Зачем крупному бизнесу ИТ-подрядчики и как он их выбирает

Разбираем критерии для оценки вендоров.

Зачем крупному бизнесу ИТ-подрядчики и как он их выбирает

Проверенные зарубежные вендоры ушли — и бизнес ищет продукты российских компаний, с которыми пока мало знаком. Драмы добавляет тот факт, что требования к безопасности выросли за последние пару лет. Вместе с ProКачество и крупными заказчиками разбираем, на что сегодня опирается бизнес при выборе ИТ-подрядчика.

Микро- и малый бизнес обычно заинтересован в готовых SaaS-решениях. У бизнеса покрупнее, помимо выбора коробочного продукта, возможны ещё варианты развития событий: 1) кастомизация или разработка ИТ-решения с нуля с помощью внешнего подрядчика; 2) то же самое, но собственными силами.

Разумеется, есть масса гибридных вариантов — редко какая крупная компания полагается только на внешние или только на внутренние ИТ-ресурсы. Расклад может быть, условно, таким: 50% решений делаем полностью сами; к 30% подключаем внешних подрядчиков; 20% — «коробка».

Почему бизнес не всегда полагается на вендоров

Причин может быть сразу несколько. Какие-то компании просто не хотят зависеть от стороннего поставщика. Играют роль юридические и технические риски: по разным причинам разработчик не сможет довести ПО до стадии эксплуатации или откажется от поддержки. Шансы столкнуться с таким риском резко выросли при уходе из России зарубежных игроков, сейчас в приоритете российские цифровые решения.

Другой фактор — политика компании изначально предполагает, что разработка бизнес-критичных информационных систем ведётся инхаус-командой. Поддержка решения и все коммуникации находятся в контуре организации. Вопрос, как выбрать подрядчика, перед ней не стоит.

Ещё одна причина — разрабатываемое решение планируется выводить на рынок как отдельный продукт, и здесь лучше обойтись без посторонних глаз. Допустим, создание собственной экосистемы для внутреннего пользователя, партнёров и внешних клиентов — одно из стратегических направлений развития компании.

В 2023 году мы не смогли подписать контракт с Microsoft на приемлемых для нас условиях, после чего получили отказ на продолжение поставки лицензий. Наша компания готовилась к развитию такого сценария, поэтому мы долго работали над созданием сервисов, необходимых для внутренних бизнес-процессов.

Разработали план их миграции на собственную платформу для сотрудников TN Life. Она объединяет чаты, рабочие группы, базу знаний, здесь можно оформить командировку и отпуск, подписать документ онлайн и т. д. Часть потребностей закрыли, купив альтернативные решения.

Владислав Уткин, ИТ-директор «Технониколь»

Другой пример: компания SPLAT Global отказалась от кастомизированных продуктов внешних подрядчиков, реализовав их своими силами внутри корпоративной информационной системы.

«Мы усилили команду и нашли людей с необходимыми компетенциями, — говорит Наталья Зуева, ИТ-директор SPLAT GLobal. — Это было оправданно: практика показывает, что использование внешних систем в нетиповом функционале связано с дорогостоящим содержанием. При этом у провайдера часто есть планы по развитию продукта, которые не всегда учитывают специфику нашей компании. Теперь мы более независимы от наших партнёров с технологической и финансовой точек зрения».

Может показаться, что компании с опытом собственной разработки, понимающие её выгоды, не очень интересны ИТ-вендорам. Однако это не так: обычно они тоже привлекают продукты со стороны. Возможно, они тщательнее других заказчиков оценивают как решения, так и вендоров, — но практически любой большой бизнес относится к этому очень серьёзно.

Оценка качества готового или кастомизированного решения

Как правило, поставщики ИТ-решений в презентациях представляют бенчмарки ключевых показателей, которые дают общие представления о характеристиках. Некоторые параметры заказчикам оценить несложно: скорость ответа интерфейса на клик пользователя, объём аппаратных ресурсов для масштабирования и т. д.

Ахмад Боков, генеральный директор «Искусство Автоматизации», предлагает также смотреть на зрелость ИТ-решения. То есть учитывать время эксплуатации системы и объём обработанной обратной связи.

Часть параметров требует трудоёмких и нетривиальных подходов, от создания тестовых стендов до сбора фидбэка от пользователей. Среди инструментов для оценки качества решения можно выделить:

  • аудит кода,

  • тестирование производительности,

  • проверку безопасности,

  • пользовательское тестирование,

  • анализ соответствия требованиям.

Возможности у российских ИТ-вендоров широкие, мы видим большое число перспективных проектов с хорошей экспертизой. Здесь важно найти оптимальное соотношение «цена — качество»: нужно основательно просматривать и изучать предлагаемый отечественный софт, так как решения не имели широкой практики применения и, несмотря на очень привлекательный вид, не всегда вписываются в существующую инфраструктуру.

Ещё очень важно собирать обратную связь. Мы стараемся делать референс-визиты, потому что пресейл только фасадная часть, нужно общение с заказчиками и пользователями для полной картины.

Наталья Зуева, ИТ-директор SPLAT GLobal

Как заказчики выбирают подрядчиков

Здесь компании опираются на следующие критерии оценки подрядчика.

  • Опыт, квалификация и репутация. Задача этого этапа — оценить бизнес-стабильность поставщика. Исследуются отзывы клиентов и предыдущие проекты. Особое внимание — проектам из бизнес-домена заказчика. Ритейлер ожидает увидеть в портфолио кейсы из ритейла, застройщик — из строительства.
  • Соблюдение стандартов безопасности и законодательства. Помимо технической стороны ИТ-продукта, бизнес оценивает, насколько подходы к работе соответствуют нормам регулятора в его отрасли.
  • Уровень поддержки, реакция на инциденты и качество обслуживания. Покупка и внедрение любого ИТ-решения компании не заканчивается запуском, следом идёт этап сопровождения, исправления багов. Заказчик просит вендора предоставить регламенты и ожидаемые показатели SLA (service level agreement — соглашение об уровне сервиса).
  • Цена и гибкость условий. После пилота следует опытная и промышленная эксплуатация, развитие системы. Бизнес смотрит на предлагаемые поставщиком условия на всём пути дорожной карты и готовность заниматься кастомизацией.
  • Конкурентное преимущество компании-разработчика — наличие системы менеджмента качества. Крупные компании в большинстве случаев учитывают и этот критерий при выборе вендора.

К наиболее популярным стандартам, регламентирующим процесс разработки, можно отнести ISO 9001, TickIT, SEI SW-CMM. Если международный ISO 9001 регламентирует, что необходимо сделать, то британский TickIT отвечает на вопрос, как можно выполнить требования, определённые в ISO 9001. TickIT как бы объединяет в себе модель ISO 9001 с набором рекомендательных стандартов ISO 12207 и ISO 9000-3.

В основу же модели SEI SW-CMM положена теория TQM (total quality management — всеобщее управление качеством ). Она предполагает постепенное повышение качества внутренних производственных процессов за счёт множества небольших улучшений.

Не имеет значения, на какой именно стандарт опирается компания-разработчик. Важно, чтобы он органично вписывался в процессы и соответствовал специфике создаваемых продуктов.

Михаил Спасов, руководитель ИТ-проектов Axenix (ООО «Акстим»)

Это не полный перечень критериев, на основе которых заказчик делает выбор в пользу того или иного подрядчика. Наталья Зуева из SPLAT GLobal, например, уверена, что способ оценки вообще уникален для каждой поставки. ProКачество разделяет такое мнение, добавляя: в целом на рынке больше шансов у вендоров, которые учитывают универсальные критерии из списка выше.

99
5 комментариев

Очень тяжело с нуля открыть просто бизнес, содержать, контролировать и развивать его, а крупный так вообще, сколько ж там подводных камней существует, не представляю как люди с ними борются

4

Главное не сдаваться и идти вперёд

2

У крупного бизнеса больше возможностей.. Это у малого все проблема и задача..

1

По откатами выбирает

1

в нетиповом функционалеЗачем они используют слова, смысл которых не знают?