Почему русский рэп — это не плохой рэп, и почему он заслуживает большего

Статья без коммерции 😉

Почему русский рэп — это не плохой рэп, и почему он заслуживает большего

Еще когда люди слушали только пацанский рэп, многие не могли его воспринимать. Пусть мне не очень нравится этот жанр, но его слушали и слушают множество людей — кайфуют с 1.Kla$, Гуфа и Касты. Если те хейтеры рэпа вспоминают про сегодняшний рэп, то разрыв от их вкусов становится еще больше. И это не только с людьми 40+, но и слушателями западного рэпа, а также других жанров музыки. В таком случае все эти группы вспоминают еще больше негативных слов про русский рэп.

Точку зрения хейтеров сегодняшнего рэпа можно понять. Но в этой статье я порассуждаю со стороны защитника. Поделюсь своим мнением, почему русский рэп нельзя назвать посредственным.

Как новая школа пришла в русский рэп и как на это реагировали

Новая школа врывалась достаточно долго, пока музыка не пришла в массы. Целых пять лет с момента первых релизов 2010-х и 2011-х годов новая школа не могла по-настоящему прославиться. Разделим, как на русский рэп реагировали разные группы людей.

Слушатели пацанского рэпа 2010-х годов не оценили новой музыки в медиа-поле. В жанр стали врываться сегодняшние отцы новой школы: Yanix, Yung Trappa и D.Masta. Они только и делали, что понтовались своими успехами, деньгами и отношениями с девушками. Люди были не в восторге, когда слышали маты и постоянное самовосхваление.

Вася, что за понты? Где треки про неразделенную любовь? Неприятно такое слушать 😡

Примерная реакция людей на новую школу

Вот они — виновники сегодняшнего торжества в рэпе: Yung Trappa, Yanix и D.Masta. К сожалению, первого с нами уже нет. Rest In Peace, Траппа. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCzqdwYsGyBU&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">УБИВАЮ BPM</a>
Вот они — виновники сегодняшнего торжества в рэпе: Yung Trappa, Yanix и D.Masta. К сожалению, первого с нами уже нет. Rest In Peace, Траппа. Источник: УБИВАЮ BPM

Слушатели запада тоже были недовольны происходящим. Так как они уже шарили за Lil Loaded, Young Thug и Chief Keef — видели, откуда эта музыка идет. Эти слушатели начали хейтить русский рэп не только за его содержимое, но и за весь стиль. Все те рассказы — это культура запада, а русские исполнители ее подхватили. Кроме того, зачастую текст был фейковым, что вообще не вязалось с представлением о рэпе. Например, русский рэпер мог спеть про новый Порш и показать его в клипе, когда денег хватило только на аренду.

Конечно, это была арендованная яхта и арендованный вертолет. Но и западные рэперы тоже все арендуют — у них не 800 тачек
Yanix о клипе «Хайпим», где он понтовался техникой, золотыми часами и деньгами
Один из комментариев того времени о клипе<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dt7113opX-N4&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> «Хайпим»</a>
Один из комментариев того времени о клипе «Хайпим»

Никто не исключает, что западные рэперы тоже понтуются небывалым, как это и говорит Yanix в цитате выше. Но изначально рэп зародился, как трушный жанр о жизни в гетто. Там говорились вещи, которые реально происходили. Но это совсем другая тема с переосмыслением ценностей.

Слушатели других жанров: рока, поп-музыки и джаза тоже присоединились к мнению ненавистников. Хотя некоторое, что говорит эта группа, можно применить к их любимым жанрам. Например, люди будут хейтить русский рэп за отсутствие смысла. Но как ты думаешь, в роке его прям полно? Опять же, это разные жанры с разными акцентами в музыке, поэтому сравнивать их и принижать какой-то один будет глупо.

Слушатели советских песен тоже остались недовольны происходящим в культуре. Им был непонятен пацанский рэп, так еще сюда пришла новая школа. Эта аудитория меньше всего заценила новое движение, так как для них важна составляющая песни — ее текст. Эти слушатели обожали группу НА-НА, Шаляпина и Пугачеву. Это не плохо, я уважаю старые песни и тех людей, кто ею горит. Это музыка с душой, но к сожалению, не ко мне.

Со временем пришла Dead Dynasty и в частности Pharaon, который показал нам альбомы «УАДЖЕТ», «PHLORA» и «DOLOR». А затем вышел трек «Black Siemens», который как-раз таки выкрикнул о новой школе на всю Россию. Как рассказывает сам Pharaon, его стебали в универе за этот трек и угарали со строчек «скр скр скр». Из-за этого исполнителю пришлось скрыть свой трек с площадок, а также написать очень содержательный твит:

С этого момента был удален клип на <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DjWDwdYSdM64&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Black Siemens»</a> с 10 млн просмотров
С этого момента был удален клип на «Black Siemens» с 10 млн просмотров
Глеб потом вернул его, и сейчас на клипе 34 млн просмотров
Глеб потом вернул его, и сейчас на клипе 34 млн просмотров

Фараона сравнивают с той эпохой 2к17, когда всем было хорошо. Тогда появлялось еще больше новой школы, и она достаточно быстро захватывала рынок. Вся YungRussia постепенно прославилась, и даже те, кто не был с ней связан. Появлялись новые рэперы: LIZER с хитом «Сердце», вместе с ним FLESH — «FALSE MIRROR», Элджей и FEDUK с «Розовым Вином». Время, когда все было в новинку, но его так и не оценивали те группы слушателей.

Этот год остался в сердцах подростков, но тогда я лишь начинал слушать Фейса и играл в Five Nigts At Freddy. Поэтому мало что помню о вайбе — у меня есть свой. Это был момент, когда я просто пинал мячик с друзьями на улице, а для других — целый этап в культуре. В 2к17 запомнился и YouTube, который повлиял на восприятие года: диссы, батлы, майнкрафт, спиннеры, мемы. Все это образовало одну картину, которую вспоминают сейчас.

И действительно — год был выдающимся, но почему-то я запомнил больше 2018

Почему русский рэп считают плохим

Если объединить все мнения групп, то можно понять, что рэп для них пошлый, бессмысленный и позорный. Такое мнение стало более агрессивным с появлением новой школы. И я попробую разобраться, почему люди так хейтят именно этот жанр.

Такой вопрос задали на Mail.ru 13 лет назад. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fotvet.mail.ru%2Fquestion%2F55534876&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Mail.ru</a>
Такой вопрос задали на Mail.ru 13 лет назад. Источник: Mail.ru
А вот и ответ на него. Как думаешь, мнение поменялось? Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fotvet.mail.ru%2Fquestion%2F55534876&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Mail.ru</a>
А вот и ответ на него. Как думаешь, мнение поменялось? Источник: Mail.ru

Сейчас попробую более детально разобраться, почему русский рэп может быть плохим.

Воровство с запада. Русская культура рэпа пошла по сценарию заимствования у западных исполнителей. Когда в США прославился Yeat, Scally Milano адаптировал звук в треке «Тюрбан», а через 2 года после дикого хайпа Og Buda выпустил два релиза: «Pox Wave 0.5» и «Pox Wave». Кроме того, воруют с запада не только звук, но и сам образ. Когда хайпанул 6ix9ine с его радужными волосами и тату, Ганвест тоже захотел выделиться и заработать денег.

Ганвест еще любил хайпиться на инфоповодах. Примером такого послужит <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DJKsIHOakXuU%26amp%3Brco%3D1&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">фейковая драка с SUBO</a>
Ганвест еще любил хайпиться на инфоповодах. Примером такого послужит фейковая драка с SUBO

Бессмысленные тексты. Говорил об этом в разделе выше. Многие просто считают рэп той музыкой, где негде задуматься. По большинству это не тот жанр, где следует думать.

Нет идентичности. Многие рэперы со временем стали похожими друг на друга. Из-за более расширенных границ исполнителям трудней выделяться, поэтому мы получаем рэпера Yeschapskii, который очень похож на Heronwater по звучанию и текстам. Все же, два этих рэпера различаются, но сходств достаточно много.

Понты. В рэпе ты только и услышишь слова: «Какой я крутой, а вы не такие». В некоторых случаях исполнители с самого начала читают о свэге, девушках, машинах, а потом переходят в более осмысленный звучок. С этими текстами залетают ради хайпа, чтобы потом делать то, что нравится самим рэперам. Таким примером послужит Soda Luv, который сначала выпускал грязь на альбоме «Ничего личного», а потом перешел в смысл на «Native Strangers».

Два абзаца из текста Kizaru в треке <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dvh7GORbhaDY&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Зеркало»</a>
Два абзаца из текста Kizaru в треке «Зеркало»

Маты. Старшее поколение не может воспринимать маты в текстах, а их тут обильно. В большинстве случаев рэперы не обходятся без матов, но есть исключения.

В альбоме нет мата, а если попадется на гостевых куплетах, то он зацензурен. Да вообще, все треки записанные в 21 году без мата. Даже те, которые вышли.
Bushido Zho пообещал не материться в треках, хотя в треке «В темноте» с Платиной

Рэп стал неинтересным. С каждым годом появляются новые фрешмены, что следить за культурой стало трудно. В связи с пунктом выше, что рэперы потеряли идентичность, скукота у некоторых укрепляется еще сильнее. Только за 2023 год появилось множество новых исполнителей: Baby Melo, Toxi$, Kai Angel, 9mice, FRIENDLY THUG 52 NGG, ALBLAK 52 и еще более мелкие по масштабу.

Русский рэп многогранен

Для начала попробуй взять ту мысль, что рэп в своем проявлении — отдельный жанр со своими особенностями. Рок имеет свою музыкальную составляющую и делится на поджанры, тем более во многих таких песнях есть смысл, а не просто ор под гитарку. В свою очередь, у рэпа еще больше граней. По этой культуре можно составить целый айсберг:

Многие люди знают лишь верхушку айсберга рэпа, поэтому не понимают всю культуру этого жанра
Многие люди знают лишь верхушку айсберга рэпа, поэтому не понимают всю культуру этого жанра

Тебе могут не нравиться песни Яникса из-за его понтов и, возможно, монотонной читки — послушай GONE.Fludd с его быстрым флоу и темным вайбом или светлым, если взять прошлое творчество. Хочешь смысла — послушай ЛСП и Noize MC. А если тебе по душе более попсовый звучок, зацени треки Федука и Элджея. Ко всякому спросу есть предложение, главное — грамотно искать, а не брать весь рэп в кучу и поливать его помоями.

В рэпе много самых разных направлений, что даже если вспомнить, назовешь лишь малую часть. Более того, поджанры зачастую смешиваются. Или в одном треке можно услышать сразу несколько поджанров. Вот некоторые из них:

  • Трэп. Самый популярный поджанр, с него все начинали и регулярно выходят новые треки. Если хочешь послушать свэга и понтов в классически рэперском звучании, возьми старое или новое творчество буквально каждого рэпера — Big Baby Tape, Kizaru, Og Buda, LIL KRYSTALLL, Платина, Yanix и многие другие;

  • Дрилл. Тоже очень многогранный и популярный жанр. Более мрачный звучок под басс и грубый тембр, ломанной ритмикой. Хочешь его — послушай новое творчество OBLADAET и LIL KRYSTALLL, альбомы REDO «Drill Talk» и «SEXY DRILL» от Og Buda;

  • Детройт. Более развязный звучок с его грязными текстами и быстрым битом. Мой любимый жанр рэпа. Если тебе по кайфу грязь — Scally Milano с релизом «ONION» и Og Buda с «FREERIO» к твоим услугам;

  • Джерк. Новый жанр, похожий с детройтом. Его слушают, чтобы тоже раздать кача и дать воли под грязные текста. Сейчас продвижением этого звука стал Unki с релизом «JERK SHIT HAPPENS», а первопроходцем стал как всегда THRILL PILL с EP «РАЙОННОЕ» вместе с SKB;

  • Грайм. Темное звучание с экспрессией и сложной ритмикой. Советую послушать Oxxxymiron с альбомом «ГОРГОРОД» и Сидоджи Дубоshit с EP «BIGFOOT»;

  • Джерси Клаб. Более клубный звук, под который обычно происходят страшные вещи — все танцуют и убиваются в зале. Первопроходцем стал Heronwater с релизом «2 DAYS NO LEAN»;

  • И многие другие…

В каждом из этих жанров можно найти что-то серьезное. Даже в детройте на альбоме «FREERIO 2» есть трек «Грусть 2». Да, тут своеобразное начало и история об отношениях. 😁 Но если тебе не важен звук, можешь выделять именно такие треки, где есть над чем задуматься.

Почему русский рэп крутой

С самым главным плюсом, как по мне — многогранностью, разобрались. В этом жанре можно найти самую разную музыку и что-то любому человеку должно понравиться. Все-таки об этом говорит популярность рэпа — его слушают почти вся Россия в том или ином проявлении. Просто кто-то любит погрустить, а кто-то — подвигать головой. Кроме многогранности у русского рэпа существует еще ряд плюсов.

Битмейкеры. В СНГ много тех, кто уже давно делают музыку, но еще не достигли популярности. 14-летние пацаны сейчас делают биты, но это не говорит о плохом качестве. Я уверен, что наши создают даже лучше запада. Многие треки русского рэпа западают в душу именно из-за начинки. Например, послушай биты на треках «Block Baby», «Плывут», «Goofy», «ЦУНАМИ» — это только те, которые я вспомнил. Конечно, там заслуга и исполнителей, но важная составляющая идет от битмейкеров.

Многие популярные исполнители тоже начинали с битов. Примером послужит Big Baby Tape, Heronwater или WhitePunk. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fgo.zvuk.com%2Fstars%2Fbig-baby-tape.htm&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">go.zvuk.com</a>
Многие популярные исполнители тоже начинали с битов. Примером послужит Big Baby Tape, Heronwater или WhitePunk. Источник: go.zvuk.com

Менее обширная доля коммерции. По сравнению с западными исполнителями, где все делается за деньги, русскими по большей части дышит энтузиазм. Конечно, многие большие артисты легко продаются — вспомнить недавний инцидент Kizaru с ARUT. Но на рэп-сцене есть еще GONE.Fludd и Скриптонит, по которым такого не скажешь. Они лишь делают свое творчество.

Да, многие рэперы приходят в рэп ради бабла. Но максимально неожиданно было такого увидеть от Kizaru, который топил за тру в рэпе. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.rap.ru%2Fnews%2F16507&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">www.rap.ru</a>
Да, многие рэперы приходят в рэп ради бабла. Но максимально неожиданно было такого увидеть от Kizaru, который топил за тру в рэпе. Источник: www.rap.ru

Уникальность некоторых исполнителей. Есть на рэп-сцене Скриптонит, Хаски, МЧТ, Miyagi и Andy Panda, которые делают совсем другую музыку — она отличается от запада. Кто-нибудь слышал аналог Miyagi?

Клип на трек <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D4EfM6rPmxow&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Minor»</a> от Miyagi и Andy Panda
Клип на трек «Minor» от Miyagi и Andy Panda

Развитие исполнителей. В отличие от многих западных исполнителей, которые уже приобрели собственные фишки, русские развиваются с большим масштабом: экспериментируют, уходят в другой звук и текста. Недавно альбом от Mayot вышел — «З4ПРАВК4 КИД», где он ушел в игру слов. В масштабе целого альбома такого еще не было.

Послушай треки <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D8B3Je7s6w7A%26amp%3Blist%3DPLDhajrZgo0TLB5M28JgwL0_fH35W0YHKY%26amp%3Bindex%3D20&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Negev»</a> или <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DvI-J5lED4SA%26amp%3Blist%3DPLDhajrZgo0TLB5M28JgwL0_fH35W0YHKY%26amp%3Bindex%3D17&postId=1192158" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Толпа»</a>. Очень круто звучит!
Послушай треки «Negev» или «Толпа». Очень круто звучит!

Звук. Из этих всех плюсов можно собрать единый. Русский рэп очень свеж, и вот почему:

  • Многогранность русского рэпа в поджанрах дает спросу предложение, из-за чего любой может найти, что послушать;

  • Из-за классных битмейкеров мы получаем уникальные и запоминающиеся биты;

  • Менее обширная коммерция дает волю исполнителям сделать музыку от души, а не для денег;

  • Уникальность некоторых исполнителей выделяется на фоне запада и дает что-то новое во всемирный рэп;

  • Развитие рэперов проявляется в экспериментах и новом звуке, из-за чего мы также получаем нестандартную музыку.

В общем, такой разбор русского рэпа у меня получился. Ты можешь быть несогласным с моим мнением, но тут я попытался быть объективным: оценить мнение хейтеров жанра с небольшой историей и вписать свое — почему я с ним не согласен. Из-за этого получилась довольно обширная статья.

Если ты читал мою предыдущую статью о топе 10 русских релизов за 2023 год, мог заметить, что тут я писал более серьезно. В этой статье я поэкспериментировал с повествованием — кто знает, какое заходит лучше.

❤️ Но ты можешь написать комментарий и об этом мне сказать. Да, напиши комментарий бро!

33
реклама
разместить
9 комментариев

Рэп далеко не всегда является искусством, и не только в России. К примеру, разве есть искусство в многократно повторённой фразе "I like to move it, move it"? Или это не рэп?

Качественный рэп всё же существует. Это не музыка, это поэзия. Из относительно недавнего — Лигалайз, «Я знаю людей». И появился рэп вовсе не в Америке. Знаете стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»? Если ещё не знаете, прочитайте прямо сейчас.

2

Я и не называл рэп искусством) Этот жанр многогранен, а значит у каждого исполнителя может быть свой стиль.

Качество рэпа не относится к какому-то одному направлению. По качеству люди могут определять разные аспекты: смысл в текстах, сведение или необычную ритмику. Лично для себя качественных альбомов я могу назвать множество, но мое понятие «качество» не будет сходиться с некоторыми группами людей. С этим ничего не поделаешь.

Что касается рэп-трека «I like to move it, move it» — это тоже может быть качественным треком. Но по мне это просто хит, который пришел в массы. И повторение фраз и слов в рэпе стало чем-то обыденным сейчас. Хоть рэперы реже стали использовать это, но можете послушать трек Lil Pump — «D Rose». На протяжении всего припева он повторяет название трека.

И может быть это чем-то плохим? Думаю, что нет. Это такое же направление в рэпе, только более мелкое и касается узкого аспекта. В нашем случае — припевов. Кто-то может внести в припев смысл, а кто-то — глупое звучание. И этим глупым звучанием трек будет цеплять.

Сам рэп зародился в Америке, а конкретно — в Нью-Йорке 1970-х годов. Но только тогда этот жанр имел совершенно другой вид.

Стихотворение прочитал. Только не понял до конца, как это связно с рэпом) Могу лишь погадать, что вы имели ввиду толерантное отношение к рэпу, как в стихе говорилось — про лошадь.

Не сказала бы, что русский рэп - это что-то хорошее. Не могу это считать за музыку. Это моё сугубо личное мнение.

2

Как я и сказал в статье, могут быть разные мнения насчет русского рэпа. Кто-то это связывает с бессмысленным текстом, кто-то — с воровством у запада, а другой — ценит лишь звук.

Но при этом русский рэп сейчас слушают множество людей в том или ином направлении. Возможно, вы акцентировали внимание лишь на том, что слушает большинство — новый рэп с текстом про понты. Тогда можете послушать Noize MC, Басту или вышел покурить.

Из последних треков с Бастой могу посоветовать — «Карма». Трек с по-настоящему сильным текстом, пои этом в жанре рэп.

Ты согласен с моим мнением?