Почему UX- и UI-дизайнер — это два разных человека

Многие удивляются, когда узнают, что я работаю UX-дизайнером и при этом не являюсь дизайнером интерфейсов в классическом понимании, когда нужно сделать красивую и сочную картинку. Признаться честно, этому удивляются даже некоторые UX- и UI-дизайнеры.

UX/UI окутан мистической дымкой. Все понимают, что это важно, ведь если пользователю не понятен продукт, он не будет им пользоваться. Но далеко не все понимают, чем занимается UX дизайнер и UI дизайнер по отдельности. Сложней всего приходится предпринимателям и бизнесменам, которые хотят запустить IT проект или перевести свой бизнес в онлайн. Многие помнят времена, когда для запуска проекта требовался web дизайнер и программист, но сейчас все усложнилось, появились новые профессии с непонятными названиями специальностей.

Куда делись web дизайнеры или краткая история интернета.

Прежде, чем мы разберемся в отличиях UX и UI дизайнеров и в их зонах ответственности, предлагаю небольшой экскурс в историю развития интернет проектов. Посмотрим, какие специалисты были нужны на каждом из этапов. Тезисно, для общего понимания картины:

Этап первый. Просто сделай сайт. Эпоха, когда в интернете еще жили мамонты и многие верят, что это теория заговора и такого никогда не было.

Зарождение интернета и первых сайтов. Первопроходцы начали изучать создание сайтов, появляются первые специалисты. Для реализации сайта нужен один знакомый, который за символическую плату сделает сайт. Этап характерен вырви-глаз-дизайном, когда использовались все возможные цвета, тени и прочие эффекты. Каждый отрывался как мог. Но чтобы получить первых клиентов из интернета, этого было достаточно.

​Пример вырви-глаз-дизайна. Дальний родственник современного дизайна
​Пример вырви-глаз-дизайна. Дальний родственник современного дизайна

Этап второй. SEO. Нужно больше текста и ключевых слов. Сайтов становится все больше, начинают развиваться поисковые системы, улучшаются алгоритмы поисковой выдачи. Уже недостаточно просто запустить сайт, его нужно продвигать. Клиентов получит тот, чей сайт будет выше. Для этого кроме знакомого разработчика появляется копирайтер / seo специалист, который через web дебри выведет сайт на вершину SEO горы, где по легендам можно найти трафик. Сайты стали похоже на огромные библиотеки с текстом и разделами.

Сайт-простыня. Огромное количество текста и разделов. Лишь бы Google заметил​
Сайт-простыня. Огромное количество текста и разделов. Лишь бы Google заметил​

Этап третий. Web дизайн. Просто сделай красиво. Всех утомили простые и скучные сайты. Развиваются технологии, анимации. Компании активно ищут человека с хорошим чувством вкуса. Визуальная привлекательность вышла в приоритет. Уделать конкурентов и удивить пользователя. Этап экспериментов и бесконечных поисков цифрового Грааля. Для реализации сайта или проекта требуется уже полноценная команда с дизайнером, разработчиком, контент менеджерами и др. Многие помнят этот этап, а многие до сих пор в нем живут.

Эпоха web дизайна. Сайты и приложения становятся визуально приятными. Основной акцент на оформление​.
Эпоха web дизайна. Сайты и приложения становятся визуально приятными. Основной акцент на оформление​.

Этап четвертый. UX/UI. Хочу, как у Apple. За всей визуальной красотой скрывалась ловушка. Маркетологи стали изучать веб аналитику, смотреть вебвизор. Оказалось, что пользователь не понимает некоторых моментов, которые были очевидны бизнесу и команде разработке. Кто-то не находил нужный раздел в меню, кто-то не понимал, какие действия от него ожидают, другие узнавали о наличии важного функционала только спустя пару месяцев активного использования. Небольшие промахи становились причиной потери прибыли для бизнеса. На этот этап огромное влияние оказала компания Apple, которая сделала свои телефоны и другие устройства максимально простыми и интуитивно-понятными. Кроме этого начинают развиваться мобильные приложение и появляется необходимость корректного отображения контента на различных устройствах. Тогда и появились UX/UI дизайнеры, которые пришли на смену web дизайнерам. Которые не просто рисуют, а понимают пользователя и создают интерфейсы, легкие для использования.

Проект roobinium. Пример эпохи UX/UI дизайна. Всего два возможных действия пользователя - связаться, либо посмотреть портфолио.
Проект roobinium. Пример эпохи UX/UI дизайна. Всего два возможных действия пользователя - связаться, либо посмотреть портфолио.

Кто такой UX дизайнер? Обязанности и ответственность

User Experience - пользовательский опыт. UX дизайнер - это специалист, который обладает эмпатией и понимает бизнес процессы. Переводчик, между бизнесом и пользователем. Ключевые обязанности:

  • Проведение брифингов с бизнесом
  • Проведение face-to-face интервью с пользователями
  • Интерфейсный анализ решений конкурентов
  • Составление информационной архитектуры проекта
  • Прототипирование
  • Аналитика и тестирование

Задача UX дизайнера создать понятную структуру проекта, чтобы были учтены интересы, как бизнеса, так и пользователя. Проект начинается именно с UX дизайнера. Он собирает и структурирует информацию, создает прототип, который будет понятен пользователю, проводит тестирования, чтобы проверить гипотезы и отыскать пользовательские тупики. UX дизайнер отвечает за удобство будущего проекта и сохранение бизнес-процессов проекта. Выступает в качестве адвоката пользователя, который получает удовольствие от взаимодействия с интерфейсом, тем самым став лояльным, постоянным клиентом.

UI дизайнер. Что делает и за что отвечает.

User Interface - интерфейс пользователя. UI дизайнер отвечает непосредственно за визуальную составляющую проекта. Выбор иконок и изображений, определение стилистики и визуальных акцентов. Кроме этого UI дизайнер отвечает за микро UX в рамках интерфейса. Каждый элемент должен быть интуитивно понятен пользователю. Например, если UX дизайнер отражает в прототипе слайдер, задача UI дизайнера отрисовать слайдер таким образом, чтобы пользователь понял, что это именно слайдер.

Основные обязанности UI дизайнера:

  • Общая стилистика проекта
  • Визуальные акценты
  • Типографика
  • Брендирование
  • Подготовка UI к верстке

Почему бы не сделать UX и UI за одну цену?

UX и UI два важных этапа при разработке IT проекта. Кто-то совмещает в себе роль UX/UI, но здесь логично сравнить архитектора и интерьерного дизайна. Можно сказать, что оба участвует в строительстве дома, но вряд ли будут выполнять работу друг друга.

Как UI дизайнер может сосредоточиться на интерфейсе, если его постоянно отвлекать вопросами структуры проекта или изучением бизнес процессов?

Как UX дизайнер может собрать воедино всю картину и учесть интересы как бизнеса, так и пользователя, если будет зациклен на выборе цветового решения?

UX и UI - это большие сферы, в каждой из которых есть свои законы, правила и инструменты. При этом компетенции UX и UI дизайнера сильно переплетены, UX должен обладать базовыми компетенциями в UI, а UI базовыми компетенциями в UX.

Прошли времена, когда за создание сайта или IT проекта может отвечать один человек. Для создания успешного цифрового продукта требуется команда, где у каждого своя зона ответственности и навыки.

В завершение моя любимая фотография, которая показывает разницу между дизайном и реальным опытом пользователя. 
В завершение моя любимая фотография, которая показывает разницу между дизайном и реальным опытом пользователя. 
1717
113 комментария

Будто прочитала статью пятнадцатилетней давности, где дизайнерам закинули ярлыки будущего, а автор пытается разобраться, как ему ограничить свои обязанности, чтобы красиво нести выбранное клеймо.

Уж извините, просто печально смотреть, что в 2020 году все ещё поднимаются такие темы. 

16

Как и говорил ранее, я согласен, что для дизайнеров тема не нова, но если брать мелкий и средний бизнес, там большая путаница и нет понимания, что стоит за новомодными названиями. Задача как раз и стояла немного по полочкам разложить. Т.к. если UX/UI еще понимают, когда приходит клиент, а у нас разделены эти функции - у него взрывается мозг ))

2

Я не знаю где работает автор и в каком году застрял, но все нормальные ребята уже давно забили на SEO по ключевым словам, потому что они превращают сайт в говно. Отталкиваться нужно не от ключевых слов для поиска, а от смысла, который нужно вложить в текст.

А по поводу деления на UX/UI. Можно сколько угодно называть себя UX дизайнерами и исследователями пользовательского опыта, но пока вы рисуете аккуратные фиолетовые прямоугольники, оправдывая необходимостью делить UX и UI дизайнеров свое отсутствие вкуса и неспособность сделать нормально и то и другое, хороший дизайнер интерфейсов быстро накидает реалистичный прототип с реальной концепцией (может быть не идеальной, но которую уже можно показать) и пойдет собирать фидбэк. 

Кроме этого UI дизайнер отвечает за микро UX в рамках интерфейса.

А, то есть UI дизайнер за микро UX отвечать должен, а UX дизайнер за микро UI нет? :D

5

Понятное дело, что сейчас не используется в SEO ) здесь задача была показать, какие события влияли на дизайн. Само собой очень поверхностно и крупными мазками ) событий много разных было, как и этапом. 

Основной посыл - UI дизайнер не должен отвлекаться на понимание бизнеса, собирать структуру, закладывать маркетинговые триггеры и.т.д. 

Здесь как раз работа UX дизайнера, когда он собирает всю необходимую информацию, прорабатывает общую структуру проекта, а UI дизайнер по прототипу уже рисует, как по ТЗ. При таком раскладе скорость UI дизайна сильно увеличивается. UX дизайнер больше как аналитик выступает. Каждый занимается своим делом. 

У всех по разному. Мы в команде высокодетализированный прототип делаем, с различными переходами и.т.д. Потом в качестве ТЗ выступает для UI дизайнера и команды разработки. 

Но в целом UX и UI очень сильно переплетены, но для оптимизации и скорости важно разделять )

3

все это полная х..ня. UX имеет значение в проектах с огромной нагрузкой, где каждый штрих может обернуться колоссальным эхом конверсии. в проектах с малой и средней нагрузкой это бесполезная трата человеко-часов. современный дизайнер вполне может совмещать две эти роли при необходимости. да и если продукт- говно, никакие ux-ы не помогут. 

2

продукт-говно — это тоже ux. хуёвый, разумеется

3

1. это не хуйня
2. юикс имеет значение во многих проектах, а не только лишь во всех.
3. "в проектах с малой и средней нагрузкой это бесполезная трата человекочасов" - ложь чистой воды. юикс вообще слабо связан с нагрузками. может быть вообще не нагруженный проект, внутренний портал или справочный какой-то сервис битуби. юикс не нужен в маленьких по обьему проектах где можно все сделать на коленке.

3. "современный дизайне может совмещать" - ложь. Если под совмещать мы понимаем делать и то и то без ущерба для качества того и того. может лишь в малых проектах. впрочем в малых проектах и секретарша может нарисовать диз тогда уж (если по этой логике дальше идти).

"если продукт говно юикс не поможет" - тривиальщина. Фраза бессмысленная. Если продукт говно ему просто ничего не поможет, фраза не несет смысловой нагрузки никакой.