Маркировка обуви в 2024: почему она мне помогает

Вначале обязательная маркировка обуви была для меня проблемой. Но к 2024 году я во всём разобрался, и сейчас она мне даже помогает. Как — расскажу в этой статье.

Так маркируем обувь
Так маркируем обувь

Как я разобрался с “Честным знаком” на своём складе обуви

Когда в 2018 начали вводить маркировку — “Честный знак”, — мы приняли участие в этом эксперименте. Потом нам это помогло — маркировка стала обязательной, и для нас она уже не была неожиданностью.

В начале пробовали маркировать вручную, но было долго. Поэтому решили автоматизировать процесс. В этом помог Клеверенс — все в один голос его советовали. Из ПО пробовали только его и работаем в нём до сих пор. Сейчас на нашем складе у каждого кладовщика есть по 2 терминала с этим софтом. Платим за него тысяч 30 в год.

Как устроен мой склад обуви

Площадь моего производства — 5 000 кв. м, из них ⅔ — склады.

3 000 кв.м — это примерно половина футбольного поля
3 000 кв.м — это примерно половина футбольного поля

Складов у меня два, оба находятся на территории предприятия. Один двухэтажный, другой — в один этаж, но по габаритам как хрущевка в три подъезда. На складах — десятки тысяч пар обуви, в сезон — сотни.

Сотрудников нужно немного: всего 2 кладовщика и грузчики. В среднем на каждом складе у нас работает 5 человек. В сезон грузчиков нужно больше — тогда размещаем объявления, ищем дополнительных людей.

Клеверенс помог автоматизировать приёмку, отгрузку, работу с маркировкой. Теперь кладовщики быстрее справляются с работой.

Ещё с Клеверенс оформляем возвраты товара, делаем инвентаризации, считаем товар, проверяем маркировку. Сейчас это важная часть нашей инфраструктуры: сломается Клеверенс — будут большие проблемы.

Как мне помогает “Честный знак”

Через “Честный знак” я отслеживаю каждую пару обуви. Это неочевидно помогает.

Например, мы анализируем рынок и отслеживаем цены на нашу продукцию. Бывает, небольшие магазины договариваются между собой и покупают большую партию товара со скидкой. Потом начинают воевать между собой, сильно снижать цены. Для меня это плохо, потому что продавать по низким ценам невыгодно для продавцов. Они ничего не заработают, а в следующий раз они придут ко мне и будут требовать цены ещё ниже. Ниже цены — падает качество. Меня это не устраивает.

Узнаём о таких войнах из внешних источников. Потом с помощью “Честного знака” установливаем магазины, которые этим занимались, связываемся с ними и просим больше так не делать.

Или, например, обращаются покупатели, мол, товар не подошёл, хочу вернуть. По правилам обувь нужно сдавать в магазин, где купили обувь. Если человек не помнит где он взял пару, я выясняю это через “Честный знак” и пишу: идите туда-то и сдайте. Проблема решена.

Недовольный покупатель. Сапоги явно большемерят
Недовольный покупатель. Сапоги явно большемерят

И самое важное: гарантия на мою обувь — год. Её нужно продать в течение полугода после производства — такой закон. Маркировка показывает, от чего нужно поскорее избавиться — эту обувь продаём в первую очередь. Или через “Честный знак” можно посмотреть, какой продукции достаточно, а какой не хватает. На основании этого могу планировать производство.

Хотя гарантия всего год, сапоги, по-сути, вечные. Знаю человека, который купил нашу обувь в 2009 году и до сих пор в ней ходит.

Ещё живые, хотя прошли через многое
Ещё живые, хотя прошли через многое

Если смотреть в целом, “Честный знак” — двоякое явление. Для нас это дополнительные расходы — нужно покупать коды и печатать их, клеить, оформлять соответствующую документацию. Раньше товарами на двух складах занимались всего трое сотрудников, без учёта грузчиков. Рук стало не хватать, и мне пришлось нанять ещё одного человека — сейчас их четверо. Если будем производить больше товара, придётся пригласить и пятого.

Что такое маркировка

Маркировка товаров — это когда каждому товару присваивается свой код. Он наклеивается на товар так, чтобы его было видно. Обычный человек может отсканировать этот код через приложение “Честный знак” и узнать:

  • Кто и когда произвёл товар
  • Кто привез товар
  • Легален ли он

А ещё там можно сообщить о нелегальности товара и почитать состав.

Отсканировал наши сапоги через “Честный знак”
Отсканировал наши сапоги через “Честный знак”

Сколько стоит маркировка

Я маркирую обувь штрихкодами Data Matrix. За них плачу, по 60 копеек за штуку — это с учётом НДС. Метку нужно клеить на упаковку так, чтобы её было видно.

Маркировка на нашей обуви
Маркировка на нашей обуви

Какую обувь маркируем

Маркировать нужно всю обувь, которая продается на территории России.

Что должны делать производители, импортеры, розничные продавцы, маркетплейсы и дистрибьюторы в “Честном знаке”

В “Честном знаке” задействованы все — производители, импортеры, оптовики, маркетплейсы и розничные магазины. Я есть почти во всех ипостасях — нет только импорта и физических магазинов.

Производители и импортеры

Процессы на складе такие: мы выпускаем продукцию, заказываем коды маркировки. Распечатываем этикетки, наносим на готовую продукцию. Продукция поступает на склады, кладовщик её принимает и проверяет правильность маркировки — для этого сканирует каждую пару. Отсканировать повторно не получится — Клеверенс не даст.

Потом кладовщик подтверждает, что мы можем продавать товар. Клеверенс составляет документ, который потом передаёт в “Честный знак”.

Когда нашу продукцию хотят купить, заказ клиента выгружается в Клеверенс. С Клеверенсом терминал кладовщика сразу показывает, где лежит товар.

Терминал с Клеверенсом. Резиновые сапоги лежат в первой ячейке яруса 7-4 на 13 стеллаже секции А
Терминал с Клеверенсом. Резиновые сапоги лежат в первой ячейке яруса 7-4 на 13 стеллаже секции А

Каждый код уникален и присваивается конкретной паре, поэтому кладовщик сканирует то, что кладет покупателю. Потом можно будет отследить какая пара уехала к клиенту, где она теперь и что с ней произошло. Информация о сканированных парах через Клеверенс сохраняется в электронном документе УПД.

Когда кладовщик собирает заказ, мы подписываем УПД и передаём клиенту, чтобы он дальше смог работать с нашей обувью. "Честный знак" в течение суток снимает проданную обувь с нашего учета и переводит на учет клиента. Вот такой принцип работы.

Правильно маркировать критически важно — если что-то не так, “Честный знак не даст продать товар. И произойдёт это прямо на кассе, когда человек стоит с понравившейся парой и уже хочет её купить.

Оптовики

Когда я отправляю товары в розничные магазины, формируется УПД с их кодами. Он подписывается электронной подписью, после этого система маркировки фиксирует, что товар перешел на другой этап торговой цепочки.

Розничные магазины и ИП

Когда товар приходит в розничные магазины, продавцы считывают коды каждой единицы специальным сканером — так подтверждается получение товара. Потом они обновляют данные в “Честном знаке”.

Когда товар кто-то покупает, продавец еще раз сканирует код. В этот момент касса автоматически отправляет запрос в “Честный знак”, и в течение 1,5 сек. от него приходит ответ. Если всё хорошо, товар купить получится. Если нет — придётся его менять или искать что-то другое — с этим что-то не то. Поэтому, повторюсь, не накосячить с маркировкой важно.

Маркетплейсы и продавцы на маркетплейсах

Моя обувь есть на Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркете.

619 отзывов — мои самые успешные сапоги на Озоне. Стоят 2 тыщи
619 отзывов — мои самые успешные сапоги на Озоне. Стоят 2 тыщи

С марта 2023 года маркетплейсы сами уведомляют “Честный знак” о выводе маркированных товаров, иначе — штраф. Раньше маркетплейс просто передавал коды реализованной продукции, и продавец выводил её из оборота. Теперь стало легче.

Правда, меня эти изменения не коснулись. Маркетплейс суетится, только если товар продаётся с его склада. Я же доставляю товары на склад, только когда их кто-то заказал. Поэтому головная боль насчёт “Честного знака” до сих пор на мне.

Дистрибьюторы

Я сам для себя дистрибьютор. Здесь с маркировкой всё так же, как и у оптовиков.

Памятка. Что делает каждый из участников торговой цепочки
Памятка. Что делает каждый из участников торговой цепочки

Составил памятку — что необходимо сделать производителям, ипортёрам, дистрибьюторам и магазинам, чтобы начать работать с маркировкой/

Маркировка обуви в 2024: почему она мне помогает

Какие проблемы с маркировкой у меня есть

Не всё бывает гладко. Мы используем код DataMatrix, он бумажный, поэтому легко повреждается. Иногда после транспортировки партии часть кодов становится нечитаемой. Со мной связывается покупатель и просит их прислать, чтобы переклеить их самому. Клеверенс в этом не особо помогает, вручную ищешь документы и нужные коды, потом покупатель их переклеивает.

Ещё, бывает, кладовщики путают пары: в заказ отсканировали одно, а положили другое. Тогда клиент присылает мне фотографии этикеток, я пробиваю их в 1С — туда Клеверенс предварительно внёс все документы по заказу. Там узнаю, в каком месте случилась ошибка и как её исправить.

Штрафы за нарушения маркировки

Если относиться к маркировке беспечно, придётся платить штрафы или вообще присесть. Я стараюсь делать всё по правилам и пока ни разу не платил штрафы за неправильную маркировку. Но вот за что вообще может прилететь, если продавать обувь:

1. Товары не введены в оборот или нарушены сроки передачи сведений в “Честный знак”

Штраф для должностных лиц — 1-10 тыс. ₽

Штраф для малых юрлиц — 25-50 тыс. ₽

Для средних и крупных — 50-100 тыс. ₽

2. Ввод в оборот без разрешительной документации или с неверными сведениями о документации

Штраф для должностных лиц — 1-10 тыс. ₽

Для юрлиц — 50-100 тыс. ₽

Финал

Маркировка не так уж страшна для бизнеса. Да, она требует усилий и затрат на внедрение, но с Клеверенс это не так страшно. Как производителю, мне маркировка даже помогает: с ней я решаю проблемы клиентов, планирую производство и пресекаю демпинг на рынке.

Главное — подойти к вопросу ответственно: правильно маркировать продукцию, вовремя передавать данные в систему, следить за остатками и движением товара.

Так что маркировка - это не проблема, а скорее новая реальность в торговле. К ней можно приспособиться.

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога Клеверенс на основе интервью с Кушниром Виктором Васильевичем, начальником торгового отдела ООО «ЛПО-Вездеход»

Над статьей работали: Вячеслав Рюмин, Эвелина Астапова, Анастасия Бауэр
2929
22
11
51 комментарий

Комментарий удалён модератором

К сожалению, этот и другие «плюсы» «Честного знака» расписаны такие, что я аж заикаться стал (сначала от смеха, потом от жалости к сове на глобусе).

5
1

Ну все же знают, что за полгода резиновая обувь становится опасной для употребления.
— Тотоша и Кокоша —

1

Типа срок годности

1

Какие-то высосанные из пальца преимущества, за которые платится всегда, а не единовременным вложением средств в производство.

"Правильно маркировать критически важно — если что-то не так, “Честный знак не даст продать товар. И произойдёт это прямо на кассе, когда человек стоит с понравившейся парой и уже хочет её купить."
Что-то не так, это что? Маркировка на туфли, а покупают сапоги? И как этот знак не даст продать, физически не примет деньги от покупателя, который их протягивает продавцу?

Самый главный вопрос - как этот честный знак защитит покупателя от покупки обуви, которая сделана из той же упаковки, в которой она продается? Когда она разваливается через пол года - год или начинает промокать? С честным знаком он будет знать, что купил не подделку, а оригинальное говно?

4
1

Комментарий недоступен

4
1

Ну вероятность, что обувь окажется плохой, ниже

1