«Когда мы начинали, CRM ещё не были такими популярными. А потом я случайно создал CRM-конструктор»

Марат Гарифуллин основал первый бизнес еще в университете. В 1998 году он поступил в КАИ на программиста, зарегистрировал ИП и открыл студенческую газету. После двух выпусков дело провалилось, а ИП — осталось. Тогда он открыл веб-агентство, а через несколько лет появился первый CRM-конструктор, для работы в котором не были нужны программисты.

Как это было, рассказывает сам Марат.

Открыл веб-студию на стипендию

Поступил в КАИ на программиста и уже через год загорелся идеей студенческой газеты. Зарегистрировал ИП, а тогда регистрация была настоящей головной болью. Прошел по всем инстанциям, собрал команду и стал работать. Мне говорили, что выпускать газету сложно, но я не сдавался целых два выпуска.

Дело не выгорело, пришлось закрыться. Вся команда училась на программистов, поэтому возникла идея создавать веб-сайты. Стали подрабатывать, копить стипендию. В 2002 году смогли арендовать за 5 тысяч рублей первый крошечный 10-метровый офис на Право-Булачной в Казани и стали работать на себя.

​С чего все начиналось: маленький офис на Право-Булачной улице
​С чего все начиналось: маленький офис на Право-Булачной улице

Все деньги, что получали за заказы — пускали только на развитие, и немного себе, чтобы сводить концы с концами. Тогда нам повезло: всем нужны были сайты, все горели идей как-то выделиться, показать себя, привлечь больше клиентов.

Со временем стало сложнее. Но не только потому что многие компании уже обзавелись сайтами и выросла конкуренция на рынке. Разработка встала на конвейер и уже не приносила столько энтузиазма.

От доставучего заказчика к CRM-конструктору

В 2007 году к нам обратился клиент, которому понадобилась система по учету товаров, заявок и всего, что у него было на складе. Мы ее разработали, но это был не конструктор. Самостоятельно клиент не мог ничего в ней менять, а ему это было необходимо. Поэтому он постоянно обращался к нам и доставл разработчиков с вопросами. Ему нужно было то поменять столбцы, то переделать вычисления.

Заниматься настройкой и доработкой в CRM невыгодно — обязательно нужен программист.

Программисты вечно заняты и их время стоит дорого. Поэтому стал думать, как создать таблицу, которую клиент сможет настраивать самостоятельно.

Тогда мы разработали простейший онлайн-конструктор, где можно создавать таблицы. Если сравнивать с сайтами, то такой конструктор аналогичен Tilda — здесь тоже можно настраивать все самостоятельно. К 2010 году мы выпустили первый CRM-конструктор, запустили простенькую рекламу, правда, в то время мы и сами толком не знали что такое CRM.

Мы продолжали делать сайты и параллельно развивали CRM-конструктор. Сначала он был просто дополнительным продуктом. Внимание на нем не акцентировали, но ощущение, что выгорит, — было.

Марат Гарифуллин, Основатель CRM «Клиентская база»

А когда подсчитали выручку, и выяснили, что CRM стала востребованней сайтов — перестали брать заказы и сфокусировались на разработке конструктора.

Конструтор для бизнесменов

Многие привыкли вести учеты и подсчеты в Excel таблицах. Контакты и информацию о клиентах записывать в телефон или блокнот, заявки — на стикерах. В итоге, подсчеты сбиваются или попадают не в те руки, заявки и контакты теряются. Причем, вы не сможете вести историю работы с клиентом в одном файле.

​Отчет по продажам в CRM-системе
​Отчет по продажам в CRM-системе

Готовая CRM-система позволяет не только фиксировать контакты клиента, но и вести историю взаимодействия с ним и распределять работу с ним между разными менеджерами.

Наш CRM-конструктор это нечто более упорядоченное, чем таблицы Excel. Мы сделали так, чтобы бизнесмен мог создавать нужные ему таблицы и списки. Некий набор ячеек, которые формируются под него — потом клиенту нужно просто их заполнить.

Например, один наш клиент — владелец строительной компании. Он привык все делать самостоятельно, но понял, что не тянет. Часто терял заказы и не мог уследить за менеджерами. В CRM он перенес прайс-лист, учет заказов, учет товаров на складе, настроил систему уведомлений. Контролировать менеджеров стало проще, а заказы перестали теряться.

Другой клиент — учебный центр. Сотрудники тонули в таблицах Excel, теряли важные документы и клиентов. Перенесли все таблицы в CRM, настроили автоматическое составление договоров, печать и подпись руководителя. Привели в порядок все свои дела. Теперь если срочно надо подписать документ, они пользуются шаблоном договоров — там уже все есть.

Набор полей и доступы к ячейкам задаются администратором в самой системе — а менеджер уже заполняет только те поля, которые ему разрешены. Потом эти таблицы разрастаются все больше, поскольку у крупных задач появляются более мелкие.

​Карточка сотрудника стоматологии в CRM «Клиентская база»
​Карточка сотрудника стоматологии в CRM «Клиентская база»

Разрабатывали так — программисты создали движок, а на его базе я уже сам создал типовые таблицы, поля, настроил логику и взаимодействия с ними. С каждым обновлением мы автоматизировали все больше процессов, пока CRM не превратилась в настоящую песочницу.

В 2018 году мы добавили конструктор вычислений, а в 2019 — конструктор отчетов. Теперь любой бизнесмен может зарегистрироваться и создать свою CRM не привлекая программиста. Мы для этого также разработали свой обучающий курс «Конфигуратор», — он бесплатный. После его прохождения любой, даже гуманитарий сможет разобраться в системе. Сейчас работаем над расширенной версией.

​Youtube-канал CRM «Клиентская база»
​Youtube-канал CRM «Клиентская база»

У конструктора есть две версии — облачный и коробка. Ежемесячная оплата на облачном сервисе — 1500-12 000 рублей, зависит от тарифа. Коробка стоит 13 500 рублей, и бессрочно. В цену коробочной версии входит техподдержка и обновления на год. Если клиент хочет получить новое обновление или техподдержку уже через год, все это ему обойдется в 30% от стоимости лицензии.

Команда

Вначале команда «Клиентской Базы» состояла из трех человек, сегодня она увеличилась в десять раз. Помимо руководителей, в компании два ключевых отдела — разработки и продаж, и два дополнительных — техподдержки и маркетинга.

​Команда «Клиентской базы»
​Команда «Клиентской базы»

Все они занимаются главным для IT-компании делом — разработкой продукта для клиента и объясняют ему все тонкости и технические мелочи понятным языком. Техподдержка помогает справляться с экстренными случаями и срочными задачами клиентов. В команде также есть HR, бухгалтер и несколько конфигураторов — они помогают сделать систему гибче.

Сложности и перспективы

Одна из сложностей с которой мы столкнулись еще на старте — задачи появляются быстрее, чем их выполняют программисты. Тогда уже были CRM-системы, они не были онлайн, и тем более, не были конструкторами. Зато компаний, желающих автоматизировать свои бизнес-процессы — становилось все больше. Первые месяцы мы едва успевали закрыть задачи, поэтому с каждым годом штат рос на 2-3 человека.

Сегодня мы занимаем лидирующую позицию среди CRM-конструкторов. Остальные компании только делают робкие шаги в этом направлении, потому что проще предложить готовый продукт — с ним меньше проблем.

​Интерфейс CRM «Клиентская база»
​Интерфейс CRM «Клиентская база»

Выручка компании за 2019 год составила 24 млн. рублей, мы выросли до 153 партнеров. Наши клиенты по всей России и бывшему СНГ, даже есть иностранные компании — специально для них разработали английскую версию CRM. На момент написания статьи в системе зарегистрировалось более 127 тыс. пользователей.

CRM-система «Клиентская База» может взаимодействовать с ВК, Roistat, 1С, продуктами «Яндекс», WhatsApp, Speech Analytics, а также есть рассылка по смс, почте и IP-телефония.

Сейчас одна из приоритетных задач — развитие партнерской сети на российском рынке. Партнеры могут разрабатывать CRM на основе нашей платформы под нужды разных бизнесов, продавать их, и зарабатывать.

CRM-конструктор был нужен нам самим. Мы его создали, протестировали, а потом поняли — нужно делиться с остальными. Даже сейчас, когда существует столько разных CRM, люди все еще ведут расчеты на коленке. Им нужна своя уникальная база, а мы можем дать предпринимателям шанс создать ее самостоятельно. Если хочешь быть в чем-то уверенным, сделай это сам.

1717
26 комментариев

Ха-ха, помню такие компьютеры в школе в кабинете информатики. Сам тоже начинал с сайтов, только не зашло. Перешел на сео, ниша по проще и по прибыльней. Хотя кому как

3
Ответить

Да, компы тогда были огонь) Не то что сейчас плоские доски

2
Ответить

Доставучему заказчику зашлите часть прибыли

2
Ответить

Кстати, да, хорошие отношения с ними до сих пор, и они в шутку на это намекали :)

2
Ответить

Блин, последняя фраза прямо в сердце. Если хочешь что-то сделать — реально нужно самому. А почему именно с журнала печатного начали? Мне кажется проще было бы пилить онлайн журнал, сейчас он бы был огого каким-нибудь, ну если грамотно подойти 

2
Ответить

Смешно сказать, но в начале 2000-х интернет был не слишком популярен среди студентов.

1
Ответить

Почему понять ваши цены, ознакомившись с сайтом, это целая проблема?
Вы не можете разработать несколько общих тарифов и оставить один кастомный?

Ответить