Студенты в КиберВселенной: как быстро и эффектно познакомить с профессией аналитика SOC

Всем привет! Я Елена Гринченко, специалист группы дистанционного обучения в Innostage. В этой статье расскажу, как мы за четыре недели придумали, создали свою КиберВселенную и привлекли почти 330 студентов для её защиты.

25 мая на киберфестивале Positive Hack Days 2 состоялся Молодёжный день, в котором Innostage участвовал как глобальный партнёр. В этот день студенты вузов с техническими и ИТ-направлениями приходили на площадки фестиваля в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Казани и Иннополисе, чтобы больше узнать о карьере в ИБ, познакомиться с представителями топовых компаний и примерить на себя разные роли.

Для Innostage Молодёжный день — отличная возможность привлечь молодых специалистов на стажировки и другие студенческие проекты, например, Всероссийскую студенческую кибербитву. Важно было не только подробно погрузить аудиторию в профессию аналитика SOC, но и сделать это настолько интересно, чтобы выделиться на фоне не менее известных компаний — Тинькофф, Kaspersky, Positive Technologies и других. Поэтому для нашего воркшопа мы выбрали формат интерактивной игры.

Концепция и разработка игры

В основу проекта легло тестирования на базовые знания и навыки специалиста SOC 1 линии: в нём было меньше вопросов, а сама механика была ограничена ответами «да» или «нет». Нашей задачей было сделать проект, достойный большого мероприятия, а значит, предстояло доработать концепт.

В первую очередь игра должна была увлекать и мотивировать проходить её дальше, поэтому тест мы превратили в воркшоп-игру.

Как мы это сделали?

Разработали единый сюжет. Главная задача игрока — спасти Кибергород от нападения ХакБотов. В зависимости от ответов сюжетная линия постепенно развивается: если сделать ошибку, враги продвигаются ближе к цели, а если ответить правильно, атака получает отсрочку. Это позволило сделать игру более непредсказуемой: каждое прохождение может идти по собственному пути в зависимости от навыков и знаний участников

Вот так выглядела дорожная карта всех сценарных веток.
Вот так выглядела дорожная карта всех сценарных веток.

Создали интерактивы. Мы использовали задания разного формата: выбор правильного ответа, сопоставление терминов, заполнение пропусков. Такой подход позволил сделать игру интереснее и лучше контролировать уровни сложности.

Продумали уровни сложности. Вопросы воркшопа усложнялись по ходу сюжета: игрок начинал с простых терминов, а заканчивал уже сложными заданиями. Не прошедшие первый этап не могли перейти ко второму, на этом игра для них заканчивалась. Но для тех, кто правильно отвечал на вопросы, игра давала подсказки к следующим, более сложным заданиям.

Пример тестового задания

Создали уникальный дизайн. Игра должна была быть визуально привлекательной и оригинальной, чтобы увлечь участников. Сроки поджимали, так что мы оптимизировали разработку концепции: на стоках нашли подходящие референсы по дизайну персонажей и адаптировали их под брендовые цвета. Добавили и логотипы, и фирменные иконки, чтобы сразу строились нужные нам ассоциации: «Чей это воркшоп? Innostage!»

Студенты в КиберВселенной: как быстро и эффектно познакомить с профессией аналитика SOC

Сложности, с которыми мы столкнулись в процессе

Ограниченные сроки. Игру предстояло разработать за три недели, при этом из контента у нас было только базовое тестирование. Кроме того, мы создавали этот проект параллельно нашим рабочим задачам, так что и ресурсы были ограничены.

В нашей команде было три человека: специалист группы дистанционного обучения, руководитель центра образования и ведущий аналитик информационной безопасности Innostage. Чтобы оперативно действовать, мы разделили задачи на три направления:

  • разработка сценария;
  • вопросы и выстраивание их логики;
  • оформление: сюжет, дизайн, анимация, вёрстка, пасхалки и приветы от команды внутри игры.

Это позволило определить зоны ответственности и быстрее двигаться в разработке.

Логика игры. Мы запланировали четыре сюжетных линии и шесть возможных финалов — важно было объединить их в логичную и понятную структуру. Кроме того, сами вопросы на каждом этапе должны были не только проверять знания участников, но и двигать сюжет. Например, чтобы восстановить защитный купол Кибергорода нужно было вспомнить, какие инструменты используются для защиты реальной инфраструктуры.

Игра была собрана с помощью конструктора iSpring Suite и реализована с помощью LMS iSpring learn. Мы выбирали между несколькими платформами, но у iSpring было несколько крутых опций:

  • Удобный конструктор для создания интерактивных курсов и тестов — с его помощью делали разные форматы вопросов, вставляли гиф-анимацию и видео.
  • Статистика обучения. Ее мы использовали как турнирную таблицу, где участники могли отслеживать свои результаты как внутри аудиторий, так и в нашем телеграм-канале.
  • Возможность настройки авторегистрации пользователей для оперативного доступа студентов к игре.

Результаты

Игра определенно вызвала интерес: студенты из Нижнего Новгорода, Казани и Иннополиса, Санкт-Петербурга и Москвы пытались победить наш воркшоп любой ценой. Всего в воркшопе поучаствовало 327 человек. Кто-то проходил игру несколько раз — один из участников регистрировался с разных почт (но под своей фамилией) восемь раз! Некоторые прямо на глазах объединялись в команды. За этим было интересно наблюдать: призы и подарки для участников отошли на второй план. На первый — желание победить и дойти до финала.

Пользуясь случаем, передаем привет студентам из Нижнего Новгорода
Пользуясь случаем, передаем привет студентам из Нижнего Новгорода

Многие не ожидали, что игра окажется достаточно сложной. Из всех участников только семь смогли добраться до финальных сценариев и набрать более 80% прохождения. Увидев мультипликационность оформления, ребята ожидали, что и игра будет лёгкой, поэтому завалив всё на первом этапе, уходили разочарованные. Но цель подобных проектов Innostage другая: с помощью игрового формата определить самых сильных студентов, с которыми нам по пути. Именно они станут частью уникального сообщества для получения, обмена и подтверждения знаний и войдут кадровый резерв рынка кибербезопасности.

Это уже студенты из Казани и Иннополиса
Это уже студенты из Казани и Иннополиса

Выводы

В целом, это был потрясающий опыт — реализовать с нуля подобный проект за четыре недели, имея ограниченные временные и командные ресурсы, и увидеть подобный отклик от аудитории и участников.

А ещё мы надеемся, что победители воркшопа по SOC «Спаси Кибервселенную от Хакботов» станут участниками Всероссийской студенческой кибербитвы, которая в очередной раз пройдёт в сентябре в Казани. Это отличная возможность для студентов проверить не только теорию, но и практику. Команды получат возможность не только продемонстрировать свои знания, но и выиграть денежный приз, а мы обязательно подготовим что-то интересное.

Привет из аудитории Санкт-Петербургского ИТМО
Привет из аудитории Санкт-Петербургского ИТМО

Вы тоже можете погрузиться в профессию SOC, пройти первый уровень и понять: а вы смогли бы спасти КиберВселенную от Хакботов?

1717
2 комментария

Классно получилось 🤝

Ответить

было бы здорово, узнать мнения ребят, кто прошел) идея класс)

Ответить