим днем.

По большому счету 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» не запрещает прямо онлайн-торговлю, просто фиксирует, что у лицензированного продавца с разрешением Росздравнадзора в любом случае есть офлайн розничная точка, некоторые аптеки уже имели опыт онлайн-продаж с оплатой заказа на сайте и доставкой как в точку выдачи (аптеку, аптечный пункт и т.д.), так и на дом.

Основные сложности

Во-первых, доставка. Транспортировка лекарственных средств требует соблюдения температурного и временного режима. Не все курьерские компании готовы соответствовать данным требованиям, а следовательно, гарантировать сохранения товара. Кроме того, прежде, чтобы курьер без диплома фармацевта имел право доставлять уже выкупленные лекарства обязательно подписывается договор поручения.

Во-вторых, контрафакт. Не секрет, что на рынке лекарственных препаратов много нелегальной и поддельной продукции. В целях разрешения данной ситуации, в том числе, и введена обязательная маркировка лекарственных средств. В своем мартовском Указе президент подчеркнул важность рассмотреть изменения и в закон об ответственности за изготовление контрафактной продукции.

В-третьих, работа аптек заключается не только в продаже соответствующей продукции, но осуществлении консультаций по приему препаратов, проверки рецепта, предложения альтернатив и т.д. Обычный курьер естественно заменить фармацевта не сможет.

Еще стоит учитывать, что в случае обязательной маркировки лекарственных препаратов детально не проработан вопрос с выбытием продукции из аптеки для доставки курьером и ее обратным принятием в случае не реализации покупки. Юридически, лекарственные препараты – это товарная группа, которая не подлежит обмену и возврату.

Что изменилось

Осуществлять дистанционную продажу лекарственных препаратов могут только лицензированные аптеки (с фармацевтической лицензией и разрешением Росздравнадзора). Теперь доставку лекарств могут производить курьеры и специалисты без фармацевтического образования и для этого больше не потребуется договор поручения.

В условиях пандемии можно предположить, что дистанционная доставка будет пользоваться повышенным спросом, а оплата с высокой долей вероятности будет разрешена только безналичным способом с помощью облачных онлайн-касс.

Готовность рынка

Рынок давно готов к данному нововведению, о чем не раз говорили представители АКИТ. Многие компании уже перешли на облачные кассовые решения. А подготовка к обязательной маркировке лекарственных товаров помогла аптечным компаниям освоить электронный документооборот (ЭДО), протестировать соответствующее программное обеспечение, вовремя закупить 2D-сканеры для работы с товаром.

Что еще понадобится?

Для организации онлайн-продажи лекарств необходимо:

  • Новым аптекам предварительно необходимо настроить работу с маркировкой. Действующие игроки в большинстве своем уже решили этот вопрос.

  • Необходимо подключить облачную онлайн-кассу вроде «АТОЛ Онлайн», чтобы при оплате заказа на сайте данные чека автоматически направлялись в ОФД и далее в ФНС, а курьеры могли принимать оплату на месте доставки в тех случаях, когда пользователь выбирает такую опцию.

Тем, кто работает с курьерскими службами – после подключения облачной кассы больше дополнений не понадобится, все необходимое такие компании предоставляют под ключ.

  • Компаниям, которые намерены организовать собственную курьерскую службу, необходимо будет обеспечить этих сотрудников доступом к ПО. Облачная онлайн касса может принимать данные из любых источников: специализированное приложение, смарт-терминалы, автоматизированные мобильные рабочие места с онлайн кассой. В данном случае компания может выбрать из всех возможностей формат, который будет отвечать требованиям бизнес-процессов.

  • Затем потребуется обучить сотрудников работать с оборудованием и ПО.
88
1 комментарий

Для фармацевтики хорошо подходит Бетатрансфер Касса, они как раз занимаются приемом платежей по данному направлению бизнеса.

Ответить