Клиенты сами рассказали нам о наших ошибках. Нужно было только спросить
Хотите увидеть себя глазами клиентов? Спросите их, готовы ли они рекомендовать вас другим людям. Поверьте, вы узнаете много интересного и шокирующего о сотрудниках и работе в целом.
Именно так поступила Татьяна Гузеева - коммерческий директор компании “СТРОЙТЭК”. Она расскажет об итогах опроса и о том, зачем он вообще нужен компаниям.
Мой карьерный путь в штате одного из ведущих застройщиков Екатеринбурга начался пять лет назад. Как управленца меня интересует каждый аспект работы компании, но одним из ключевых я всегда считала тот, что формирует имидж бренда, ― обратную связь от клиентов.
Поэтому я решила узнать, насколько клиенты нашей компании довольны нашей продукцией и работой, ведь именно эти факторы влияют на приверженность людей определённому бренду. В этом вопросе я доверилась методу Net Promoter Score (NPS). Объясню, в чём его суть.
Что такое NPS и зачем он компаниям?
Это чёткий балльный индекс, который используют компании, чтобы измерить уровень лояльности потребителей и их готовность стать неофициальными промоутерами бренда, то есть рекомендовать услуги компании другим людям.
Методика NPS разработана в 2003 году Фредом Райхельдом из Bain & Company совместно с Satmetrix:
Есть критики (недовольные клиенты), нейтралы (клиенты, которые не занимают определенной позиции в отношении компании) и промоутеры (клиенты, готовые рекомендовать компанию другим). Важно, чтобы количество последних превалировало над первыми.
Результат NPS может быть от -100 до +100. Считается, что любой результат со знаком «+» уже можно назвать положительным, он означает, что у компании промоутеров больше, чем критиков.
Высокий балл говорит о том, что клиенты довольны результатами работы компании. А это напрямую влияет на репутацию бренда и финансовый успех организации. Но «высокий» ― это какой?
- «хороший» результат: от 0 до +30;
- «отличный» результат: от +30 до +70;
- «экстраординарный» результат: выше +70.
Правда, результат со знаком «―» я бы не спешила клеймить позором. Если NPS получился ниже 0, это лишь говорит о проблемах, на которые нужно обратить внимание и исправить.
Объясню почему для меня так важны эти показатели. Я считаю, что коммерческий директор ― ключевая фигура в процессах, связанных с улучшением клиентского сервиса. Он отвечает за трансформацию процессов, работу с ЦА и клиентами, уделяя особое внимание деталям. «СТРОЙТЭК ― комфорт во всех отношениях» - таков слоган нашей компании, и моя задача обеспечить клиентам комфорт на каждом этапе взаимодействия, начиная с первой встречи и заканчивая постпродажным обслуживанием.
В рамках изучения NPS мы разделили взаимодействие с клиентами на шесть основных этапов:
Каждый из них важен для оценки приверженности клиента бренду, но в этой статье я хочу выделить три ключевых этапа, которые помогают нам улучшать клиентский сервис.
Три опроса на NPS, которые открыли нам глаза на проблемы
Под ключевыми этапами я подразумеваю покупку, заселение и проживание. Чтобы исследовать NPS в рамках этих трёх блоков, мы провели серию телефонных, личных и SMS-интервью с собственниками квартир, которые:
- подписали договор на покупку жилья;
- получили ключи от жилья;
- прожили в квартирах 3-5 лет.
NPS после заключения договора: сложно оформить ипотеку без помощи
В 2022 году наш показатель NPS после заключения договора составлял 42. Это отличный результат, но как руководитель я всегда стремлюсь к максимально высоким планкам. Поэтому я начала выяснять, за счёт чего можно повысить данную оценку.
Мы внедрили опрос, ссылка на который отправляется клиентам в виде SMS-сообщений после заключения договора. Опрос создан на платформе https://webask.io/ (о том, как я выбирала эту платформу из множества, можно написать отдельную статью) и оформлен в соответствии с фирменным стилем компании. Создание такого опроса — это сложный процесс, требующий высокого уровня профессионализма и внимательности к деталям. Чем короче опрос, тем сложнее его разработка, ведь каждый вопрос должен быть предельно чётким и грамотно сформулированным для достижения максимальной эффективности.
Для разработки наших опросов я привлекаю ведущих специалистов в области маркетинговых и социологических исследований. Все цели и задачи опросов формулируются под моим непосредственным руководством, что гарантирует их соответствие стратегическим интересам нашей компании. Это регулярная практика, с момента запуска его прошли уже более 400 человек. Кстати, за участие в опросе компания дарит подарочную карту парфюмерного магазина.
Благодаря опросу мы увидели свой главный недостаток, который не позволял получить более высокий результат, ― отсутствие ипотечного брокера в компании. Из-за этого нам приходилось отправлять клиентов в «свободное плавание» по банкам, где они были вынуждены сами подавать заявки на одобрение ипотеки. Люди сталкивались с трудностями, а мы теряли клиентов, хотя бронировали лоты для них на двухнедельный срок.
«Волшебная палочка» в виде услуги ипотечного брокера решила эти проблемы в считанные недели. Теперь клиенты могут оформить ипотеку через нас, им не приходится обивать пороги банков.
Покупатели дали нам ещё несколько ценных комментариев по качеству обслуживания, над которыми мы продолжаем работать: анализируем работу сотрудников и прослушиваем их звонки, обучаем персонал и проводим его ежегодную аттестацию.
Итог проделанной работы следующий: в 2024 году NPS после заключения договора составил 82. Всего за два года ведения опроса мы получили «экстраординарный» результат, который говорит о значительном улучшении качества услуг.
NPS после передачи ключей: вызовы и возможности для улучшения
Ещё несколько лет назад запись на процедуру приёмки и передачи ключей мы проводили вручную в Excel-форме с графиком встреч, куда вносились данные клиентов после их звонка. Это было неудобно как для клиентов, так и для сотрудников, ведь новые жилые комплексы большие, а покупателей квартир много.
Я стала искать выход из ситуации и задумалась об автоматизации процесса. Тогда я и узнала о существовании сервиса «Базис ключи», с помощью которого мы создали единую автоматическую площадку для записи на приёмку квартир и передачу ключей.
Конечно же, у меня возник вопрос: «А что думают об этом сами покупатели?». Ответить на него помог опрос-интервью. Помимо удобства использования программы меня интересовало, довольны ли клиенты работой сотрудников, которые проводят приёмку. Наряду с положительными ответами я получила и несколько таких, которые меня неприятно удивили.
Часть клиентов пожаловалась на опоздания представителей застройщика на приёмку. В принципе, это стандартная история, если учитывать, что таких приёмок у менеджера бывает до 10 в день, а задержка составляет не больше 15 минут. Но некоторые владельцы квартир отметили, что опоздание составляло около часа, потому что специалист искал потерянные ключи.
Были комментарии о том, что некоторые сотрудники компании не представлялись, и люди попросту не понимали, кто перед ними. Другие респонденты отметили, что представители застройщика вели себя так, будто хотели быстрее закончить процесс и получить подпись, сам клиент и его проблемы были им неинтересны.
А некоторые представители УК и подрядных организаций и вовсе «отличились»: торопили клиентов с подписанием акта приемки, не давая вникнуть в детали, и даже грубили в ответ на замечания по недочётам в квартире.
Конечно в масштабе опроса (в нём участвовали более 200 человек) такие случаи единичны, но я рада, что узнала о них от клиентов, и теперь могу пресекать подобное поведение.
Итог исследования получился такой: общий NPS ― 45, то есть, «отличный».
Кроме того, теперь мы знаем, что:
- 30% жильцов не вполне довольны отделкой квартиры (особенно ламинатом, окнами, межкомнатными дверями), но 70% владельцев она полностью устроила;
- 12% клиентов не слишком нравится отделка мест общего пользования (входная группа, холл, лифты), а вот 88% жильцов, наоборот, считают её хорошей;
- 27% покупателей заметили недоработки при приёмке квартиры и лишь 19% оформили дефектную ведомость.
Благодаря NPS мы выявили проблемы, а значит, и точки роста. Все замечания клиентов мы проанализировали и назначили ответственных за устранение недочетов на каждом этапе взаимодействия с клиентами. Сегодня мы продолжаем работу по улучшению сервиса, часть задач уже закрыта.
NPS после трёх-пяти лет проживания: проблема с мусором
Я считаю, что по-настоящему оценить, насколько позиционирование застройщика соответствует реальности, можно лишь спустя несколько лет после ввода дома в эксплуатацию.
Мы опросили жильцов, которые прожили в квартирах 3-5 лет, и узнали, что вывозить мусор один раз в неделю недостаточно. За это время мусорные контейнеры переполняются, и появляются соответствующие “ароматы”. График уборки изменили.
Кроме того, в одном из жилых комплексов продувало окна. Мы ввели в штат специалистов, которые отвечают за настройку окон при передаче квартир и на гарантийном обслуживании.
Казалось бы, такие замечания ― мелочи для крупной строительной компании. Нет, друзья, именно из таких деталей формируется мнение покупателей о качестве продукции и репутация компании в целом.
Результаты опросов, в которых приняло участие более 250 человек, показали, что значение NPS в среднем составляет 30. И этот показатель можно с уверенностью назвать «хорошим».
В заключение, я хотела бы отметить, что идеальных компаний не существует. Однако есть честные и открытые в отношениях со своими покупателями организации, которые проводят исследования не просто ради галочки, а для того, чтобы действительно что-то улучшить. И я, Татьяна Гузеева, как коммерческий директор и просто человек, могу ручаться, что наша компания ― одна из таких.
Расскажите, как вы относитесь к опросам от компаний, у которых совершали крупные или небольшие покупки?
Реклама ООО ЦН "СТРОЙТЭК", ИНН 6679129220, ID: 1203210, erid: LjN8JwKCc
NPS вообще порочный способ замера качества работы
Ну, не все еще про это знают))
Senior Roos, благодарим вас за ваш комментарий. Наш коммерческий директор регулярно проводит различные опросы. На прошлой неделе мы завершили опрос "Почему у нас не купили?", в котором приняли участие 200 человек. В настоящее время мы формируем отчет и скоро поделимся этой информацией.
Которые не купили, тех важней изучать, чем тех, которые купили
А вы уволили сотрудников, которые спешили домой или теряли ключи от квартир, просто интересно?
Артем, благодарим вас за ваш комментарий.Ошибки не делает тот, кто ничего не делает. Когда одновременно передаются 600 квартир, может возникнуть всякое. Поэтому были приняты меры по работе с сотрудниками, допустившими эти ошибки, но до увольнения дело не дошло.
То, что брокера добавили - это хорошо. Но разве без многочисленных опросов вы этого не понимали сами?