Кто такие веб-заработчики и как их избежать

Я часто в статьях взрываю пласт недоSEOшников — людей, которые решили, что они разбираются в оптимизации и даже продают свои услуги, нанося вред бизнесу. Обычно одиночные желчные комментарии в таких текстах без смысла и знаний быстро затухают.

Но вчера я взорвал целый метановый факел веб-заработчиков, разместив статью о том, как сделать интернет-магазин за $200.

Кто такие веб-заработчики и как их избежать

По мощности взрыва я понял, что попал в точку. В болевую точку, что показывает масштаб проблемы.

Кто такие веб-заработчики

Веб-заработчику, в отличие от веб-разработчика, по большому счету плевать, какие цели у вашего бизнеса, какой товар и какая окупаемость. Его задача — продать вам свои дорогие решения, которые, возможно, вам вообще не нужны. Причем продает он исключительно то, что умеет делать. Первая отличительная особенность веб-заработчика — яростное поливание фекалиями любой технологии, которой он не владеет.

Вы пришли в автосалон, чтобы купить автомобиль для поездок на дачу, но вам продают самосвал. Просто потому, что они продают только самосвалы. И на ваши возражения, что это не совсем удобно и неоправданно дорого, вам с пафосом, как недоумку, расскажут, что на нем можно возить картошку без ограничений и при лобовом столкновении самосвал разобьет седан вдребезги. Самосвал без вариантов.

Такую историю сложно представить в реальной жизни, а вот в веб-разработке такое происходит постоянно. Открывшийся бизнес покупает дорогие сайты, чтобы через год закрыться.

По сути веб-заработчики — это веб-разработчики, потерявшие ликвидность. У некоторых ее и не было изначально. Обычно это результат необновляемости знаний, то есть лени.

Доход падает, а хочется, чтобы, как раньше, стояла очередь из коммерсов и трясла пачкой денег. Время идет, рынок меняется, надо приспосабливаться — осваивать новые более сложные направления. Но веб-заработчики принимают единственное в этой ситуации ущербное решение, продиктованное ленью, — они яростно начинают «защищать рынок».

Самые яркие признаки веб-заработчика — ненависть к бесплатным CMS. Триггер — Wordpress. Они ненавидят его всеми фибрами своего тела и не упускают возможности рассказать всему миру о его ущербности.

Лично для меня Wordpress — один из самых значимых проектов в современном интернете. Над этой Open Source CMS трудятся тысячи людей со всего мира, создавая бесплатные модули и темы, совершенствуя движок уже 17 лет. Wordpress сделал создание сайтов доступным каждому. Сейчас в мире половина сайтов работает на этой CMS, начиная от Disney и заканчивая блогом вашего соседа. Вклад Wordpress в развитие интернета огромный.

Но для веб-заработчика Wordpress — зло. Не имея сил и мотивации создать что-либо значимое для человечества (и уж тем более бесплатно), он ненавидит такой труд других людей. Wordpress снизил порог входа на рынок разработки сайтов и теперь 18-летние студенты делают сайты, часто не уступающие платным решениям.

Wordpress внедрил в голову покупателя мысль, что сайт может быть недорогим. Это был самый сильный удар по потоку клиентов к веб-заработчикам.

Страшный сон веб-заработчика

Сейчас я покажу вам свой первый сайт, который сделал клиенту. Никто не показывает свой первый сайт, но все-таки сделаю это. Это был 2014 год. Вот этот сайт:

Кто такие веб-заработчики и как их избежать

Вот какой отличный повод я дал, оголив спину для метания фекалий. Даже обычный веб-разработчик и SEO-специалист найдет там десятки недостатков. Сайт объективно не фонтан.

Но давайте посмотрим на сайт с другой стороны — как на инструмент получения заработка. Да-да, именно с позиции бизнеса оценим его, ведь сайт для этого и создается, чтобы приносить доход, а не быть красивым. А об этом как раз даже предприниматели, попавшие в лапы веб-заработчика, часто забывают. Так вот стоимость этого сайта составила 2000 рублей. Когда пошли заказы, был проведен апдейт еще на 6000 рублей. Все. Бизнес купил инструмент за 8000 рублей.

Сайт уже 6 лет ежедневно генерирует заявки. Этот сайт отправил домой аж двух менеджеров по активным продажам, так как по соотношению стоимость/результат эти менеджеры просто проиграли вчистую. Сегодня Аква-Русь — крупнейший производитель и поставщик воды в Саратове, в том числе и благодаря этому сайту, который без единой ссылки и внешнего SEO, только за счет внутренней оптимизации, лет 5 держал топ-3 в обоих поисковиках. Вот, кстати, отзыв директора о работе со мной. Тон восхищенный, что вполне понятно.

Кто такие веб-заработчики и как их избежать

Вот с точки зрения бизнеса этот сайт идеален — он окупился за пару месяцев и приносит заказы.

Но для веб-заработчика это ад! Дешевый, несовершенный сайт, который при этом еще дышит, работает и приносит доход бизнесу, доказывая свою состоятельность. Это самый страшный сон веб-заработчика, ставящий под сомнение всю его деятельность.

Кстати, обслуживание этого сайта — это только хостинг и продление домена. Нет никакой технической поддержки — за 6 лет на сайте только иногда меняется информация редактором.

Кстати, а вы знали, что большинству сайтов не нужна техническая поддержка? Это еще один секрет веб-заработчиков, за который я, наверное, буду окончательно предан анафеме на их секретной сходке с кострами, где они сжигают бесплатные плагины.

Сервер обновляет хостер, устанавливает новые версии PHP он же. CMS и плагины обновляются тоже сами — срочные обновления автоматически, в остальных случаях это просто на 2 минуты зайти в админку и нажать кнопку. Все. Теоретически этот сайт может работать вечно без правок, пока не исчезнет интернет.

Антивирусная поддержка? Просто не давайте всем подряд доступы, придерживайтесь элементарной цифровой гигиены и вовремя обновляйтесь. Все. У меня нет и не было платы за техподдержку сайта. Есть только плата за фактически выполненную работу, которую клиент заказал.

Сто рублей за хостинг — вот и все затраты.

Недавно мне звонила знакомая, которая платит за техподдержку сайта на 20 страниц 6500 руб./месяц. На сайте даже дефолтные картинки за 5 лет не поменяли. Веб-заработчики даже меня иногда поражают своей наглостью и аппетитами.

Интернет-магазин за $200

Понятное дело, что мой пост о том, как сделать дешевый интернет-магазин, навлек гнев веб-заработчиков. Статья ушла в минус и алгоритмы vc.ru убрали ее из вкладки «Свежее». В итоге менее 500 просмотров. Для сравнения — предыдущая моя публикация на vc.ru собрала более 12 тысяч просмотров.

Я, конечно, сначала пытался получить внятный ответ на вопрос: что не так с примером интернет-магазина. По моим метрикам он отлично справляется со всеми базовыми функциями, и я ждал конструктивной критики. В ответ я получил это:

Ну а потом за переделкой в нормальную студию…

…вот эти накатил ВП, воставил вукомерс не есть сделал сайт…

…просто это магазином не назвать, это как сравнивать магазин с палаткой южных ребят стоящих рядом…

…и блог говно и портфолио говно.

…база у ВП пухнет как на дрожжах и месяца через полтора тебе клиент в рожу плюнет…

…сайт не должен при открытии главной страницы делать 15-20 запросов в базу данных, как это делает вп.

Исходный код должен быть минимум на ООП для легкой доработки…

...тот кто за ВП — тот ни разу хорошего движка не видел.

…не рекомендуйте другим влезать в гавно, коли сами по колено.

Да нечего с ним говорить, у него явно проблемы с головой.

…стоит Вам захотеть добавить какой-нибудь сложный фильтр и бах, сливайте сайт в унитаз.

…он еще толком даже не распробовал гавно, а уже другим бежит советовать.

...ты сделал гавносайт и другим говоришь: «смотрите, это круто, все так делайте, деньги экономьте»...

Фейл автора — несоответствие вида сайта и CMS...

Как видим, конструктива очень мало. Удивило обильное упоминание фекалий, но думаю, при взрыве кишечного метана это нормально. Есть здесь, правда, несколько попыток что-то сказать про работу с БД, но, к сожалению, не было объяснено, как же все-таки это критически повлияет на основной функционал магазина. В остальном все съехало на личные оскорбления, выражение гнева и, конечно же, любимое занятие веб-заработчика — принижение Вордпресс.

Давно не видел такого яростного метания фекалиями на vc.ru. Взорвало не по-детски.

Как определить веб-заработчика

Тут проще простого. Просто используйте в общении «вордпресс» и «конструктор сайтов» и наблюдайте за реакцией.

Веб-разработчик на ваш вопрос просто и понятно расскажет, с какими задачами в вашем случае Вордпресс справится, а с какими нет и почему. Насколько эти задачи критичны для вашего бизнеса. Именно для бизнеса, а не для «устойчивой работы MySQL». Вас не должны волновать внутренние проблемы движка — это работа разработчика. Вы должны понимать, какой результат, за какие деньги вы получите и чем он лучше или хуже другого решения. Вы же не слушаете рассказы механика о работе поршневой системы автомобиля — вас интересует работа автомобиля как целостного инструмента. Возможно, вам подойдет дешевое решение, возможно, нет — все это вам объяснит на понятном языке и без эмоций веб-разработчик.

Востребованный веб-разработчик никогда не будет продавать решение, которое вам не надо — у него и так очередь заказов. Если вам нужен лендинг для теста, он, скорее всего, отправит вас на Тильду и пойдет заниматься работой, которой у него и так валом.

Веб-заработчик же, наоборот, будет усердно пилить вам лендинг на Битриксе просто потому, что это дорого. Он будет вынуждать вас продавать почку, чтобы заплатить сотни тысяч за грузовик, который будет везти мешок картошки, сжигая 40 литров солярки. Самое парадоксальное, что веб-заработчик верит, что сделал вам только лучше, продав «отличное решение на много лет». То, что вы через полгода, скорее всего, поменяете нишу и выбросите сайт, его вообще не волнует.

Лайфхак. После долгого рассказа веб-заработчика об ущербности Вордпресс просто поинтересуйтесь, почему тогда на этой CMS сидят такие небедные компании, как sonymusic.com и renault.com. Наблюдайте за взрывом мозга и слюны.

Сайт — это бизнес-инструмент, такой же, как и молоток, поэтому когда вы покупаете его за 5 или за 500 тысяч, вы должны понимать принципиальное различие между ними. И если эти различия существенны для вашего бизнеса, вы покупаете дорогой молоток.

Единственный способ избежать веб-заработчиков — начать разбираться в веб-технологиях самому. Без этого никак. Веб-технологии это уже настолько большая часть нашей жизни и бизнеса, что вы просто обязаны в них хорошо разбираться.

Никто не продаст вам идею закупить для доставки пиццы внедорожники вместо мопедов, аргументируя тем, что они ненадежные. Вы понимаете реальные характеристики этих транспортных средств и в чем их разница. Никакой механик, рассказывающий о «принципиально разной схеме впрыска топлива» вас не убедит. Оба решения в вашем случае одинаково хорошо решат задачу доставки пиццы из точки А в точку Б. Логичнее выбрать более дешевое. Вы купите внедорожник, когда будете точно понимать, что именно он вам нужен.

Те, кто создает сайты, тоже, в свою очередь, должны двигаться в сторону понимания бизнеса, вникать в его механику и цели, предлагать оптимальные решения, которые принесут пользу всем, чтобы остаться на рынке.

По мере того как бизнес будет вникать в работу интернет-технологий, веб-заработчики исчезнут как вид. Это неизбежно.

224224
615 комментариев

так и не понял, почему у автора так подгорело? потому что кто-то больше зарабатывает или потому что кто-то может в разработу не на вордпрессе? истерика какая-то..

127
Ответить

У автора горит, что многие ушлые предприниматели продают камаз тем, кому нужно возить мешок картошки. 
Этож лежит на поверхности, малому бизнесу нахрен не сдались эти битриксы и дорогие разработки.  Ему достаточно сайт на тильде. 

83
Ответить

У автора подгорело, потому что его прошлую статью заминусовали. Когда что-то пишешь, стараешься но в итоге людям не заходит (а более того тебя еще и минусуют) испытываешь неприятные чувства. 
А заминусовали потому, что таких статей на vc миллион. Точно не потому что "веб-заработчики" испугались за свой хлеб.

Что в итоге, автор молодец, сориентировался, написал новую статью, в которой одну крайность противопоставил другой крайности, которая из-за получившейся противоречивости вызвала шквал комментариев и попала в топ попутно продвинув первую статью ) 

17
Ответить

Цель бизнеса по воде - продать воду максимально дорого или много, насколько может позволить рынок. Цель веб-разработчика - продать свой труд максимально дорого или много, насколько может позволить рынок.
Если бизнес не шарит - ему и впаривают. И это старо как мир. А автор либо статью запилил на этом, либо реально хотел открыть глаза на правду.

6
Ответить

Для тех кто не до конца понял мысль статьи, вот вообще прям очень просто главная мысль) https://vc.ru/life/121282-reaktivnaya-sila-marketinga-partnerskih-otnosheniy

4
Ответить

В чем-то конечно есть смысл в этой статье, но в целом это рассказ механика Васи как дешёв и выгоден его дырявый таз по сравнению с этими вашими Мерседесами и Фольксвагенами и какое огни дорогое гавно, а его ржавый таз за 100 рублей выгодное решение для бизнеса.
Не спорю, таз тоже решение для бизнеса, и кто-то на этом сколотит миллон, торгуя на рынке.
Тут больше принцип подхода.

Покупать дорогостоящий сайт конечно же глупо, но делать нормальный пусть даже и на CMS - вполне логично, это уважение к клиенту в первую очередь.
Как не торговать картохой на старом ящике из досок грязными руками, а образно говоря арендовать чистый прилавок и продавать в фартуке.

ОМГ, скажет автор статьи бля да ваш фартук же стоит 500 рублей, а прилавок 1000 в месяц!
Просто у каждого решения есть обоснования. Надо иметь как говорится золотую середину.

3
Ответить

есть люди такие, не жалеют себя, горят на работе :) и в уши правильную инфу наивной ЦА льют... 

Ответить