Добрый день.
Предположим, есть некая веб-студия, которая создавала некий проект для заказчика. Был подписан NDA с упором на неразглашение данных о факте сотрудничества заказчика с этой студией.
Через какое-то время информация, попадающая под действие NDA, появилась в интернете.
Что делать и как поступать в том случае, если доказать, что источником слива этой информации являлась веб-студия, невозможно?
Привет.
Если заказчик ничего не докажет — вы потеряете некоторое количество нервов и изрядное количество времени на то, чтобы отбиться в судах всех инстанций, зато заработаете бесценный опыт, а он таков: NDA в неумелых руках — бессмысленная, беспощадная и бесполезная вещь, которая не решает проблемы, а создаёт их.
Во-первых, заказчик создаёт проблемы себе, ведь, скорее всего, веб-студия не отдаст деньги добровольно. Следовательно, заказчику придётся идти в суд, а значит, придётся тратиться на юристов, экспертов, нотариусов, тонер и бумагой. Более того, помимо денег, придётся тратить ещё и время, и силы, и внимание. При этом гарантии — никакой: ни один нормальный юрист не поставит свою репутацию на то, что он гарантированно победит злодея в суде.
Во-вторых, заказчик создаёт проблемы веб-студии, потому что реклама — двигатель прогресса, бизнеса и репутации. Лучшая реклама — честная информация о сотрудничестве с заказчиком. И вот проект сделан, деньги получены, а говорить о проекте нельзя, потому что NDA. Сколько клиентов не получит веб-студия из-за опрометчиво подписанного NDA? Стоила ли овчинка выделки? Я точно знаю, что часто сиюминутная выгода не стоит убитых перспектив.
Кстати, о сиюминутной выгоде: веб-студия и так чувствует себя не слишком хорошо, потому что крупный заказчик продавливает в договоре невыгодные условия, навязывает бюрократические процедуры избыточного согласования и с завидным постоянством устраивает игры «согласуйте правки», «на два пикселя левее» и «дайте нам отчёт обо всём за полгода». А тут ещё и NDA, и упущенная выгода от отсутствия рекламы. Угадайте, насколько круто веб-студия сделает проект, которым не захочет гордиться?
В-третьих, веб-студия создаёт проблемы себе, потому что если уж подписал NDA — изволь следить за своими работниками, это начнёт убивать эффективность, ведь всё больше сил тратится на бюрократию, юридическое обеспечение, зарплаты юристам и специалистам службы безопасности.
Альтернатива — студия пускает всё на самотёк, рано или поздно кто-то проговорится и дальше на колу мочало, начинай сначала. Если же NDA есть, а проекта нет, начинается вообще ад: заказчику никто не мешает вчинить иск каждой веб-студии, которая участвовала в процедуре выбора исполнителя. Хоть одна, да сольётся и заплатит, это запросто отобьёт расходы и позволит слетать юристам на Мальдивы.
Чтобы задать свой вопрос читателям или экспертам, заполните форму заявки на странице.
У тебя есть NDA - не скажу тебе "Да"?
Мне показалось, или в ответе Владимира совсем мало по гипотетической ситуации, приведенной в вопросе в редакцию?
Ответ ни о чем. Если посмотреть количество дел, хоть как-то связанных с NDA в наших арбитражных судах, то можно смело сделать вывод: риск иска практически нулевой. Если Владимир считает иначе - пусть подтверждает свои доводы ссылками на судебную практику.
Что за каша из слов?
Координатор «Центра управления законом» данным постом портит репутацию компании.
Данный пост не отвечает на поставленный вопрос, портит мне настроение, а редактору vc.ru карму.
На крайний случай всегда есть статья 183 УК РФ за разглашение коммерческой тайны, при должной мотивации органов и прописывания этого понятия в договоре с исполнителем, можно добиться хороших результатов
Прецедентов достаточно, даже в случаях когда режим тайны на предприятии соблюдался весьма условно.
УК применимо к физическим лицам.
Для этого надо
1 - найти разгласившее физлицо
2 - иметь документ о коммерческой тайне относительно данного проекта, подписанный данным физлицом.
(И чтобы студия выдала вам его оригинал)
В реальном суде шансов нет. Разве что попугать корочками, не более того.
В ответе обращено внимание на веб-студию, которая отбивается от заказчика.
А как действовать с обратной точки зрения? Что делать заказчику, в случае если веб-студия разгласила данные, попадающие под NDA?