Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

Где железнодорожные компании любят пассажиров? Сравним сайты и приложения госкомпаний. США не в лидерах, в Европе тоже всё сложно. Любите поезда — делитесь опытом путешествий в комментариях.

​Кинофильм "Девчата"
​Кинофильм "Девчата"

Паровой двигатель связал города — и по воде, и по суше. Конечно, паровозов уже не так много, но железные дороги продолжают использоваться. В Евросоюзе их около 220 000 километров, в США — 240 000, в Китае — 130 000. Вот только электрифицировано там 116 000, 1 600 и 90 000 соответственно.

Россия на четвёртом месте с 85 500 километрами железных дорог, где электрифицировано 43 700 км.

В принципе, по этим цифрам сразу становится ясно, где железные дороги меньше любят. Это США. Там гораздо легче путешествовать на самолёте, это часто дешевле и удобнее. А любят поезда в Великобритании, этот вид транспорта пережил возрождение и пользуется популярностью.

И эта любовь в эпоху модной нынче «цифровой трансформации», о которой гудит каждый чайник и журнал, должна отражаться в «клиентоориентированных платформах и качественном клиентском опыте». Вернее, в удобных сайтах и приложениях. Но, судя по всему, не везде можно билет-то купить онлайн.

Можно ли купить билеты онлайн?

Вот что сравним:

  • Deutsche Bahn в Германии
  • Национальное общество железных дорог Франции
  • National Rail Enquires в Великобритании
  • Amtrak в США
  • РЖД в России

Начнём виртуальное (а какое же ещё в самоизоляции) путешествие с Германии. Немецкая Deutsche Bahn — государственная компания, которую 30 лет назад открыли на базе нескольких государственных перевозчиков. Позже она купила частного британского перевозчика. За 2018 год эта компания перевезла 2,58 млн человек.

И на её сайте можно купить билеты! Есть, правда, одно «но»: в другую страну покупать билет сложно, потому как придётся переходить на другой сайт с другим личным кабинетом. Никакого «сквозного» партнёрства нет.Однако же, по опыту оказывается, что несмотря на такой косяк (и комментарии вроде «Полный треш» на Google Play к приложению) у Deutsche Bahn есть важное преимущество, о котором мне рассказали:

«10 лет назад надо было ехать из Брюсселя в аэропорт Амстердама. Бельгийские, голландские железнодорожники предлагали с одной пересадкой в Антверпене, а DB — с двумя или тремя пересадками. Поэтому поехал не немцами, и выяснилось, что после Антверпена ремонт путей, прямые поезда не ходят и нужно сделать кучу пересадок — как предсказывал Deutsche Bahn. Причем объявляют это только в поезде, и на сайтах нигде информации не было».

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

Теперь — во Францию. Там за железные дороги с 1937 года отвечает Национальное общество железных дорог Франции. Сотрудники общества устраивали фашистам диверсии и вооружённые сопротивления, когда во время Второй мировой войны по этим дорогам возили евреев в концлагеря.

Сайт выглядит весьма симпатично. Вот только на главной странице сайта можно найти маршрут, а для покупки нужно переходить в другое место.

Удивительно, но вот эту плашку, через которую нельзя купить билет назвали «Информационным пассажирским модулем». И посвятили этому инновационному высокотехнологическому решению целый релиз. Это у меня вызвало дикое недоумение. А как вы считаете, насколько такое решение полезно?

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

Допустим, мы с этим делом разобрались, и теперь отправляемся из Франции в Великобританию по знаменитому железнодорожному Евротоннелю под Ла-Маншем. Здесь, практически на родине железных дорог, люди делают больше поездок, чем во вместе взятых Испании, Швейцарии, Нидерландах, португалии и Норвегии.

Но эта любовь не очень отразилась на подходе железнодорожников к клиентоориентированности. Проблема в том, что здесь больше 25 операторов, которые выигрывают контракты и работают по франшизе. Все билеты можно купить на одном официальном сайте-агрегаторе National Rail Enquires.

А выглядит он реально жутко. Мало того, что его будто сделали в 2008 году и ни разу не обновляли, так в него ещё и напихали рекламы по самое не балуйся.

Но альтернативы есть — пользоваться региональными компаниями или сервисом Trainline.

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

А теперь — в США. На самолёте. Потому как далеко, нет прямого пути по суше, и в Америке больше любят летать. Билеты на самолёт чаще и стоят дешевле, и этот вид транспорта более комфортный.

За перевозки по железной дороге отвечает Amtrak. Несмотря на стагнацию, в которой находится эта отрасль в США, билеты купить на сайте можно. Можно и в приложении, но на сайте на него ссылку не дали — потому там всего 20 000 отзывов в Google Play — в пять раз меньше, чем у РЖД, и в шесть раз, чем у Deutsche Bahn.

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

А теперь виртуально возвращаемся в Россию. На сайте РЖД теперь билет купить можно. Раньше тоже было можно, но вспомните, как это было тяжело. В принципе, как сейчас в Великобритании, видимо.

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

Теперь всё выглядит так — больше похоже на какой-нибудь агрегатор вроде дудёвского Aviasales или Momondo.

Из плюсов тут: стоимость отображается сразу (как вообще может быть по-другому?); автоматом может подобрать составной маршрут — отправить поездом в Шереметьево, чтобы уже оттуда вы могли улететь самолётом.

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают
Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

Насколько эти сайты удобны?

На сайте Deutsche Bahn в выпадающем меню вверху страницы можно найти всю информацию о предложениях, обмене и возврате, расписании. При этом доступны семь языков. Русский почему-то не завезли.

Удобно ли им пользоваться? Из-за «несковозного» партнёрства с другими линиями — не очень. Цену нельзя будет увидеть, пока не вобьёте кучу данных, не выберете конкретный маршрут и так далее.

С другой стороны, тут есть и плюс — у DB почему-то более точные данные о всяких ремонтах на путях, так что маршрут он сделает правильный.

Если придираться, то можно ещё заметить абсолютно бесполезную фотографию, занимающую кучу места. Что вы думаете по поводу такого дизайна?

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

У Национального общества железных дорог Франции сайт — сугубо информационный. Этот их «Пассажирский информационный модуль», несущий гордое имя вкупе с отсутствием смысла, соседствует здесь с информацией скорее для инвесторов.

Из плюсов — наличие особой страницы для жалоб. На ней выбираете поезд, которым ехали, и переходите на страницу оформления жалобы на сайте перевозчика. Также можно заказать машину с водителем или арендовать велосипед.

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

А что в Великобритании? Отсталый дизайн не мешает сервису надёжно работать. Ещё бы не было этой рекламы. Будто в каком-то блоге на Wordpress.

Есть и плюсы — настройка оповещений и сохранение любимых маршрутов в личном кабинете.

се​
се​

Американский Amtrak отличился неплохим подходом к дополнительным услугам: тут интуитивно понятно, как заказать машину и отель. При нажатии на эту кнопку перебрасывает на другой лендинг, где можно заказать тур.

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

Ну и к родным, так сказать, РЖД. Сайт сразу же предлагает покупку билета, после поиска видна стоимость. Сейчас, правда, особенно не покатаешься из-за самоизоляции — во всех странах расписание перекроили так, чтобы почти ничего не оставалось.

Для удобство можно залогиниться и насохранять избранных маршрутов — они будут видны на главной.

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

Реагирование на глобальные события (да, про коронавирус)

Пока все мы сидим дома, железнодорожники продолжают работать. И так во всём мире. Хотя многих отправили в вынужденный отпуск (в основном без зарплаты, видимо), кто-то ещё перевозит людей и грузы.

Все пять организаций, которые выше описаны, на кризис отреагировали молниеносно. Важно было сократить количество рейсов, чтобы с одной стороны — не обанкротиться на зарплатах, когда пассажиров нет, и с другой — уменьшить скорость распространения коронавируса.

А ещё им приходится массово возвращать деньги за купленные билеты.

И, видимо, с этими задачами все справляются неплохо. На сайтах у всех есть ссылки на изменения в расписании и на информацию о возможном возврате или обмене — пришлось перевозчикам пойти навстречу клиентам.

Но кто-то пошёл и дальше. В Великобритании решили проводить исследование и запустили опрос. Он большой, сложный, и только для тех, кто действительно ездит по этой стране.

В РЖД сделали памятку по профилактике инфекции.

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

В США стали мыть поезда и сделали ролик, который хоть на краудфандинговой платформе можно запостить, чтобы слёзной музыкой денег собрать. Интересно, раньше не мыли? Кстати, делают они это всё равно без масок. Протёрли, чихнули — и вуаля.

Как часто вы ездили по железной дороге до пандемии?
Каждый день
Пару раз в неделю
Раз в месяц
Только в аэропорт
Не ездил
А сейчас ездите?
Нет, дома сижу​
Да, приходится​
Где покупаете билеты? 
На сайте​
В приложении​
В кассах на вокзале
4747
51 комментарий

А что тяжёлого было в покупке билетов на РЖД? 

4

иногда через другой ресурс можно найти дешевле билет или вернуть кешбек 

У всех всё криво работает - какая там цифровизация! Хотя бы работает этот работает и развивается. Ну а билеты в кассах покупать - это уже моветон. 

1

До сих пор наблюдаю, как народ приносит либо распечатанные билеты, либо вот эти - с отрывными талончиками из касс. Ностальджи)

Не у всех есть возможность покупать билеты онлайн - особенно пенсионерам. У них же льготы еще и нужно именно в кассе удостоверение показывать 

Кто-то вообще ездит на поезде постоянно?

1

Я каждый день с работы. Ну, не сейчас. Сейчас дома сижу(((