Матрица BCG (Boston Consulting Group) – классический инструмент стратегического анализа и планирования продуктового портфеля. В чём секрет её успеха?

Матрица BCG (Boston Consulting Group) – классический инструмент стратегического анализа и планирования продуктового портфеля. В чём секрет её успеха?

🗯 Модель BCG позволяет определить:

- Какие продукты требуют вложений или доработок?

- От каких продуктов лучше всего избавиться для предотвращения потери прибыли?

- Как улучшить новый продукт с помощью старого?

🎯 BCG представляет собой матрицу с четырьмя категориями: «знаки вопроса», «звёзды», «денежные коровы» и «собаки». Такая концепция наилучшим образом подходит для средних и крупных компаний с широкой продуктовой линейкой.

Категории дифференцируются в соответствии с такими критериями, как: привлекательность рынка с точки зрения роста (новый, развивающийся, зрелый или стагнирующий) и рыночной доли относительно крупнейшего конкурента (рассчитывается как объём продаж нашей компании / объём продаж конкурента).

Наглядно матрицу BCG можно представить следующим образом:

Матрица BCG (Boston Consulting Group) – классический инструмент стратегического анализа и планирования продуктового портфеля. В чём секрет её успеха?

Подробнее о каждой категории:

«Знак вопроса» – продукты с низкой относительной рыночной долей, но с хорошей перспективой роста рынка. Есть шанс на увеличение рыночной доли, но существуют барьеры, препятствующие этому (требует больших инвестиций, однако это может оправдаться в будущем).

🐕 «Собаки» – продукты с невысокой относительной рыночной долей и низкой перспективой роста рынка. Это могут быть устаревшие или неудачные проекты, которые неперспективны для компании и приносят мало прибыли (или вовсе убыточны). Компаниям следует избавляться от таких продуктов или изменить их позиционирование.

🐄 «Денежные коровы» – продукты с высокой долей на рынке, но низкими возможностями для его роста. Достигли своей зрелости, при этом могут приносить наибольшую прибыль. Они не требуют инвестиций, а доход с их продажи, согласно модели, следует направлять на другие продукты компании – «знаки вопроса» (возможность перейти в раздел «звёзд) и «звёзды» (потенциал для дальнейшего роста продаж).

⭐️ «Звёзды» – продукты с сильной конкурентной позицией на рынке и высоким темпом роста. Генерируют большой доход для компании и могут развиваться дальше. Основной акцент в развитии, как правило, делается именно на них. У таких продуктов высокая потребность в финансировании, поэтому они не должны преобладать в портфеле.

Матрицу BCG также можно сопоставить с жизненным циклом товара, где:

Выход на рынок - это продукты категории «Знак вопроса»

Рост - это продукты категории «Звезда»

Зрелость - это продукты категории «Денежная корова»

Спад - это продукты категории «Собака»

Стоит отметить, что модель BCG необходимо регулярно обновлять (например, раз в полгода / год), для отслеживания динамики изменений в продуктовом портфеле компании и пересмотра стратегии его развития.

55
3 комментария

Яндекс - собака или денежная корова?

1
Ответить

Дмитрий, добрый день!
Матрица BCG в основном применима к продукту. Однозначно утверждать без анализа тяжело, но в случае Яндекса можно предположить, что "денежной коровой" будет сервис "Яндекс.Такси". "Собакой" в свое время был сервис - "Яндекс.Каталог", прекративший свое существование существование в 2017 году из-за отсутствия перспектив развития.

Ответить

Отличная модель!

1
Ответить