Восточные гиганты бизнеса: Почему о них стоит говорить не меньше, чем о западных

В свете популярности западных бизнесменов мы забываем о гениях Востока. На слуху Илон Маск, Марк Цукерберг или Стив Джобс, но в нашу жизнь прочно вошли и китайские автомобили, и электроника, и соцсети. А между тем, имена тех, кто создал известные азиатские бренды, мы не помним. Пора это исправить — решили мы, банк для ИП Хайс.

Восточные гиганты бизнеса: Почему о них стоит говорить не меньше, чем о западных

Рассказываем о трёх восточных предпринимателях, которые совершили своего рода прорыв!

Ли Сян, основатель автомобильной компании Lixiang/Li Auto

Восточные гиганты бизнеса: Почему о них стоит говорить не меньше, чем о западных

Ли Сян — выдающийся предприниматель в области китайской автомобильной промышленности, своего рода, китайский Илон Маск. Родился он в 1981 году в Шицзячжуане. Карьеру Ли Сяна началась в 1998 году с того, что юный бизнесмен, не успев окончить школу, основал сайт PCPop.com — маркетплейс, где продавалась электроника от плееров до сотовых телефонов.

Старшеклассник быстро начал зарабатывать больше, чем его родители и учителя, и решил, что смысла продолжать учёбу нет. Он увлёкся автомобилями — так на сайте PCPop появился раздел с продажей машин. Ли Сян продолжил развивать это направление, и со временм, спустя 5 лет, оно отпочковалось в самостоятельную площадку Autohome — ведущую платформу, посвящённую автомобилям, в Китае. Autohome быстро набрала аудиторию и в 2013 году была выведена на Нью-Йоркскую фондовую биржу с рыночной стоимостью в 3 миллиарда долларов.

В 2014 год у Ли Сяна произошла судьбоносная встреча — решив приобрести Tesla Model S, ещё не пользующуюся популярностью на его родине, он встретился с Илоном Маском лично: владелец Tesla приехал в Китай передать машину одному из первых покупателей в Азии. Ли Сян понимал, насколько перспективны электромобили, и вскоре задумался о своём производстве.

В 2015 году Ли Сян покинул Autohome и основал Li Auto, компанию, специализирующуюся на производстве электромобилей, которая в Китае называется Lixiang. Сначала он планировал выпускать небольшие электромобили для такси или каршеринга — но китайские власти были против использования компактных, а значит, менее безопасных моделей широкой общественностью и зарубили проект. Первый автомобиль компании, кроссовер Li One, был представлен в 2019 году и стал популярен благодаря своей способности работать как на электричестве, так и на бензине, что решает проблему недостаточной инфраструктуры зарядных станций.

Компания также успешно вышла на американскую биржу NASDAQ в 2020 году, собрав 1,1 миллиарда долларов при первичном размещении акций. Под руководством Ли Сяна Li Auto продолжает расти: с 2020 по 2023 год продажи автомобилей Li Auto выросли более, чем в 10 раз.

Чжан Имин, основатель компании ByteDance, запустившей TikTok

Восточные гиганты бизнеса: Почему о них стоит говорить не меньше, чем о западных

Чжан Имин, основатель и генеральный директор ByteDance — один из самых успешных китайских предпринимателей современности. Он родился в 1983 году в Луньяне. Забавный факт: его имя означает «удивить окружающих с первой попытки». Чжан изучал микроэлектронику в университете Нанькай. После окончания университета в 2005 году он начал свою карьеру в стартапах, включая туристический стартап Kuxun, где быстро поднялся по карьерной лестнице от программиста до управленца.

В 2012 году Чжан основал ByteDance, стремясь решить проблему перенасыщения информационного пространства в Китае. Первый успешный проект компании — Jinri Toutiao, китайское новостное и информационное мобильное приложение, которое рекомендует персонализированную информацию на основе технологий ИИ. Оно быстро привлекло миллионы пользователей. Следующим крупным успехом стала платформа для коротких видео Douyin (а мы знаем его как TikTok), запущенная в 2016 году. TikTok быстро завоевал популярность по всему миру благодаря своей уникальной функции рекомендаций на основе ИИ, лёгкости использования и множеству вирального контента.

В 2017 году ByteDance приобрела американскую компанию Musical.ly за 1 миллиард долларов и интегрировала её в TikTok, что значительно увеличило его популярность среди молодёжи. Вскоре после этого TikTok стал одним из самых скачиваемых приложений в мире.

Под руководством Чжана ByteDance выросла до компании с более чем 60 тысяч сотрудников в более чем 30 странах. Однако, компания также сталкивалась с вызовами, включая регуляторные проблемы в различных странах и обвинения в нарушении конфиденциальности данных: так, во время предвыборной гонки в США в 2020, Трамп угрожал приложению запретом в США.

Сначала ByteDance собирались продать TikTok потенциальным покупателям из США, включая Oracle и Microsoft. Но после избрания на пост Джо Байдена, снявшего запреты, предполагаемые сделки сорвались.

В 2021 году Чжан Имин покинул пост генерального директора ByteDance, однако, ему удалось сделать инновационный бизнес в индустрии социальных сетей и контента — и благодаря этому заработать состояние, оцениваемое в 44,5 млрд долларов.

Лэй Цзюнь, основатель Xiaomi

Восточные гиганты бизнеса: Почему о них стоит говорить не меньше, чем о западных

Если Ли Сян — Илон Маск, то Лэй Цзюнь — бесспорно, Стив Джобс. Он родился в 1969 году в Сяньтао, получил степень бакалавра компьютерных наук в Уханьском университете, а после окончания начал свою карьеру в компании Kingsoft — одной из крупнейших компаний по разработке программного обеспечения в Китае. Спустя всего шесть лет — в 1998 году — он уже стал генеральным директором компании.

Под его руководством Kingsoft значительно расширили свой продуктовый ряд, включая появившиеся видеоигры и программное обеспечение для компьютерной безопасности. В 2007 году Лэй Цзюнь вывел компанию на IPO на Гонконгскую фондовую биржу, собрав почти 100 миллионов долларов.

После ухода из Kingsoft, Лэй Цзюнь стал активно инвестировать в такие стартапы, как YY — разработчик социальных сетей, UC — разработчик мобильных продуктов и услуг, основал онлайн-магазин Joyo.com, продав его Amazon за 75 миллионов долларов в 2004 году.

В 2010 году Лэй Цзюнь основал Xiaomi вместе с несколькими партнёрами, включая бывшего руководителя Google Линь Биня. Xiaomi сразу выделилась на рынке благодаря своей стратегии онлайн-продаж и минимизации затрат на рекламу, что позволило продавать смартфоны по конкурентоспособным ценам. Первый смартфон Xiaomi, Mi1, был выпущен в 2011 году и быстро завоевал популярность пользователей.

Под руководством Лэй Цзюня Xiaomi быстро росла и к 2014 году стала третьим по величине производителем смартфонов в мире, уступая только Samsung и Apple. Xiaomi также расширила свой бизнес за пределы Китая, начав продажи в Индии, Европе и США. В 2018 году Лэй Цзюнь повторил свой успех на Гонконгской фондовой бирже, собрав около 4,72 миллиарда долларов.

Сегодня Xiaomi производит широкий ассортимент электроники, включая смартфоны, телевизоры, фитнес-браслеты и другие умные устройства, а работают на компанию более 30 тысяч сотрудников. А Лэй Цзюнь, создав своё «маленькое рисовое зёрнышко» — именно так переводится название компании — стал одной из ключевых фигурой в мире технологий, и миллиардером заодно.

В этом списке мог бы быть и Джек Ма — но про него мы не так давно уже писали в статье про провалы предпринимателей, не остановившие их на пути к успеху.

Чем впечатляют эти примеры? В первую очередь, тем, что даже зная о существовании похожих продуктов и сервисов, предпринимателей не остановил тот факт, что ниша была занята. Наличие Vine не помешало развитию TikTok, iPhone не остановил миллионы покупателей от покупки Xiaomi, а несмотря на существование Tesla, Li Auto все равно пользуются спросом.

Так что, если вы придумали классную идею, но боитесь, что она не выстрелит, поскольку аналоги уже давно существуют, — не бойтесь. Даже в литературе, по некоторым мнениям, всего 36 сюжетов — и тем не менее, новые книги регулярно публикуются, а каждый автор привносит в банальный сюжет свою искру.

Хотите узнавать больше интересных фактов и историй? Подписывайтесь на канал Хайса в телеграме — пишем для предпринимателей, но на небанальные темы!

55
9 комментариев

Да с ценами на айфоны и тд Сяоми с рынка будет очень сложно потеснить)) Кажется что рано или поздно их техникой будут пользоваться все, тем более что они почти все сферы охватили, от смартфонов до пылесосов

1

Элина, да, они выбрали удобную нишу недорогих электронных товаров с очень широким ассортиментом. Аналог вспомнить трудно :)

1

Реально несправедливо про них никто не помнит, хотя Китай и другие азиатские страны делают продукты все лучше и лучше и бизнесмены у них ничуть не хуже. Один Джек Ма чего стоит

1

Степан, Джек Ма — легенда! :)

Ксяоми супер, пользуюсь! Имя основателя правда запомнить сложно

Про Ли Сяна интересно, но все же его бренд менее популярный условных Хавалов или Черри. Хотя у нас на электромобилях не везде удобно, стоит от миллионников отъехать, разрядишься и встрянешь.

Надеемся, что зарядных станций станет больше в перспективе нескольких лет. А Ли Авто — гибриды: можно и на бензине, и на электричестве ездить!