Борьба с дроблением бизнеса: какие нововведения в Налоговый кодекс обсуждает ФНС?

Президент рекомендовал до 31 июля 2024 года внести в Налоговый кодекс РФ поправки, которые определяют основные параметры модернизации налоговой системы до 2030 года.

Одно из предложений – это поэтапный переход на упрощенную систему налогообложения (УСН)

С 1 января 2025 г. у предпринимателей появится возможность поэтапно перейти с УСН на общий режим налогообложения (ОСНО). Официальных новостей, как именно будет реализовано предложение, нет. Но уже в СМИ появились предположения о формате изменений.

Зачем предприниматели дробят бизнес?

Дробление бизнеса на несколько компаний — это довольно распространенная практика, используемая предпринимателями по различным причинам. Вот несколько основных причин:

- Оптимизация налогообложения.

- Разделение рисков (создание нескольких компаний позволяет ограничить финансовую ответственность).

- Управление НДС. Например, одна компания может быть плательщиком НДС, а другая — нет, что уменьшает общую сумму уплаченного НДС.

- Передача убытков. В некоторых случаях убытки одной компании могут быть перенесены на прибыль другой компании внутри группы (это снижает общий налог на прибыль).

Основная причина, как правило, это оптимизация налогообложения. В России предприниматели дробят бизнес, чтобы оставаться на УСН и избежать перехода на ОСНО. УСН имеет множество преимуществ, включая более низкие налоговые ставки и упрощенное ведение бухгалтерского учета.

Основной метод заключается в создании нескольких юридических лиц, каждое из которых использует УСН. Это позволяет распределить доходы между этими компаниями таким образом, чтобы каждая из них не превышала лимиты, установленные для УСН.

Россия встала на путь борьбы с дроблением бизнеса по нескольким ключевым причинам.

  • Во-первых, это увеличит налоговые поступления. Искусственное дробление бизнеса позволяет компаниям оставаться на УСН и уплачивать меньшие налоги, что снижает налоговые поступления в бюджет. Это уменьшает финансовые ресурсы государства, которые направлены на финансирование социальных программ, инфраструктурных проектов и так далее.
  • Во-вторых, это обеспечит справедливую конкуренцию. Когда компании дробят свой бизнес и остаются на УСН, они получают конкурентное преимущество перед теми, кто честно работает в рамках ОСНО. Это создает неравные условия и подрывает рыночную конкуренцию.

Плавный переход с УСН на ОСНО поможет минимизировать число случаев дробления бизнеса. Постепенное введение новых налоговых обязательств и отчетных требований даст предпринимателям время адаптироваться к новым условиям.

Федеральная налоговая служба уже начала проводить встречи с крупнейшими деловыми объединениями для обсуждения амнистии для предпринимателей, которые прибегали к дроблению бизнеса. Также обсуждается плавный переход малых предприятий на основную систему налогообложения.

Торгово-промышленная палата предложила ввести прогрессивную шкалу налогообложения по УСН. Согласно этому предложению, налоговая ставка могла бы постепенно повышаться по мере роста выручки компании. Это позволит учитывать финансовые возможности бизнеса, сохраняя при этом стимулирующие условия для его развития. Такой подход поможет избежать резких переходов на ОСНО.

Кроме того, предлагается увеличить лимиты выручки, при которых компании могут оставаться на УСН. Увеличение этих лимитов позволит большему числу предприятий пользоваться преимуществами льготной системы налогообложения.

Как может выглядеть прогрессивная шкала налогообложения на УСН?

Федеральная налоговая служба России обсуждала с представителями бизнеса вопрос об устранении лимитов по численности сотрудников и стоимости основных средств для применения УСН. В настоящее время действуют ограничения на применение УСН, связанные с численностью персонала и стоимостью имущества предприятия. Однако предприниматели высказывали предложения об их отмене или существенном повышении, считая их ограничивающими для развития бизнеса.

Еще одним предложением является установление лимитов доходов для упрощенной системы налогообложения по группе юридических лиц, занимающихся одним и тем же видом деятельности. Предложение заключается в том, чтобы объединять эти юридические лица в группы и определять лимиты на основе их общего дохода, который должен быть выше текущих уровней. Для успешной реализации этого предложения необходимо соблюдение двух условий:

  • во-первых, юридические лица должны заниматься одними и теми же видами деятельности, либо их конечные продукты или услуги должны быть одинаковыми;
  • во-вторых, эти юридические лица должны контролироваться одним и тем же лицом.

Кроме того, было озвучено, что если совокупный доход юридических лиц, контролируемых одним лицом и занимающихся разными видами деятельности, превысит 2 миллиарда рублей, то они будут рассматриваться как группа и потеряют право на применение упрощенной системы налогообложения.

С 2021 года упрощенная система налогообложения в России уже стала частично прогрессивной. Предприятия сохраняют право на УСН, даже если их доходы превышают установленный лимит, однако налоговые ставки при этом увеличиваются. Для схемы «УСН доходы» ставка может увеличиться до 8%, а для схемы «УСН доходы минус расходы» — до 20%.

Сейчас рассматривается предложение, которое предполагает дальнейшее развитие прогрессивной шкалы налогообложения. Согласно этому предложению, размер дохода будет определяться по итогам каждого квартала нарастающим итогом. Если доходы превысят установленный лимит в каком-то квартале, повышенная ставка будет применяться только к доходам, полученным в этом квартале. Это значит, что предприниматели будут платить повышенные налоги только с той части дохода, которая превысила лимит.

В чем заключается проблема внедрения реформы?

Предложения о введении изменений в упрощенную систему налогообложения требуют дополнительного обсуждения вопросов, связанных с определением контролирующего лица группы и последствиями объединения юридических лиц.

Важно установить четкие критерии для определения контролирующего лица группы, чтобы избежать путаницы с инвесторами или родственниками, которые занимаются аналогичной деятельностью. Например, размер доли в уставном капитале или степень влияния лица на управление.

Второй проблемой являются последствия объединения юридических лиц в группы. Когда совокупный доход участников группы превысить лимит, возможность пользоваться льготным режимом УСН потеряет каждый из участников группы, вне зависимости от размера вклада в экономическую деятельность.

Третья проблема – это точность определения вида деятельности для объединения юридических лиц в группы. Из-за того что УСН предполагает минимальные сведения в отчетности, будет сложно определить основной вид деятельности многопрофильного бизнеса.

Какие предложения уже были озвучены?

Существуют и альтернативные предложения, которые были озвучены деловыми объединениями:

Минэкономразвития – ввести новую льготную категорию «Малые средние предприятия Плюс», которая будет охватывать компании, уже преодолевшие порог малого и среднего бизнеса, но еще не перешедшие в категорию крупных предприятий.

«Опора России» – повышение лимитов использования УСН:

  • Штат сотрудников – 250 человек.
  • Стоимость активов – 250 млн. рублей.

Подробности будут известны в конце июля. Пока остается только предполагать, какие из предложений ФНС взяло во внимание. В любом случае, при оптимизации бизнеса советую обращаться к квалифицированным специалистам (налоговым консультантам, бухгалтерам и юристам).

Больше информации о текущих событиях в мире налогов и бухучета в моем телеграмм-канале Бухгалтерия.Налоги.Науменко.

1 комментарий

Так 60 млн лимит по УСН хотят сделать, не?