Социальные сети, Учи.ру и сервисы для геймеров: как сейчас организовано дистанционное обучение

В России есть все возможности для дистанционного образования, но сейчас каждый учитель справляется с ним по-своему.

Социальные сети, Учи.ру и сервисы для геймеров: как сейчас организовано дистанционное обучение

Коронавирус внес изменения в учебную программу. Московские и некоторые региональные школы ушли на дистанционное обучение еще 21 марта, с 23 марта начались каникулы, которые теперь продлили до 12 апреля. Изначально предполагалось, что часть этого времени ученики посвятят дистанционному образованию. Неделя с 30 марта по 5 апреля была объявлена нерабочей, на ней официально не проводилось занятий. После школам рекомендовано перейти на дистанционное обучение, но они могут продлить каникулы; студенты тоже не учатся до 5 апреля. Какой график будет у учебных заведений в связи с продлением карантина — неизвестно.

Дистанционное обучение в школах и вузах, дистанционная работа не только не запрещаются — они приветствуются.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России

Продленные каникулы — возможность подготовиться к новому формату образования. До этого момента в России существовали частные школы, которые занимались с учениками дистанционно. Часть государственных школ практиковала так называемое смешанное обучение: совмещение аудиторной работы с учителем и использование онлайн-сервисов. Но все же большинство образовательных учреждений столкнулись с серьезными трудностями, и дело не только в техническом оснащении.

В современной России есть все возможности для проведения дистанционных уроков. Это и доступ в интернет, и образовательные платформы. В настоящее время в России насчитывается 109,5 млн интернет-пользователей, что выводит ее на 8-е место в рейтинге среди крупнейших стран мира. Это позволяет предположить, что абсолютное большинство семей с детьми обеспечены связью. Образовательных платформ тоже достаточно, вопрос только в том, как ими пользоваться.

Как должны проходить уроки

За поддержку дистанционного образования на государственном уровне отвечают Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Они подготовили рекомендации (которые регулярно обновляются) по переводу обучения в онлайн-формат. По ним время одного урока сокращается до 30 минут, а преподаватели должны использовать различные средства и ресурсы для организации учебного процесса.

Социальные сети, Учи.ру и сервисы для геймеров: как сейчас организовано дистанционное обучение

Также для помощи учителям существует портал, посвященный особенностям дистанционного обучения, и он уже востребован педагогами.

В соцсетях Минпросвещения нашла новость о портале «Учись дома онлайн», сегодня посмотрела лекцию Владимира Пахомова, который рассказывает о веб-ресурсах на русском языке. Это интересно. Я, как учитель, понимаю, что надо постоянно повышать свою квалификацию, особенно в вопросах новых технологий дистанционного образования.

Екатерина, преподаватель из Москвы

Предполагается, что учителя переработают курсы по текущим предметам. По сути, на них лежит ответственность за адаптацию учебных программ, которую нужно провести в кратчайшие сроки. Но рекомендации носят общий характер и не дают ответа на вопрос, как же проводить урок и реализовывать учебный план в таких условиях.

Есть средства, с помощью которых можно проводить уроки, но как проводить — непонятно.

Мария Анатольевна, преподаватель английского языка из Перми

Дистанционное обучение не подразумевает, как в школе, постоянной связи учителя и ученика. Скорее, речь о том, что нужно применять доступные технологии для получения образования. В качестве примера урока в рекомендациях показывают работу со Skype, но все вправе выбирать те средства связи, которые смогли освоить большинство учеников в классе.

Новые формы обучения: трудности переходного периода

Платформа онлайн-образования Учи.ру провела опрос о переходе на удаленный формат, в нем приняли участие 3,5 тысячи педагогов.

Абсолютное большинство ответивших на вопросы — 78% — считает, что работы стало больше. У 31% учителей больше времени стало уходить на подготовку к урокам, 27% заявили об увеличении нагрузки в части работы с родителями. У 15% увеличились часы, затрачиваемые на работу с документами.

У половины опрошенных рабочий день в среднем увеличился на 1-3 часа, у 36% — более чем на 3 часа. 44% опрошенных нуждаются в организационно-методической помощи: четком расписании, централизованном информировании, помощи с настройками компьютеров и программ.

Адаптационный период проходит тяжело не только у учителей, но и у школьников. Только 9% педагогов считают, что дети легко приспосабливаются к изменениям, в основном учителя считают, что дистанционный формат может плохо отразиться на успеваемости.

Мария Анатольевна из Перми считает, что на текущий момент нет платформы, которая удовлетворяет всем требованиям школьных программ.

Основная проблема существующих дистанционных курсов — они не соответствуют государственным программам из учебников, зачастую материала на них просто не хватает, а задания оказываются более легкими. У «Фоксфорда», например, хороший уровень английского, но этим могут похвастаться не все платформы. Образовательные курсы и олимпиады Учи.ру соответствуют ФГОС и ПООП, прошли научную и педагогическую экспертизу РАН. Задания этой платформы подходят календарно-тематическому плану учителей по разным темам предмета.

Проблема в том, что ученики часто неорганизованны, забывают логины и пароли. В этом смысле хорош ресурс РЭШ — там нет регистрации. Сложно собрать всех на один урок, особенно если в семье несколько детей и они должны заниматься в одно и то же время. Примерно половина детей и родителей не знакомы с онлайн-сервисами, и им нужно адаптироваться. Кроме того, детям не хватает правил игры — они не знают, как вести себя на онлайн-уроках.

Мария Анатольевна, педагог из Перми

Татьяна из Новосибирской области — преподаватель педагогического колледжа рассказывает, что сейчас в колледже используют самые разные средства: мессенджеры, социальные сети, сервисы для видеосвязи, электронную почту. На эту почту преподаватели сбрасывают задания, студенты получают их с графиком выполнения. Если есть вопросы, то пишут в WhatsApp или «ВКонтакте». Часовые лекции (45 минут объяснений и 15 минут ответов на вопросы) проводятся с помощью сервиса Discord, который изначально создавался для геймеров.

Эта ситуация сложная, потому что мы не сами осваиваем, но и подаем пример студентам, которые станут учителями. На нас возросла нагрузка — каждую минуту поступают уведомления о сообщениях, потому что дети обо всем спрашивают. Раньше я могла просто провести урок и кого-то опросить, теперь все приходится решать в индивидуальном порядке.

Студенты выкручиваются; даже те, кто живет в деревне и не имеет доступа к интернету, — отправляют задания через знакомых. Дети друг другу очень помогают сами разобраться. Кто-то присоединился к сервису, а потом начинается цепная реакция: раз Ваня смог, то и я смогу. Дети стали много читать, писать конспекты и осмыслять их, как при советской системе образования. Иначе не получается, и я вижу в этом плюс.

Коллеги через «Решу ЕГЭ» принимают задания. Мои собственные дети учатся на Учи.ру.

Мы из глубинки, из Новосибирской области. Не всегда есть хорошее соединение, и многие жалуются, но с трудностями нужно справляться. И если мы нашли возможность так работать, то и другие смогут.

Татьяна, педагог из Новосибирской области

Екатерина, преподаватель из Москвы, отмечает, что дети гораздо быстрее и эффективнее осваивают электронные сервисы, чем их родители, поэтому обычно трудностей не возникает.

По ее словам, проверка знаний происходит в рамках образовательных платформ, там этот механизм отточен. Результаты, как правило, не сильно отличаются от обычных, главное — это самоорганизация учеников.

Я в своих уверена, они справятся с программой в ударном режиме, они регулярно мне пишут и уточняют сложные моменты, это показывает живой интерес.

Сегодня я использую несколько ресурсов — это Российская электронная школа и портал Учи.ру. Я работаю в двух параллелях и готовлю в день по две темы. С родителями мы постоянно общаемся через электронный дневник и мессенджеры.

Обычный урок нельзя полностью заменить, так как живое общение с обратной связью и изменением хода занятия возможно только вживую. Урок — это во многом творческий, авторский процесс, который всегда уникален и учитывает индивидуальные особенности учеников.

Екатерина, преподаватель из Москвы

Как старые наработки помогают справиться с дистанционной учебой

Обучение по тому же Skype — не новость для учеников, которые занимаются с репетиторами. Возможно, школам стоит перенимать опыт таких занятий.

Школьники, занимающиеся с репетиторами дистанционно, сдают экзамены не менее успешно, чем те ученики, которые готовятся к ЕГЭ в традиционном формате. Многие московские школьники осознанно выбирают удаленный формат обучения, экономя время на дорогу. И их все больше, это уже тенденция.

Не вижу препятствий для того, чтобы основная часть образования перешла в онлайн.

Мои дистанционные задания проходят в форме видеоконференции. В группе 5–7 человек. Все мои ученики могут общаться между собой во время урока, видят меня и презентацию, а для проверки домашнего задания я использую онлайн-платформу, причем даже для тех, кто занимается очно. Кроме того, онлайн-платформа предоставляет дополнительные возможности, такие как расчет рейтинга, выдача вопросов с учетом персональных ошибок.

Дарья Бойкова, репетитор обществознания

Многие школы, которые уже давно внедряли у себя электронные технологии, отреагировали на переход к дистанционному образованию с оптимизмом.

Нам удалось перевести обучение в онлайн с сохранением всех групповых занятий, включая уроки в смешанных группах. Также в дистанционном формате у нас проходят консультации, курсы по выбору, тьюториалы и классные часы. Мы и в течение учебного года работаем на школьной цифровой платформе и аккумулируем там теорию и задания.

В формате дистанционного обучения мы запустили ряд творческих мастер-классов, как для детей, так и для родителей, сделали ролики со спортивными занятиями, также приглашаем всех на кулинарные мастер-классы, йогу и кросс-функциональную подготовку.

Не забываем и про смену форматов деятельности, и про гимнастику для глаз. В онлайне проводим наш традиционный психологический лекторий. Даже ежегодный музыкальный фестиваль „Хорошколы“ состоится, но в этом году в социальных сетях. Для детей организованы спортивные, творческие и кулинарные челленджи.

Екатерина Ильинична Рязанова, зам. директора по качеству образования «Хорошколы»

Мы активно работаем с разными сервисами. Для общения с детьми с 1-го по 11-й класс мы используем Zoom. Мы стараемся пользоваться образовательными платформами: MAXIMUM, Учи.ру, ЯКласс, Skyeng для английского языка. Еще перед введением дистанционного формата обучения мы подготовили „гиды“ для учеников и родителей, где подробно описали образовательный процесс в онлайн-формате.

Мы работаем по обновленному расписанию. Ставить по 6 уроков в день сейчас невозможно. Начальная школа проходит 3 урока по 30 минут (на деле получается по 25, потому что по 5 минут занимает вход всех учеников в конференцию), после этого зарядка и небольшой перерыв, далее дети выполняют домашние задания и выходят еще на одно занятие, где могут спросить что-то о домашней работе. Среднее звено учится по 40 минут, 3–4 урока в день. А старшая школа делится на профильные группы и занимается с предметниками.

С родителями общаемся в социальных сетях («ВКонтакте», Instagram) и чатах (Viber, WhatsApp). У родителей, кстати, уже появились запросы. Они просят провести родительское собрание в Zoom, а также организовать для них мастер-класс по digital-грамотности.

Светлана Зайкина, частный образовательный комплекс «Поколение»

Взгляд с другой стороны: как работают онлайн-платформы

Понять, каково теперь приходится сервисам дистанционного образования, можно на примере платформы Учи.ру. По данным на июнь 2019 года, в России около 16 млн школьников, а значит, треть из них использует для учебы ресурсы Учи.ру. На платформе зарегистрировано почти 30 тысяч школ.

Миссия Учи.ру — вдохновить на развитие, раскрыть потенциал каждого ребенка. Внутри платформы создана мотивирующая среда и система поощрений (дипломы, грамоты, сертификаты участников и другое), цель которых — не оценка академических результатов учащихся, а прежде всего развитие их познавательной мотивации, рост заинтересованности и вовлеченности школьников в образовательный процесс.

С момента перехода школ на дистанционное обучение спрос со стороны российского школьного сообщества на образовательные продукты Учи.ру вырос в несколько раз — как на основные образовательные курсы, так и на новые сервисы, специально разработанные для занятий «на удаленке». Сейчас одновременно на сайте находится более 150 тысяч человек, а число уникальных пользователей уже превысило 1,5 миллиона человек в день.

На неделе с 23 по 29 марта количество активных учеников на платформе выросло в 2,5 раза по сравнению с неделей, когда еще не было массового перехода на дистанционное обучение (с 9 по 15 марта). 2 млн новых учеников зарегистрировались на платформе только на неделе с 23 по 29 марта.

В период с 23 по 29 марта относительно недели с 9 по 15 марта также:

  • в 5 раз увеличилось количество времени, которое пользователи проводят на платформе;

  • в 20–25 раз возросло число новых регистраций учеников и учителей;

  • в 12,5 раз больше родителей зарегистрировалось на платформе.

Нагрузка на платформу возросла примерно в 4–5 раз и будет увеличиваться. Инфраструктура Учи.ру позволяет быстро развернуть новые серверы и обеспечивает удобство автоматизации. Но, конечно, не обходится без сложностей при таком резком росте. Сложности в масштабировании систем возникают в различных точках отказа, а также в скрытых лимитах, которые не были заметны в стандартном режиме.

Мы выделили наибольшее количество ресурсов и команд на стабилизацию работы, каждый день расширяем возможности платформы и оптимизируем ее , мы уже в несколько раз увеличили нагрузку которую можем выдерживать и продолжаем наращивать мощность.

Илья Паршин, генеральный директор Учи.ру

Учи.ру всегда предоставляла бесплатный неограниченный доступ ко всем своим ресурсам для школ и учителей, а также для учеников, когда те занимаются вместе с педагогом. В связи с переходом на дистанционное обучение платформа запустила ряд новых решений.

Среди таких сервисов — «виртуальный класс», онлайн-трансляции уроков с учителями для 1-го — 8-го классов, вебинары для преподавателей и директоров школ об организации дистанционного обучения, экспресс-курс подготовки к ОГЭ по математике. Все они являются бесплатными для школьных занятий с учителем на сайте.

На сегодняшний день уроки в прямом эфире посмотрели уже 3,5 миллиона раз; домашние задания решает треть всех активных учеников, и около 70 тысяч учителей их задают; «виртуальный класс» для организации обучения в школе использовали 50 тысяч учителей.

Кроме большой бесплатной части для занятий с преподавателем и школой, на платформе можно заниматься самостоятельно. Для этого после 16:00 по местному времени ученикам доступно по 20 заданий каждый день. Если ребенок хочет заниматься больше, родитель может приобрести подписку. На платформе практически постоянно действуют скидки для самостоятельных занятий — от 50 до 85% на разные уроки, самые высокие скидки — на пакет из всех предметов на год. При этом сейчас цены для всех пользователей снижены еще на 10%.

И что будет дальше?

Карантинные меры продлили до конца апреля, а это значит, что роль дистанционного обучения только возрастет.

Изоляция дала толчок к существенному развитию онлайн- и цифрового образования, показал слабые места системы. Все наработки, над которыми трудятся все стороны образования — учителя, госслужащие, сервисы, — не пропадут зря, а станут основой трансформации.

Конечно, сейчас образовательные сервисы видят пиковую, нетипичную для этого периода времени активность.

Мы вкладываем большое количество ресурсов и прилагаем все усилия, разрабатывая новые бесплатные продукты для дистанционного обучения и улучшая существующие образовательные курсы. Конечно, мы надеемся, что новым пользователям понравится наша платформа и они останутся с нами и после карантина. Для нас это будет лучшим и самым объективным показателем высокого качества продукта.


Если ситуация с самоизоляцией продлится еще какое-то время, мы предполагаем возможную смену паттернов поведения пользователей, в том числе и учителей, которые станут применять образовательные онлайн-сервисы в своей работе регулярно. Ожидаем, что EdTech-продуктами будут пользоваться чаще. И мы, как крупнейшая EdTech-платформа для школ, заметим этот рост.

Илья Паршин, генеральный директор Учи.ру

Каким бы длинным ни стал период дистанционного обучения, он пойдет образованию только на пользу. Это стресс, но стресс положительный. Проверив все электронные формы на прочность «в боевых условиях», школы и ученики смогут их использовать и, возможно, будут применять все эти средства и после того, как ситуация войдет в привычное русло.

1515
44 комментария

У сына по 4-5 уроков в день через видеоконфу в зуме.
От учебы в классе отличается тем что смотришь на учителя в мониторе а не у доски. Так же сидят пишут в тетрадях и задания в рабочих тетрадях делают фоткают и отправляют учителю в личку.
Хочешь ответить нажимаешь кнопку "поднять руку" и учитель выводит тебя в центральное окошко (смешно смотреть как дети нажав эту кнопку сидят у монитора и тянут руку).
Сын выбегает на перемену в гостиную воды попить, печеньку схавать и с одноклассниками же по сетке рубануться в бравл старс.

9

uchi.ru глючное гавно, где страницы грузятся по несколько минут, а при выполнении задания, в самом конце, сервер может выдать ошибку соединение и задание приходится перепроходить заново. И так несколько раз.

4

На данный момент, у нас очень высокий трафик пользователей в связи с карантином, поэтому могут возникать проблемы. Мы делаем все возможное. Напишите в личные сообщения id ученика и задание, с которым возникли проблемы.

3

"Учи.ру всегда предоставляла бесплатный неограниченный доступ ко всем своим ресурсам для школ и учителей, а также для учеников, когда те занимаются вместе с педагогом."
Что? У меня сын с педагогом учится, но почему то только 20 заданий в день открыто, остальное надо покупать

2

Знания нужно получать дозированно и регулярно. У меня первоклассница на этих 20 заданиях  за три месяца полностью прошла два курса. Когда ребёнок запоем пройдёт все задания, в голове у него  остагнется ноль. Опять же, у них класс полностью к платформе подключен, а занимаются регулярно - человек 7-9. 

Платформа классная, моя первоклашка там уже 'живёт". Благодаря свободному выбору предмета, которым можно заниматься, мы узнали, что она технарь, а не гуманитарий. Я бы ещё попросила развить направление чтения с вопросами по тексту и с письмом, хотя бы через планшет (wacom, например).

2

о чем статья то я так и не понял зачем она и для чего делалась? Текст полезный? нет, текст интересный? нет

2