Рынком фотографии правят социальные сети. Анализ и перспективы рынка фотообработки

На сегодняшний день в Google Play и AppStore можно найти огромное количество различных приложений для фоторедактирования. Наше приложение LookMe – первый маркетплейс, соединяющий дизайнеров и фотолюбителей по всему миру в одном месте, является подобным сервисом и помогает получать качественно обработанные фото при минимуме усилий. Приложение уже доступно в AppStore и Google Play.

В данной статье мы хотели бы поделиться результатами своего исследования, направленного на поиск целевой аудитории, наиболее востребованного функционала, а также формирования стратегии развития нашего сервиса.

В рамках проведенного исследования мы попытались сакцентировать внимание на изучении уже существующих приложений, которые позволяют делать фотообработку самому, и их положении на рынке, объем потенциального рынка в различных регионах, а также мы постарались выделить тренды, которые сложились на этом рынке.

Фоторедакторы на текущий момент предлагают огромный спектр инструментов для обработки фотографий. Мы попытались сегментировать все эти инструменты и определили их в следующие категории:

  • Улучшение фотографий с помощью простых функций (цветокоррекция, контраст, яркость)
  • Наложение масок (животные, старение, знаменитости и т.д.)
  • Коррекция фигуры и лица (сделать узкую талию, увеличить грудь, убрать живот, отбелить зубы)
  • Ретуширование (наложение эффектов и фильтров, удалить/ сместить объект на фотографии)

В каждой из приведенных категорий мы постарались выделить 3-5 самых популярных приложений для стран Америки, Европы и СНГ. Всего было рассмотрено 12 стран:

  • США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина
  • Великобритания, Германия, Франция, Италия, Италия, Испания
  • Россия, Украина, Белоруссия

Для построения рэнкинга в каждой из категорий мы сперва воспользовались доступными в SimilarWeb(ограниченная недельная trial-версия) рейтингами Google Play и AppStore для категории Photo & Video. Затем, на основе сформированной таблицы с упорядоченными рейтингами, мы изучили функционал и описание (то, как позиционирует себя приложение в Google Play & AppStore) первых 30 приложений в каждой стране, из которых экспертным путем выделяли приложение в одну из четырех приведенных категорий.

На основе приведенного выше алгоритма мы составили ТОП приложений для каждой страны в представленных категориях. Агрегировав полученные результаты, мы определили следующие приложения для каждой из категорий, которые хотя бы раз попадали в наш ТОП в одной из представленных стран:

Google Play:

ТОП приложений Google Play по категориям редактирования фотографий
ТОП приложений Google Play по категориям редактирования фотографий

Приложения Google Photos и Amazon Photos, на наш взгляд, не подходят нам в качестве полноценных аналогов ввиду того, что приложения используются преимущественно для хранения фото. Кроме этого, на два приложения приходится свыше 1 млрд. скачиваний (подавляющая доля приходится на Google Photos), что немного исказило бы результаты нашего исследования. Поэтому, в дальнейшем анализе мы исключили их из исследования.

Рассмотренные приложения имеют следующий рейтинг и порядок скачиваний в Google Play:

Рейтинг и порядок скачиваний ТОП приложений по обработке фотографий в Google Play:
Рейтинг и порядок скачиваний ТОП приложений по обработке фотографий в Google Play:

AppStore:

ТОП приложений AppStore по категориям редактирования фотографий
ТОП приложений AppStore по категориям редактирования фотографий

В целом, для AppStore относительно Google Play картина касательно набора приложений сильно не меняется. Google Photos здесь мы так же исключим из анализа. К сожалению, в AppStore не был доступен порядок скачиваний для приложения, поэтому довольствуемся только рейтингом:

Рейтинг и порядок скачиваний ТОП приложений по обработке фотографий в AppStore
Рейтинг и порядок скачиваний ТОП приложений по обработке фотографий в AppStore

Кроме этого, мы собрали простенькую и довольно наглядную табличку с географией присутствия в рассмотренных странах:

География присутствия приложений
География присутствия приложений

В представленной табличке есть явные лидеры. Если c первым приложением все более-менее понятно: это приложение от Google, - то с вторым несколько интереснее. PicsArt – интересный редактор, который вырос из стартапа в один из ключевых сервисов на рынке мобильных фоторедакторов. Сейчас приложение имеет более 700 млн. скачиваний и является одним из немногих приложений, которое способно тягаться с Google. Оно представлено так же во всех рассмотренных нами странах, как и SnapSeed.

Теперь, рассмотрим некоторые из операционных показателей для каждого приложения, которые были нам доступны в пробной версии SimilarWeb за февраль 2020 в Google Play (AppStore не был использован, так как данные были доступны только для США и не были полными). Из представленных метрик по пользователям в SimilarWeb нам показались наиболее важными следующие: UMAU – unique monthly active users, UDAU - uniquedaily active users, дневное количество сессий на активного пользователя и время, которое активный пользователь проводит в приложении на протяжении дня.

Операционные показатели фотоприложений, данные SimilarWeb
Операционные показатели фотоприложений, данные SimilarWeb

А теперь посмотрим на те же показатели, но уже в разрезе регионов и стран:

Операционные показатели фотоприложений в разрезе приложений, данные SimilarWeb
Операционные показатели фотоприложений в разрезе приложений, данные SimilarWeb

В целом, достаточно ожидаемо, что страны Америки находятся на первом месте, однако, отметим, что в числе ТОП-3 нет США (если судить по UMAU). С одной стороны, Америка - это основной рынок для многих приложений по причине того, что пользователи охотнее готовы платить за услуги и охотнее отказываются от рекламы в приложении за платную подписку. С другой стороны, это может быть обосновано мароэкономическими факторами и просто менталитетом людей. Например, в США преобладает явно выраженная потребительская экономика – пользователи готовы совершать оплату в приложении, а в Бразилии, столице веселья и карнавалов, в целом, царит культ тела. Местные жители стараются показать себя всегда во всей красе: уделяют огромное внимание тренировкам на пляжах, ходят с минимумом одежды. А в Мексике на 7 женщин вообще приходится 1 мужчина: девушки постоянно стараются быть во всеоружии и подчеркивать свои формы. Возможно, отчасти, эти факторы способствуют тому, что уникальных пользователей в этих странах значительно больше, чем в остальных.

Интересно, кстати, отметить, что Россия недалеко ушла от США и расположилась на 5 месте рейтинга, опережая всю Европу. Однако, в России люди не так охотно оформляют платные подписки и совершают покупки в приложении, предпочитая бесплатные аналоги. В целом, масштабный выход на рынки стран Латинской Америки, США и Мексики представляется нам перспективным и оправданным: 1) есть определенный интерес к приложениям по обработке фото 2) есть желание со стороны населения и, что немаловажно, платежеспособный спрос. Это подтверждают и наши последние данные о конверсии: средний уровень конверсии установок в платящего пользователя за апрель 2020 составил 8.6%, когда в Мексике этот же показатель за аналогичный период составил 9.2%, в США – 10.4%.

Далее мы решили немного углубиться в демографию каждой из категорий. В качестве некоторого прокси-таргета нами были рассмотрены показатели снова для Google Play, в частности для одной страны – США (к сожалению, больше информации от SimilarWeb получить нам не удалось в рамках пробной версии):

Демографическая и возрастная статистика пользователей приложений 
Демографическая и возрастная статистика пользователей приложений 

В целом, в таблице нет чего-то экстраординарного: основная доля пользователей — это девушки в возрасте до 34 лет (в большинстве приложений). Кстати, интересно, что в достаточно популярных приложениях AdobeLightroom и в SnapSeed наибольшая доля приходится на молодых людей в возрасте 25-34 лет.

С нашей точки зрения, США в какой-то степени является некоторым ориентиром в плане аудитории и рынка – наш бенчмарк, к которому мы стремимся. Поэтому, опираться на эти данные вполне представляется разумным.

Ниже представлен Retention Rate – показатель, который говорит нам, сколько % пользователей, которые установили приложение в День 0, остается на День N. Данный показатель является, на наш взгляд, определяющим с точки зрения бизнеса: от его величины зависит как долго клиент с нами будет работать и как долго он будет пользоваться нашими услугами, в том числе и платными. Все это прямо влияет на известный показатель Life-Time Value, который говорит о том, какую ценность с точки зрения денег составляет для нас каждый клиент. Напомню, что данный показатель произведению Life-Time периода (период жизни клиента) и среднего дохода с одного пользователя. Сам же Life-Time период определяется как интеграл от функции Retention Rate. У нас имеются следующие данные по приложениям:

Retention Rate в разрезе различных приложений
Retention Rate в разрезе различных приложений

Из таблицы видно, что через месяц от аудитории приложений для фотообработки почти ничего не остается – в среднем, около 5% пользователей. Отдельно хочется отметить качественную работу нескольких приложений в этом направлении PicsArt, Sweet Selfie, SnapSeed и YouCam Makeup – эти приложения, по всей видимости, очень качественно работают со своей аудиторией. Одним из инструментов по удержанию клиентов являются различные маркетинговые предложения, разработка новых инструментов для обработки, скидки, маркетинг и прочее. Здесь мы отметили для себя, что крайне важно именно вовлекать аудиторию в приложение, например, за счет интеграции социальными сетями, создавать внутреннюю активность в приложении за счет различных марафонов, общаться с пользователями, регулярно добавлять новые инструменты для обработки.

В целом, низкий Retention Rate может свидетельствовать о нескольких причинах: 1) не понравилось приложение/ не зацепило 2) слишком дорого 3) использование приложения пользователем на разовой основе (например, сделать аватарку для социальной сети раз в месяц). 4) плохое качество обработки 5) мало функций. Эти проблемы нужно выявлять и стараться предвидеть их. Поэтому нужно держать руку постоянно на пульсе и постоянно взаимодействовать со своими пользователями.

В заключении, мы бы хотели коротко осветить такую тему как маркетинг. Для продвижения приложения мы изначально рассмотрели 4 основных канала: 1) Реклама внутри Appstore и Google Play 2) Инстаграм (блогеры) 3) Facebook 4) SEO-продвижение. От эффективности рекламных каналов, трафика зависит число скачиваний, а, соответственно, и новые платящие пользователи. Маркетинг – недешевый инструмент привлечения пользователей, необходимо понимать за что мы платим в каждом из каналов. В сторах, например, плата осуществляется за установки приложения, которые были найдены при помощи встроенных сервисов поиска по ключевым словам. Блогеры в Инстаграме, в основном, берут плату за количество подписчиков. Например, за 1 показ в сторис берется N-ая сумма за каждые 30 тыс. подписчиков. В Facebook реклама определяется количеством показов или Cost per Mile – стоимость за каждые 1000 показов. Стоимость SEO оценить тяжелее, но тут необходимо постоянно делать тесты с описанием и оформлением страницы приложения с целью увеличить количество показов приложения, а также увеличить конверсию количества показов в установки. Сумма всех этих затрат определяет показатель Customer Acquisition Cost или стоимость привлечения клиента.

Таким образом, анализ рынка помог сделать следующие выводы:

1) Рынок мобильных приложений для фотобработки пестрит огромным количеством самых разных предложений. Это, в частности, объясняется все новыми и более сложными запросами со стороны пользователей. Как раз такие пользователи являются нашей целевой аудиторией.

2) Существуют несколько рынков, где потенциально приложение может быть востребовано больше всего: страны Латинской Америки, США, Мексика. Это обосновано несколькими причинами: лояльностью пользователей к платным услугам и желанием показать себя (культ тела в странах Латинской Америки и Мексики).

3) Одним из ключевых бизнес-показателей для приложения, на наш взгляд, является Retention Rate(удержание пользователей в приложении). Данная метрика в наибольшей степени зависит от того, насколько приложение интересно пользователю и насколько эффективно осуществляется взаимодействие с ними (например, проведение марафонов, челленджей, рекламных компаний и прочего).

4) Помимо Retention Rate очень важно смотреть на такие показатели, как Life-Time Value, Average OrderValue, Customer Acquisition Cost, а также на относительные показатели: Заказы/UMAU (UDAU), платящие пользователи/ Установки. От этих показателей во многом зависит экономика приложения.

5) Дополнительно, мы подметили несколько трендов, которые сложились на рынке приложений для обработки фото:

  • усложняющиеся запросы ведут к появлению новых инструментов для обработки. Особенное место также начинает занимать видеобработка.
  • Все стремительно переходит в цифру: бумажные носители уходят в историю.
  • Люди все активнее обмениваются фото и видео. Это способствует росту числа пользователей в Инстаграм, Tik-Tok, что в свою очередь увеличивает количество заказов на обработку в стремлении показать красивые фото и видео, а также поразить своих подписчиков.

Мы тщательно стараемся изучать нашу аудиторию, регулярно проводя опросы и исследования рынка. Учитывая растущий интерес и спрос на более сложную обработку фото, мы уже занимаемся разработкой автоматизированного инструментария для редактирования фото, а также изучаем идеи обработки видео и stories, а также работаем над социальными компонентами приложения, о которых расскажем вам в следующих статьях.

На этом мы заканчиваем статью про исследование рынков Америки и Европы, но в то же время только начинаем цикл статей, в рамках которых рассмотрим и другие рынки. В следующей статье мы подробным образом расскажем про рынки стран Азии и проблемах, с которыми может столкнуться приложение при запуске своих услуг здесь. Будем так же рады любым комментариям относительно маркетинга, приведенных в статье оценок, подходам к анализу рынков и ключевых метрик, на которые необходимо обращать внимание при анализе собственной юнит-экономики.

Андрей Духовный
Основатель LookMe
Вадим Анпилогов
Руководитель по развитию LookMe
22
9 комментариев

Приложения с уклоном в AI и с меньшим кол-вом настроек пойдут в топы.
Мне нравятся AI фильтры https://skylum.com/luminar

3
Ответить

Спасибо, крутая программа, изучим. 

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Если совсем коротко:) Рынок фотообработки растет, экономика сервисов сходится,  Россия входит в топ-5 стран по спросу на фотообработку, сразу после США. Максимальная популярность в Бразилии. 

3
Ответить

Ретушь и маски, ожидаемо. 
Странно что vsco нет, даже на самых днищенских позициях

Ответить

Да)) надеялась увидеть в топе, мб из-за большого количество платных эффектов у них.. хотя думаю это уже не ново, платить за приложухи, по крайней мере в Америке

Ответить